29 февраля 1836 года в парижской Королевской академии музыки («Гранд-опера») состоялась премьера оперы Джакомо Мейербера «Гугеноты». С тех пор прошло 175 лет. К этому событию мы приурочили публикацию статьи об опере из оперного словаря Е.Цодокова.
Опера французского композитора Мейербера 1 в 5-ти действиях (1836, Париж). Либретто Скриба и Э.Дешана (на французском языке) по мотивам романа П.Мериме «Хроники царствования Карла IX».
Главные персонажи: Рауль (тенор), Маргарита Валуа (сопрано), Валентина (сопрано), Марсель (бас), Урбан (меццо), Граф де Сен-Бри (баритон), Граф де Невер (баритон), дворяне-католики (Де Коссе, Де Таванн – тенора; Де Торе, Де Ретц, Де Мерю – басы), Граф Моревер (бас) и др.
Действие происходит во Франции в Турени и Париже в 1572.
1 акт.
В Турени на балу у знатного католика Графа де Невера собрались гости. Должен придти гугенот Рауль де Нанжи и хозяин хочет встретить его как можно радушнее, чтобы способствовать примирению католиков и гугенотов. Вошедший юноша рассказывает гостям о прекрасной незнакомке, которую он защитил однажды на улице от черни. Неожиданно он видит ту самую девушку, ожидающую хозяина замка. Рауль в отчаянии, уверенный, что незнакомка – возлюбленная де Невера. Появляется паж принцессы Маргариты Урбан, и передает Раулю письмо-приглашение. Он должен явиться на тайное свидание к знатной даме (Рауль не догадывается, кто это), при условии, что глаза его будут завязанными.
2 акт.
Маргарита, стремясь помирить католиков и гугенотов, задумала женить
видного протестанта Рауля де Нанжи на дочери католика Графа де
Сен-Бри Валентине. Ведь и она сама выходит замуж за
короля-протестанта Генриха Наваррского. Валентина и есть та самая
незнакомка, о которой рассказывал Рауль. Она должна была
обвенчаться с Невером и приезжала к нему, чтобы просить отказаться
от брака с ней, ибо приняла предложение Маргариты с тем большей
охотой, что сама влюбилась в Рауля после их случайной встречи.
Тем временем Рауль приходит на свидание к знатной даме, пославшей ему записку. Сняв повязку, он видит прекрасную принцессу и заверяет, что готов ради нее на все. Маргарита объявляет всем свою волю – Рауль должен жениться на дочери графа-католика Валентине! Юноша согласен с решением будущей королевы. Но, увидав девушку, которая ему предназначалась, и узнав в ней тайную посетительницу замка де Невера, терзаемый ревностью, с негодованием отвергает предложение. Разъяренный де Сен-Бри клянется отомстить Раулю.
3 акт.
В Париже близ часовни на берегу Сены гуляет народ. Все в ожидании бракосочетания Валентины с Невером (после того, как ее отверг Рауль, она вновь готовится к свадьбе с Невером). Марсель, слуга Рауля, найдя де Сен-Бри, передает тому от Рауля вызов на дуэль. Поединок состоится сегодня же. Де Сен-Бри по совету Моревера и при содействии друзей-католиков решает подло убить Рауля. Их разговор случайно слышит Валентина и сообщает об этом Марселю. Марсель спешит к месту дуэли. Но поздно. Она уже началась. Марсель зовет на помощь протестантов, Сен-Бри католиков. Начинается побоище. Однако внезапное появление Маргариты, случайно проезжавшей мимо, предотвращает жестокую схватку. Марсель рассказывает, что подлое убийство Рауля предотвратила Валентина. Тот клянет судьбу за свою ошибку в отношении девушки, а Валентина удаляется на свадебное торжество.
4 акт.
Валентина во дворце Невера. Она скорбит о своей судьбе. Пробравшийся к ней тайком Рауль приходит просить прощения и проститься. Приход дворян-католиков вынуждает его спрятаться. Невольно он подслушивает ужасный разговор и становится свидетелем предательского заговора – сегодня в ночь Св. Варфоломея все гугеноты должны быть уничтожены. Только Невер отказывается от такого вероломства и в знак протеста ломает свою шпагу. Его арестовывают. Дав друг другу клятву и взяв белые шарфы, с помощью которых можно будет в темноте отличить католиков от гугенотов, заговорщики расходятся в ожидании сигнала колокола к началу резни. Из своего укрытия выбегает Рауль. Валентина признается ему в любви. Она боится за его судьбу. Но он должен быть со своими единоверцами и с ударами колокола спешит сообщить им об опасности.
