10 января 2010 года исполнилось 75 лет знаменитому баритону 2-й половины 20 века Шерриллу Милнсу. В связи с этим событием мы публикуем статью о нем из нового издания энциклопедического словаря «Опера» Цодокова Е.С.
Американский певец (баритон). Родился в фермерской семье. Рано начал увлекаться музыкой (играл на скрипке, альте, контрабасе) и пением. Учился в Университете Дрейка в Де Мойне (штат Айова), а также в Северо-Западном университете. Во время учебы подрабатывал игрой на контрабасе на танцевальных вечерах, чтобы иметь возможность платить за уроки вокала. Его талант был замечен известным музыкальным деятелем, выходцем из России, продюсером и педагогом, Борисом Голдовским (соратником Кусевицкого 1), одним из руководителей Танглвудского музыкального центра.
Молодой певец совершенствовался у различных педагогов, в т. ч. у выдающейся примадонны Понселль. Пел в хоре Маргарет Хиллис.
В 1960 М. после успешного прослушивания был принят в передвижную «Оперную труппу Новой Англии», созданную Голдовским в 1946 (позднее стала носить имя ее основателя). С этой труппой певец много ездил по стране (около 300 выступлений). Здесь же состоялся его оперный дебют в 1960 в Бостоне в партии Мазетто в Дон Жуане. В 1961 М. успешно выступил в оперном театре Балтимора в партии Жерара в Андре Шенье Джордано. В 1964 пел в Нью-Йорк Сити-Опер (дебют в партии Валентина), в 1965 здесь же участвовал в американской премьере оперы Огненный ангел Прокофьева (партия Рупрехта).
В 1965 певца приглашают в Метрополитен, где он успешно дебютирует в партии Валентина. С тех пор на сцене крупнейшего американского театра М. выступал регулярно вплоть до 1997 года. Можно без преувеличения сказать, что именно работа здесь стала главным делом жизни артиста. Среди ролей, исполненных на этой сцене Елецкий (1965), Амонасро (1966), Джек Ренс в Девушке с Запада Пуччини (1966), Ренато в Бале-маскараде (1966), Жермон (1967), Дон Карлос в Силе судьбы (1967), Миллер в Луизе Миллер Верди (1968), Фигаро (1968), Граф ди Луна (1969), Тонио в Паяцах (1970), Яго (1972), Риголетто (1972), Макбет (1973), Дон Жуан (1974), Ричард в Пуританах Беллини (1976), Скарпиа (1976), Евгений Онегин (1977), Атанаэль в Таис Массне (1978), Альфонс в Фаворитке Доницетти (1978), Родриго в Дон Карлосе (1979), Дон Карлос в Эрнани Верди (1983), Мишонне в Адриане Лекуврер Чилеа (1994) и др. Последним выступлением в Метрополитен стала партия Амонасро (1997). Всего он выходил на эту сцену более 650 раз.
