7 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения знаменитой певицы, уроженки Уэльса Гуинет Джонс. Мы публикуем словарную статью Е. Цодокова, приуроченную к этой дате.
Валлийская певица (сопрано). Родилась в городе Понтнеуинидд (Уэльс). Получив стипендию, успешно четыре года училась в лондонском Королевском музыкальном колледже, продолжила образование в Сиене в Академии Киджи. Дебютировала в 1962 как меццо-сопрано в Цюрихе (партия Аннины в Кавалере розы 1). Некоторое время продолжала выступать там же в партиях меццового репертуара (Орфей в Орфее и Эвридике Глюка и др.). Первой сопрановой ролью стала Амелия в Бале-маскараде (там же).
Успех пришел к певице быстро. В 1963 она уже пела Леди Макбет в Кардиффе и в том же году дебютировала этой партией в Ковент-Гардене. В 1964 она исполнила в Ковент-Гардене также партии Леоноры в Фиделио и Трубадуре, в 1965 Зиглинду в Валькирии, в 1968 Аиду. В 1966 гастролировала в Риме («Реквием» Верди).
В 1966 году Д. становится солисткой Венской оперы, где в 1967 успешно спела партию Елизаветы в Дон Карлосе. С ролью Леди Макбет она выступала на гастролях Венской оепры в Токио (1967).
Сезон 1966/67 стал для певицы ключевым в ее звездной карьере. Она дебютирует в Ла Скала (1967, Леонора в Трубадуре), впервые появляется на сцене вагнеровского фестиваля в Байрёйте. В 1966 и 1970-73 она поет там Зиглинду, в 1968-69 Еву в Нюрнбергских мейстерзингерах, в 1969-70 Кундри в Парсифале, в 1969-71 и 1982 Сенту в Летучем голландце, в 1972-74 и 1977 Елизавету и Венеру в Тангейзере, в 1975-80 она исполняет Брунгильду в Кольце нибелунга, в т. ч. в спектаклях посвященных 100-летнему юбилею тетралогии (1976).
Блестяще продолжалась карьера певицы в Венской опере. В 1970 она исполнила партии Елены Египетской в одноименной опере Р.Штрауса и Леоноры в «Фиделио», в 1973 Аиды, в 1975 вновь партию Елизветы в «Дон Карлосе».
В 1972 Д. дебютировала в Метрополитен в роли Зиглинды. Затем на протяжении почти четверти века (до 1995) регулярно выступала на ведущей американской сцене. В числе ее ролей, исполненных здесь, Леонора в «Фиделио» (1976), Маршальша в «Кавалере розы» (1977), Изольда (1981), Саломея (1981), Брунгильда в «Кольце нибелунга» (1989), Турандот (1990), Электра (1994). Завершила свою карьеру в Mетрополитен певица партией Кундри в апреле 1995 года.
Среди других выступлений Д. в 70-х гг.: партии Саломеи (1970) и Амелии в «Бале-маскараде» (1975) на сцене Гамбургской оперы, Саломеи в Ла Скала (1974), Хризотемиды в «Электре» в Ковент-Гардене под управлением легендарного К.Клейбера (1977). В 1979 певица дебютирует на Зальцбургском фестивале в партии Маршальши.
В 80-х гг. активность певицы не снижается. В 1984 она поет в Кёльне Электру, в 1985 в Цюрихе Императрицу в Женщине без тени Р.Штрауса, в 1986 Саломею в Ковент-Гардене, в 1987 Сантуццу в Мюнхене. В том же году на открытии Питтсбургской оперы исполняет партию Турандот. В 1989 поет Электру на фестивале в Оранже. На гастролях Ла Скала в Москве в 1989 пела партию Турандот.
Среди выступлений 90-х гг.: партии Турандот (1990) и Красильщицы в «Женщине без тени» (1992) в Ковент-Гардене, Леоноры в «Фиделио» в Савонлинне (1992), Ортруд в Лоэнгрине в Ковент-Гардене (1997). В 1996 певица впервые в своей практике обращается к партии репертуара бельканто. Она поет Норму в Золотурне.
Среди выступлений конца века партии Электры в берлинской Немецкой опере и Леокадии Бегбик в опере «Возвышении и падении города Махагони» Вайля на Зальцбургском фестивале (1998).
В репертуаре артистки также партии Донны Анна, Медеи в одноименной опере Керубини, партии в операх Яначека (Кабаниха в Кате Кабановой, Дьячиха в Енуфе) и др.
Певица поражает своим творческим долголетием, в 2004 ее можно было услышать на Болгарском фестивале в партии Брангены в «Тристане и Иозольде», что говорит о том, что с возрастом она стала чаще возвращаться к ролям меццо. В 2007 Д. участвовала в Мюнхене на сцене Баварской оперы в мировой премьере оперы «Алиса в стране чудес» кореянки Чин Ык Сун. В 2008 она пела партию Иродиады в «Саломее» в Мальмё, в 2010 исполнила ее же на музыкальном фестивале в Вербье (Швейцария) под управлением Гергиева.
Д. – крупный интерпретатор немецкого, прежде всего вагнеровского и штраусовского, репертуара, обладательница мощного драматического сопрано, красивой звуковой эмиссии.
Награждена Орденом Британской империи, обладательницы которого получают титул «Дэйм». Является Президентом Вагнеровского общества Великобритании. Пробовала свои силы также на ниве оперной режиссуры (2003, Веймар, «Летучий голландец»).
Среди лучших записей партии Леоноры в «Фиделио» (DG, дирижер Бём), Ортуд в «Лоэнгрине» (DG, дирижер Кубелик), Октавиана в «Кавалере розы» (CBS, дирижер Бернстайн), Елены Египетской (Dec., дирижер Дорати), Брунгильды в операх «Кольца нибелунга» (Ph., дирижер Булез).
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.