5 акт.
В Париже идет бракосочетание Генриха Наваррского и Маргариты Валуа. Слышен звон колокола. Внезапно в зал врывается окровавленный Рауль и сообщает о начавшейся ужасной бойне. Праздник прерван. Протестанты укрылись в монастыре, Рассчитывая, что стены храма остановят преследователей. К Раулю присоединяются Марсель и Валентина. Желая спасти юношу, Валентина предлагает ему надеть белый шарф – условный знак заговорщиков, и бежать к королеве. Невер погиб! Теперь они могут быть вместе, но только если он сменит веру – таково решение Маргариты Наваррской. Юноша колеблется, но суровый Марсель придает ему силы. Рауль отказывается предать товарищей, и тогда девушка торжественно принимает его веру. Они просят Марселя благословить их брак. Но тут де Сен-Бри со своими соратниками атакуют храм, раздается залп. Многие из несчастных, укрывшихся в монастыре, падают замертво. Рауль ранен. Марсель с Валентиной пытаются ему помочь. Появившийся Сен-Бри спрашивает, кто они? «Гугеноты!» - гордо отвечает Рауль. Солдаты стреляют в них. Умирая, Валентина успевает простить подбежавшего к ней отца. Из Лувра к монастырю приближается кортеж с Маргаритой. Пред ней открывается ужасная картина…
Вряд ли существует что-либо более оперное, нежели «Гугеноты» Мейербера! Являясь квинтэссенцией жанра большой оперы со всей его стандартной атрибутикой, этот опус вполне отражает представления публики того времени о том, что есть оперная постановка как таковая. Отсюда успех, причем нарастающий от спектакля к спектаклю. Как справедливо замечено, Г. – «образец романтической трактовки истории как ситуации» (Мугинштейн). Здесь есть все, что было наработано оперным жанром за предыдущие века: яркая театральность, мощная драматургия, пышные хоры и ансамбли, балет, впечатляющие оркестровые звучания, разнообразные сольные номера, виртуозность вокала. Одновременно, сочинение обнажило те пределы, до которых такая «оперность» может дойти, шествуя именно этим проторенным путем, что и было доказано дальнейшей практикой (французами Гуно и Тома, итальянцем Верди).
Если говорить об исторической канве, то либреттисты создали вполне оригинальное повествование, лишь формально привязанное к известному факту, положенному в основу романа Мериме.
Опера Мейербера в музыкальном плане содержит много замечательных страниц. Ее основным лейтмотивом является лютеранский хорал, составляющий основу краткой увертюры. Его мотив в дальнейшем появляется в драматических местах оперы.
В 1-м акте ярок «выход» Рауля «Sous ce beau ciel de la Touraine». Следует отметить также блестящую сцену Рауля «Non loin des vieilles tours…» с виртуозным романсом Plus blanche que la blance hermine (сопровождаемым старинным инструментом виолой д’амур), в котором он рассказывает о встрече с незнакомкой. Здесь верхний ми-бемоль представляет собой трудную задачу для каждого тенора, берущегося за эту партию. Оригинальна воинственная «Песнь гугенота», исполняемая Марселем («Piff, paff…»), очень популярна каватина пажа Урбана «Nobles seugneurs, salut!... une dame noble et sage».
Во 2-м акте обращают на себя внимание виртуозная ария Маргариты O beau pays de la Touraine, рондо пажа «Non, non, non, vous n’avez jamais…». Ария Маргариты окрашена в пастельные тона. Мейербер здесь очень чутко применяет тонкие оркестровые краски флейты, арфы. Мелодичен дуэт Маргариты и Рауля. Нельзя не упомянуть и о заключающей акт сцене всеобщего негодования, решенной в виде виртуозной стретты «O transport! o demence!» (Маргарита, Валентина, Рауль, Урбан, Марсель, Сен-Бри, Невер, придворные дамы и вельможи).
