14 апреля исполнилось 250 лет со дня смерти Георга Фридриха Генделя. Эта фигура, часто сопоставляемая по своим масштабам с великим И. С. Бахом, вызывает сейчас повышенный интерес, особенно в мире музыкального театра, где он после почти двухвекового забвения торжествует свою «победу». Конечно сравнение с Бахом, возможно, является некоторым преувеличением, однако искусство этого выдающегося столпа музыкального искусства, универсального мастера заслуживает того, чтобы ему были возданы достойные почести. В связи с этим событием, мы публикуем статью о Генделе из нового издания энциклопедического оперного словаря Е. Цодокова. Учитывая специфику книги, речь здесь пойдет об оперном творчестве Генделя, дарование которого, разумеется, далеко выходило за рамки этого жанра.
Немецкий и английский композитор. Родился в Германии в семье придворного цирюльника-хирурга. Рано обнаружил тягу к музыке, которой учился вопреки желанию отца. В 17 лет стал органистом в своем родном городе Халле. Однако юноша чувствовал стремление к театрально-драматическим музыкальным формам и спустя год уехал в Гамбург, где поступил на службу скрипачом и клавесинистом в единственный в ту пору в стране оперный театр, руководимый Кайзером 1. Здесь и была с успехом поставлена первая опера композитора «Альмира» (1705, либретто Ф.Фёйсткинга), включавшая 42 немецких и 15 итальянских арий. Созданный в том же году «Нерон» провалился (партитура утеряна). Еще две «немецкие» оперы, написанные позже, также не оставили заметного следа в его творчестве.
В 1706-10 композитор жил в Италии (Рим, Неаполь), где осваивал традиции итальянского музыкального искусства, писал оперы, светские кантаты, камерную музыку. В этот период он сочиняет оперу «Агриппина» на либретто неаполитанского вице-короля, кардинала В.Гримани, поставленную в 1709 в Венеции и получившую значительный резонанс. В 10-е гг. творческая деятельность молодого композитора была попеременно связана с Германией и Англией. В начале 1710 он был приглашен в Ганновер на должность капельмейстера при дворе курфюрста Георга Людвига. Спустя некоторое время во время отпуска отправился впервые в Лондон. Здесь в 1711 с большим успехом состоялась премьера его оперы Ринальдо. Возвратившись ненадолго на службу в Ганновер, композитор затем вновь уезжает в английскую столицу, обещав курфюрсту возвращение «в границах приемлемого времени», однако нарушает обещание и остается в Англии на этот раз на 4 года (1712-1716), получив большую пенсию от королевы Анны. Среди нескольких опер этого периода обращает на себя внимание «Амадис» (1715).
В 1714 курфюрст Георг становится королем Англии, и вскоре происходит его примирение с Генделем, во многом благодаря тому, что король был большим любителем музыки. В свите короля композитор совершает в 1716 поездку в Ганновер, а затем возвращается в Лондон, чтобы уже окончательно связать свою судьбу со своей новой родиной (в 1727 Гендель принял английское подданство).
В 1719 при поддержке группы аристократов Гендель становится во главе нового оперного предприятия – Королевской академии музыки, призванной пропагандировать в Лондоне итальянскую оперу-сериа. Теперь он озабочен организационными проблемами, а для набора ряда солистов труппы даже выезжает в Германию. В 1720 исполнением оперы Д.Порты «Нумитор» академия начинает свою деятельность. Вторым произведением, поставленным в стенах академии, стала специально написанная Генделем для новой труппы опера «Радамист» (1720, либретто Н.Хайма).
