22 октября исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося немецкого дирижера Карла Мука, признанного интерпретатора вагнеровских сочинений. 120 назад именно ему довелось осуществить в Петербурге первое в России исполнение тетралогии «Кольцо нибелунга», получившее значительный резонанс в отечественных музыкальных кругах.
Сегодня мы публикуем небольшую статью о его творчестве, посвященную юбилею маэстро, подготовленную для нового издания энциклопедического словаря «Опера».
Немецкий дирижер. Сын государственного служащего. После окончания классической гимназии обучался в Вюрцбургской консерватории, также изучал классическую филологию в Гейдельбергском университете. Учился также в Лейпциге. В 1880 дебютировал как пианист в лейпцигском Гевандхаузе. В 1880-81 работал хормейстером и капельмейстером в Цюрихе, В 1882 переехал в Зальцбург, где дирижировал опереттами. В 1883-84 работал в Брно, в 1884-86 в Граце. В 1886-92 был первым капельмейстером Немецкого оперного театра Праги, руководимого Нейманом 1. В 1889 в составе неймановской труппы гастролировал в Петербурге, где под его управлением состоялось первое исполнение в России вагнеровского Кольца нибелунга, в 1891 выступал в Москве. В 1892-1912 М. – дирижер (с 1908 музыкальный руководитель) берлинской Придворной оперы.
В 1899 дирижер провел сезон в Ковент-Кардене, где исполнил ряд опер Вагнера (Летучий голландец, Лоэнгрин, Тангейзер, Тристан и Изольда и Валькирия). С 1901 маэстро регулярно (вплоть до 1930) участвовал в Байрёйтских фестивалях, где исполнял, в основном, Парсифаля. Исключение составили исполнение в 1909 «Лоэнгрина» и в 1925 Нюрнбергских мейстерзингеров.
В 1903-96 М. дирижировал филармоническими концертами оркестра Венской оперы. В 1906-08 и 1912-18 также руководил Бостонским симфоническим оркестром. В 1918 подвергся временному аресту в США за отказ исполнить в условиях войны американский гимн. С 1919 вновь выступал в Европе, в 1922-33 руководил филармоническими концертами в Гамбурге. После 1933 отошел от активной концертной деятельности.
Дирижер был участником ряда мировых премьер опер вагнеровского эпигона В.Кинцля, а также Э.д’Альбера, Ф.Гуммеля, оперы «Регина» Лорцинга, возрожденной спустя почти полвека после смерти композитора (1899, Берлин), оперы «Роланд из Берлина» Леонкавалло (1904, Берлин) и др.
Творчество М. высоко оценивали многие выдающиеся музыканты, в т. ч. Римский-Корсаков. Его дирижерской манере свойственны объективизм, точность дирижерского жеста, ясность трактовки. Наиболее выдающиеся достижения дирижера связаны с интерпретацией произведений Вагнера и Брукнера.
В 1928 М. осуществил студийную запись 3-го акта «Парсифаля» с оркестром Берлинской государственной оперы. Существуют также «живые» записи ряда фрагментов этой оперы.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.