3 акт насыщен различными жанровыми массовыми сценами, танцами и хорами, включая знаменитый марш солдат-гугенотов «Ратаплан» (этот эпизод заставляет вспомнить «Ратаплан» из вердиевской «Силы судьбы»). Блистательное мастерство проявляет Мейербер во впечатляющем своей филигранной музыкальной проработанностью септете (т. н. «септете поединка») «En mon bon droit j’ai confiance» (Рауль, Марсель, Сен-Бри, Таванн, Косе, Ретц, Мерю).
Самое сильное впечатление производит 4-й акт, начинающийся с взволнованного оркестрового вступления. Затем следует проникновенный Романс Валентины «Parmi les pieurs». Центральным эпизодом акта становится массовая Сцена заговора и обряд посвящения мечей, где композитор достигает большого драматического накала. Затем происходит объяснение Валентины и Рауля. Их масштабная дуэтная сцена О Ciel! Ou courez-vous! – подлинный шедевр мелодической и чувственной красоты, некогда восхищавший даже Вагнера и Чайковского.
Процитируем одно из высказываний Петра Ильича по поводу «Гугенотов»:
«Гугеноты» одна из прекраснейших опер во всем лирическом (оперном – Е.Ц.) репертуаре, и не только музыканту по профессии, но и всякому сколько-нибудь образованному дилетанту дорога эта превосходная музыка, с ее удивительнейшей, первенствующей между всеми произведениями подобного рода, любовной сценой IV акта, с ее превосходными хорами, с ее полной новизны и оригинальных приемов инструментовкой, с ее порывисто-страстными мелодиями, с ее искусной музыкальной характеристикой Марселя, Валентины, религиозного фанатизма католиков и пассивного мужества гугенотов».
В 5 акте напряжение и контрасты еще более нарастают, однако в музыке это ощущается не так сильно, как в непревзойденном 4-м. Поэтому, подчас, 5 акт при некоторых постановках подвергался купированию, хотя при этом обрывались все сюжетные линии. Однако и здесь достаточно эпизодов, полных душевной наполненности и драматизма, например, трио Марселя, Рауля и Валентины «Savez-vous qu’en».
Состав премьерного спектакля был блестящим. Дирижировал Хабенек, в главных ролях блистали Нурри (Рауль), К.Фалькон (Валентина), Левассёр (Марсель). Опера быстро завоевала европейскую славу. До 1914 года в одном только Париже она выдержала более тысячи представлений. В 1837 состоялась немецкая премьера в Кёльне, в 1839 оперу поставили в Вене (под названием «Гиббелины в Пизе») и Нью-Йорке, в 1842 она прозвучала впервые в Лондоне (партию Рауля здесь исполнял известный немецкий тенор Г.Брайтинг, гастролировавший в Петербурге в 1837-40 гг.). Значительным событием стал спектакль Ковент-Гардена в 1848 году под управлением М.Косты с участием Марио, Виардо, Тамбурини. Блестящей исполнительницей роли Валентины была Шрёдер-Девриент (1838, Дрезден; 1842, Берлин и др.). Очень любили эту партию также Д.Гризи, Патти. В 1863 в Лондоне в этой роли блистала Лукка.
Надо заметить, что существовали определенные политические препоны в распространении оперы. Так, например, русская цензура запрещала демонстрацию на сцене всякого рода заговоров, тем более с участием царствующих особ и затрагивающих религиозные темы. Впервые в России сочинение было исполнено в Одессе немецкой труппой (1843). Итальянская труппа поставила оперу в сильно перекроенном виде под названием «Гвельфы и Гиббелины» в Петербурге только в 1850 с участием Джулии Гризи, Марио, Тамбурини. Лишь в 1862 состоялась русская премьера оперы в Мариинском театре под управлением К.Лядова с участием Сетова в партии Рауля. В Большом театре опера была поставлена в 1866 (дирижер И.Шрамек). Сочинение было очень популярно в России и, практически, не сходило со сцен театров как в столице, так и в частных антрепризах в провинции (Казань, Саратов, Новгород, Харьков, Тифлис, Одесса, Пермь и др.). В партии Рауля блистали М.И.Михайлов, Н.Фигнер, Алчевский, Ершов. Замечательной Маргаритой была Мравина, блестящей Валентиной, остро соперничающей с М.Фигнер, была В.Куза. Историк оперы Э.Старк так описывает один из спектаклей «Гугенотов» с участием Н.Фигнера и Кузы:
«Во время дуэта Фигнер шепчет:
— Валентина Ивановна, не давайте так много голоса, вы меня заглушаете.