Годы с 1720 по 1727 стали весьма плодотворными в оперном творчестве Генделя, да и в деятельности академии в целом. В его операх в эти годы выступают такие блестящие солисты, как Сенезино, Куццони, позднее Бордони и др., композитор успешно соперничает с итальянцем Бонончини, также сочиняющим для лондонской сцены. Среди лучших произведений этого периода «Оттон» (1723, либретто Н.Хайма), в котором состоялся лондонский дебют Куццони, Юлий Цезарь (1724), Тамерлан (1724), Роделинда (1725). Однако к 1727-28 в деятельности Королевской академии начались проблемы. Оперы Генделя перестали пользоваться безоговорочным успехом, не говоря уже об опусах других авторов. Кроме того, в английском буржуазном обществе существовала значительная оппозиция засилию «итальянской» манеры, сдерживающей развитие национального искусства. Окончательный финансовый крах академии был предопределен появлением знаменитой пародийной Оперы нищего И.К.Пепуша и Д.Гея (1728), остроумно и талантливо высмеивающей многие приемы оперы-сериа. Это сочинение пользовалось бешеным успехом и «отбирало» у академии ее зрителей.
В 1729 композитор совместно с известным импресарио И.Я.Хайдеггером организовал новые сезоны итальянской оперы. В течение 30-х гг. с разной степенью успешности и в условиях конкуренции продолжалась предпринимательская и творческая деятельность Генделя на оперном поприще. Спектакли давались сначала в Королевском театре, потом на других сценах (в т. ч. в Ковент-Гардене). Потенциал Генделя как оперного композитора не угасал. Он создал в эти годы такие яркие произведения, как Роланд (1733), Ариодант (1735), Альцина (1735), составившие своего рода «триаду» опер по мотивам «Неистового Роланда» Ариосто. Следует также отметить оперу Ксеркс (1738), в которой Гендель попытался существенно расширить эстетические границы жанра. Наличие комических и пародийных элементов в либретто этого опуса в известной мере предвосхищают веселую драму. Тем не менее, в конце десятилетия творческие устремления Генделя стали смещаться в сторону ораториального жанра. Композитор устал от бесконечной финансовой и конкурентной борьбы, зависимости от оперных вкусов примадонн, а в ораториях он мог выразить себя более свободно и всеобъемлюще. Кроме того, их исполнение не требовало дорогостоящих затрат на сценическую постановку, на привлечение итальянских звезд. После неуспеха последней своей оперы «Дейдамия» (1741, либретто П.Ролли), маэстро целиком сосредоточился на ораториях, создав такие непреходящие шедевры, как «Мессия» (1742), «Самсон» (1743), «Иуда Маккавей» (1747) и др., по достоинству оцененные современниками. Под конец жизни Генделя преследовали болезни, он ослеп. Умер он в Лондоне и был с почестями похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Гендель – выдающийся представитель музыкальной культуры Нового времени. В Германии и Англии его почитают как национального гения. Масштабы его творчества часто сопоставляют с искусством другого столпа той эпохи – И.С.Баха. Он оставил после себя большое количество произведений различных жанров, от церковных и ораториальных до оркестровых и камерно-инструментальных. Оперное наследие (более 40 опусов) составляет среди них существенную, но не главную часть.
В операх Генделя более или менее удачно соединяются глубинный дух немецкого искусства, впитанный композитором с молоком матери, итальянская оперно-вокальная традиция и английская культурно-эстетическая действительность. Однако, при всех своих впечатляющих индивидуальных качествах, ярких мелодических, оркестровых и драматургических находках, оперные опусы Генделя, в целом, остаются в русле традиций и эстетики оперы-сериа, в отличие от ораторий, где он сделал мощный шаг вперед, создав новый тип музыкального действа, грандиозного по своим масштабам, духовной энергии и драматическим контрастам, повлиявшего на искусство таких столпов европейской музыки, как Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен. Можно сказать и иначе: «оперный Гендель» (в отличие от своего современника, не сочинявшего опер Баха – самоуглубленного лирика и философа) – экстравертный, стильный и блестящий «оратор». Он нуждался в восхищенных взглядах публики и для этого умел эксплуатировать всю мощь виртуозных средств своего таланта. Гендель, безусловно, велик, и в его многочисленных операх, повторим, есть совершенно изумительные эпизоды (подробнее см. в словарных статьях о произведениях композитора). Однако они не всегда кристаллизуются в органичное целое и, подчас, растворяются во внешнем блеске и многословии общих мест, наскоро «сверстанных» по далеким от нас стандартам той эпохи, включая использование голосов кастратов. Во многом поэтому генделевские оперы (в отличие, например, от большинства моцартовских шедевров) не находили отклика в романтическую эпоху, казались устаревшими. Их востребованность – «прерогатива» 20-го столетия с его антиромантической энергией, обостренным и «эстетствующим» интересом к архаике и стилизации, да и (что греха таить) виртуозно отлаженной манипуляцией вкусов публики деятелями от оперного бизнеса.
