Ласаро (Lazaro) Иполито (1887-1974)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Испанский певец (тенор). Родился в бедной семье. Пел в хоре, мечтал о певческой карьере. Начал заниматься вокалом с частным педагогом, но вынужден был прекратить уроки из-за недостатка средств. Впервые выступил на сцене в 1907 в театре Олота близ Жироны в сарсуэле «Марина» испанского композитора 19 в. Эмилио Арриета. В 1909 был призван в армию, участвовал в испано-марокканской войне 1909-11 гг., играл на саксофоне в армейских часовнях. В 1910 состоялся его профессиональный дебют в Барселоне (партия Фернандо в Фаворитке 1 Доницетти). Выступал в Валенсии (Герцог, Манрико в Трубадуре, Хозе, Радамес), в Пальма де Мальорке (Каварадосси), но без особого успеха.

Критика отмечала отсутствие настоящей школы у певца. В 1911 он переезжает в Милан для продолжения учебы. В том же году к нему приходит первый успех в партии Рудольфа, исполненной в миланском Театре даль Верме. В конце года он поет в Риме партию Герцога, заменив заболевшего Бончи, в 1912 исполняет ее же в Ферраре. В 1912 под итальянским именем Антонио Мануэле совершает гастрольную поездку в Лондон и Манчестер.

Важнейшим фактом в его карьере стало знакомство и творческая дружба с Масканьи, которая началась после выступления под руководством автора в опере «Изабо» в Генуе в начале 1913. В том же году Л. уже поет в Ла Скала в мировой премьере оперы Масканьи «Паризина» (партия Уго). После ряда успехов за певцом закрепилась репутация мощного драматического тенора, наследника искусства великого Рубини. В дальнейшем он участвовал во многих операх Масканьи, в том числе в мировой премьере «Маленького Марата» (1920, Рим, заглавная партия). После успеха в операх Масканьи певец стал специализироваться на веристском репертуаре, что дало повод Лаури-Вольпи в своей знаменитой книге «Вокальные параллели» упрекнуть певца за эти пристрастия и даже сделать вывод, что такой репертуар приостановил его творческий рост. Разумеется, исполняя экстремальные теноровые партии Масканьи, многие из которых написаны на грани певческих возможностей, Л. сильно рисковал. Однако утверждение Лаури-Вольпи все же нельзя признать вполне справедливым, так как певец успешно выступал и в других ролях, вплоть до репертуара бельканто. И тот же Лаури-Вольпи отмечал «безбрежность» его диапазона, а мы добавим, универсализм и мастерство нюансировки.

Карьера Л. тем временем развивалась весьма успешно. Особенно много он поет на американском континенте. Среди его выступлений этих лет партии Герцога и Дика Джонсона в Девушке с Запада Пуччини (1914, Буэнос-Айрес, театр Колон), Туридду в Сельской чести и заглавная партия в Тангейзере (1914, Рио-де-Жанейро), Де Грие в Манон Леско Пуччини (1915, театр Колон), Каварадосси (1915, Сан-Паулу), Канио (1917, Гавана) и др.

В 1918 певца приглашают в Метрополитен (дебют в партии Герцога). За три сезона он исполнил здесь роли Каварадосси, Артура в Пуританах Беллини и Туридду (1918), Пинкертона и Рудольфа (1919), Эдгара в Лючии ди Ламмермур (1920). Его выступления (особенно в «Пуританах») пользовались большим успехом у американской публики.

Если годы, проведенные в Мет., прошли под знаком соперничества с Карузо, то вернувшись на родину в 1922, Л. «вступил» в острую художественную «схватку» с другим испанским фаворитом Флетой. Испанские меломаны даже разделились на два лагеря «флетистов» и «ласаристов». В 20-е годы Л. активно выступал в Испании и Италии. Особенно популярной была в те годы опера «Маленький Марат». Л. неоднократно пел ее на фестивале Арена ди Верона (1921), в Риме и Неаполе (1922), Барселоне, Мадриде и Валенсии (1926), Флоренции (1927), Ферраре и Париже (1928) и др. В репертуаре были также партии Энцо в Джоконде Понкьелли, Васко да Гамы в Африканке Мейербера, Осаки в Ирис Масканьи и др. В 1924 артист участвовал на сцене Ла Скала в мировой премьере оперы Джордано «Ужин шуток» (партия Джанетто). Выдающимся стало выступление певца в Болонье в 1925 (партия Де Грие в «Манон Леско»).

Многое в жизни Л. было связано с Кубой, где он неоднократно выступал и даже на несколько лет поселился вместе с семьей. Он инвестировал большие средства в кубинскую собственность и все потерял после революции 1959 и прихода к власти Ф.Кастро.

Карьера певца продолжалась долго. Он завершил ее в 1950 в Гаване (партии Радамеса, Герцога и др.). В 1949 он издал на Кубе свои мемуары. Последние годы жизни певец провел в Барселоне, где вел преподавательскую деятельность.

Л. принадлежал к плеяде выдающихся теноров 1-й половины 20 в. О нем ходили легенды. Лаури-Вольпи пересказывает одну из таких историй, рассказывая, будто Л. выходя на сцену, иногда вдруг заявлял публике: «Внимание! Сегодня Вы слушаете первого тенора мира!». Возможно, в этом утверждении не было такого уж большого преувеличения.

Сохранившиеся и вполне доступные записи певца 1916-26 гг. (арии из «Пуритан», «Риголетто», «Марты» Флотова, «Фаворитки», «Андре Шенье» Джордано, «Тоски», «Девушки с Запада», Турандот и др.) дают хорошее представление о его мастерстве.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