Та, как ни в чем не бывало, продолжая сцену, пренебрежительно отвечает:
— А Вы поднатужьтесь!
Дескать, я тебе не Медея Ивановна, которая уж знает, где ей себя убрать, а тебя выдвинуть…».
Г. – не сходят со сцены вот уже на протяжении более полутора веков. До рубежа 19-го – начала 20 вв. опера принадлежала к самому исполняемому репертуару. Отметим спектакли в Ла Скала (1899, дирижер Тосканини, Рауль – Де Марки), в Венской опере (1902, дирижер Малер, Рауль – Слезак). В 1905 Карузо исполнял ее на сцене Метрополитен.
В 20 в. она ставится достаточно регулярно, хотя и несколько реже. С одной стороны, упал интерес к помпезному стилю Мейербера. С другой, мешают прозаические причины – постановка весьма сложна технически, да и подобрать «великолепную семерку» исполнителей не так-то просто. В этом смысле легендарным можно считать спектакль Метрополитен в 1894 под управлением Бевиньяни с участием Мельбы, Нордики, Ж.де Решке, Плансона, Мореля, С.Скальки и Э.де Решке. С ним вполне соперничает постановка Ла Скала 1962 года под управлением Гаваццени, в которой пели Корелли, Сазерленд, Симионато, Тоцци, Ганцаролли, Коссотто, Гяуров.
Любопытно, но Г., весьма часто появлялись на отечественных сценах. Первая советская постановка прошла в 1922 в Свободной опере Зимина с участием Павловской, братьев Пироговых. В 1925 опера ставилась в Большом театре (дирижер Небольсин, режиссер Лосский, с участием Озерова, Держинской, Катульской и др.). В 1935 новую постановку с обновленным переводом поставили в Мариинском театре (дирижер Дранишников, режиссер Смолич, с участием Нэлеппа, Павловской, Степановой). В 1951 театр вновь обратился к этой опере (дирижер С.Ельцин).
Из зарубежных спектаклей 20 в. можно отметить также постановки Ковент-Гардена 1927 года (дирижер Белецца, в партии Рауля – Д.О’Салливан), фестиваля Арена ди Верона (1933, дирижер Вотто с Лаури-Вольпи в партии Рауля). Кстати О’Салливан был в те годы одним из лучших исполнителей этой партии. Он дебютировал ею в Гранд-Опера (1913), пел ее в Парме (1922), римском театре «Костанци» (1923), Ла Скала (1924) и др.
В настоящее время Г. иногда появляются на сцене. Среди спектаклей 2-й половины 20 в. (кроме уже упомянутых) отметим постановки в Нью-Йорке (1969, Карнеги-Холл, концертное исполнение, дирижер Р.Джовавинетти, с участием Силс), концертное исполнение в Вене (1971, дирижер Э.Марцендорфер, с участием Гедды), Барселоне (1971), Сиднее (1981, с участием Сазерленд), берлинской Немецкой опере (1987, дирижер Лопес-Кобос, режиссер Дью, в роли Рауля – Р.Лич), Монпелье (1990, открытие здания оперного театра, дирижер С.Дидерик). В последние годы – в Бильбао (1999, дирижер А.Аллеманди, с участием М.Джордани), в Нью-Йорке (2001, Карнеги-холл, концертное исполнение, дирижер И.Квелер, с участием Джордани, О.Макариной, К.Стояновой и др.), во Франкфурте (2002, дирижер Г.Й. Румштадт, вновь с Джордани, а также Д.Дамрау), в Метце (2004, дирижер Б.Подич), в Льеже (2005, дирижер Ж.Лакомб) и др. В 2010 г. Г. прозвучали в Аннандейле-на-Гудзоне (штат Нью-Йорк, центр исполнительских искусств им. Фишера).
Записей оперы сравнительно немного. Хрестоматийной считается версия дирижера Р.Бонинга: СD Dec. 1970 (studio) – солисты А.Врениос, Д.Сазерленд, М.Арройо, Н.Гюзелев, Ю.Туранжо, Г.Бакье, Д.Косса и др. В этой записи в маленьких партиях участвовали только начинающие свою большую карьеру Те Канава и Оже. В 1991 был записана на видео постановка Дью в Немецкой опере (дирижер Ш.Шольтес).
Иллюстрация:
Джакомо Мейербер.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.