В 1920 в городе Гёттингене был основан Генделевский фестиваль, открывшийся оперой «Роделинда». С тех пор многочисленные опусы композитора стали постепенно и настойчиво возрождаться на оперных сценах мира и фестивалях (в частности, на родине композитора в Халле, где в 1922 был поставлен «Роланд»). Многие партии, написанные для кастратов, в них исполняли баритоны, тенора и меццо. Дополнительный импульс интереса к операм Генделя возник во 2-й половине 20 в. в связи с распространением аутентизма и широкой возможностью использования в исполнительской практике контратеноров. Ныне сочинения Генделя составляют существенную часть репертуара ведущих музыкальных театров. Возникла также новая традиция – воплощать на сцене наиболее драматически развитые оратории композитора («Саул», Семела, «Геркулес», «Теодора» и др.).
В России оперное творчество Генделя так и не получило должного признания и распространения. Его сочинения ставятся крайне редко. Например, лишь в 1979 в Большом театре состоялась российская премьера «Юлия Цезаря», одной из лучших опер композитора. Причем назвать этот опыт весьма удачным никак нельзя. Причины этого факта (а они, конечно же есть) выходят за рамки данной статьи.
В 2004 на сцене Пермского театра оперы и балета была впервые (со значительными купюрами) поставлена «Альцина».
ОПЕРЫ ГЕНДЕЛЯ (основные):
«Альмира, королева Кастильская» - 1705, Гамбург, либретто
Ф.Фёсткинга.
«Родриго» - 1707, Флоренция, либретто анонима по Ф.Сильвани.
«Агриппина» - 1709, Венеция, либретто В.Гримани.
«Ринальдо» - 1711, Лондон, либретто Д.Росси по Т.Тассо.
«Верный пастух» - 1712, Лондон, либретто Л.Росси.
«Тезей» - 1713, Лондон, либретто Н.Хайма.
«Радамист» - 1720, Лондон, либретто Н.Хайма.
«Муций Сцевола» - 1721, Лондон, либретто П.Ролли.
«Флоридант» - 1721, Лондон, либретто П.Ролли.
«Флавий» - 1723, Лондон, либретто Н.Хайма.
«Юлий Цезарь в Египте» - 1724, Лондон, либретто Н.Хайма.
«Тамерлан» - 1724, Лондон, либретто Н.Хайма.
«Роделинда» - 1725, Лондон, либретто Н.Хайма.
«Сципион» - 1726, Лондон, либретто П.Ролли.
«Александр» - 1726, Лондон, либретто П.Ролли.
«Партенопа» - 1730, Лондон, либретто С.Стампильи.
«Пор, царь Индийский» - 1731, Лондон, либретто П.Метастазио.
«Роланд» - 1733, Лондон, либретто Г.Браччиоли по Л.Ариосто.
«Ариодант» - 1735, Лондон, либретто А.Сальви по Л.Ариосто.
«Альцина» - 1735, Лондон, либретто А.Марки по Л.Ариосто.
«Джустино» - 1737, Лондон, либретто Н.Бергани.
«Ксеркс» - 1738, Лондон, либретто Н.Минато.
«Дейдамия» - 1741, Лондон, либретто П.Ролли.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.