Наряду с активной деятельностью в Метрополитен, М. с успехом пел и на других ведущих сценах мира. В 1964 состоялся европейский дебют певца в миланском Театре Нуово (Фигаро в Севильском цирюльнике). Но настоящая международная известность пришла к нему после триумфального дебюта в Венской опере в 1970 в роли Макбета. Всего до 1994 он исполнил здесь еще 10 ролей, в том числе одну из своих коронных партий – Скарпиа. В 1970 артист с успехом выступил в театре Колон (Буэнос-Айрес) в партии Монфора в Сицилийской вечерне, а в Лондоне спел Жерара (английский дебют). В 1971 М. впервые вышел на сцену Ковент-Гардена (Ренато). Позднее пел здесь Графа ди Луна (1975, с участием Кабалье и Архиповой), Макбета (1983) и др. Часто его можно было услышать в Лирической опере Чикаго, где он дебютировал в 1971 в партии Родриго (особенный успех на этой сцене выпал на его долю в 1985 в «Отелло» вместе с Доминго). В 1973 М. впервые поет в Сан-Франциско (Риголетто). В 1975 певец исполнил партию Яго в Гамбурге, в 1976 Атанаэля в Сан-Франциско, в 1977 Нелюско в Африканке Мейербера в Мюнхене. В 1977-78 он участвовал в Зальцбургском фестивале, где пел Дон Жуана под управлением Бёма. В 1979 исполнил в Париже заглавную партию в Набукко Верди, в 1980 в Турине Графа ди Луна, в 1981 на фестивале в Равинии Макбета. Выдающийся успех сопутствовал артисту в 1982 в Нью-Йорк Сити-Опер в Гамлете Тома (заглавная партия). В 1983 спел Родриго в Гамбурге, в 1984 в Берлине Скарпиа и в Сан-Франциско Дон Карлоса в «Эрнани». В 1988 ему рукоплещет Ганновер (Яго). В 1989 М. гастролировал в Москве, где выступил в партии Скарпиа в Большом театре в спектакле с участием Касрашвили и Соткилавы. В 1990 он вновь поет Гамлета в Чикаго.
Карьера М. продолжалась и в 90-е гг., хотя и менее активно, так как его голос во 2-й половине десятилетия стал «сдавать». Среди партий, исполненных в это время Фальстаф в Нью-Йорк Сити-Опер (1996), Скарпиа в Торре дель Лаго (1997), Де Сирье в Федоре Джордано в Буэнос-Айресе (1998). Среди последних выступлений на сцене участие в опере «Слай» Вольфа-Феррари в Барселоне вместе с Каррерасом в заглавной партии (2000).
Артист также много выступал в концертах, ораториальном жанре. В 1973 участвовал в исполнении «Торжественной мессы» Бетховена под управлением Бернстайна в Цинциннати. Часто исполнял главную партию в оратории Мендельсона «Илия» (в т. ч. в 1997 в Плимутской приходской церкви).
Репертуар певца весьма обширен. Кроме уже упомянутых партий он включает в себя редкие оперы Массне («Король Лахорский», «Наваррка»), роли в операх Верди «Аттила» (Аэций), «Жанна д’Арк», партии Тореадора, Гульельмо в Так поступают все, Барнабы в Джоконде Понкьелли, Марселя в Богеме и многие другие. Замечательным достижением певца является роль Скарпиа в фильме-опере «Тоска» (1976) с участием Доминго и Кабаиванской (дирижер Бартолетти, режиссер Джанфранко де Бозио).
Творчество М. пользовалось заслуженной популярностью во всем мире, но, особенно, на родине. Критики часто сравнивали его с легендарным Уорреном. Его голос отличался сочетанием силы и драматического мастерства с превосходной сфокусированностью (что особенно любят американская публика) и красивой вокализацией без чрезмерной примеси речитативной интонационности. Его лучшими достижениями стали партии Яго, Скарпиа, Дон Жуана, Атанаэля.
Значительное место в его творчестве занимает музыкально-общественная и педагогическая деятельность. Певец регулярно выступал в Белом доме, практически перед всеми президентами США (Д.Фордом, Р.Рейганом, Д.Бушем-старшим и др.). Он участвовал гала-концерте, посвященном 25-летию творческой деятельности Ливайна в Метрополитен (1996), в благотворительном гала-концерте звезд мировой оперы в Вене (1979), организовал благотворительный концерт в венском соборе Св. Стефана в пользу пострадавших от войны в Боснии и Герцеговине (1883), участвовал в жюри многочисленных конкурсов. Руководил мастер-классами в Джульярдской школе, Моцартеуме и др.
Велико дискографическое наследие певца. Среди его лучших записей Энрико (Dec., дирижер Бонинг), Жерар (RCA, дирижер Ливайн), Скарпиа (RCA, дирижер Мета, Тонио (RCA, дирижер Санти), Яго (RCA, дирижер Ливайн) и др.
На фото:
Шеррилл Милнс.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.