1 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения крупнейшего немецкого оперного режиссера Гюнтера Реннерта. Ему посвящается эта словарная статья Е.Цодокова.
Немецкий режиссер и театральный администратор. Большую часть своей творческой жизни посвятил оперному искусству. Родился в Эссене, изучал право в Мюнхене, Берлине, Халле. Затем учился в Консерватории Р.Штрауса в Мюнхене. С 1933 пробовал себя на поприще кинорежиссуры. В дальнейшем всю свою творческую жизнь посвятил себя оперному искусству. В 1935-37 был ассистентом Фельзенштейна 1 во Франкфурте-на-Майне. В 1937-39 работал режиссером в Вуппертале, здесь состоялся его дебют как оперного постановщика в 1937 (по другим сведениям Г. дебютировал в 1939).
В 1939 был главным режиссером в Майнце, где одной из его первых постановок стала немецкая премьера оперы «Глупая дама» Вольфа-Феррари.* С 1939 главный режиссер в Кёнигсберге, в 1942-43 в Городской опере Берлина.
В дальнейшем Р. часто совмещал художественное руководство оперными театрами с работой интенданта. В 1946-56 руководит Гамбургской оперой, в 1967-76 Баварской оперой. В 1960-67 являлся также главным режиссером в Глайндборне. Наряду с этим много ставил в Штутгарте, Зальцбурге, Венской опере. В 1952 дебютировал в Ковент-Гардене, исполнив на открытии осеннего сезона Бал-маскарад. В 1954 здесь же поставил Сказки Гофмана. В 1960 дебютировал в Метрополитен (Набукко). За 15 лет сотрудничества с этим театром (до 1975) осуществил здесь постановки «Бала-Маскарада» (1962), Манон (1963), Саломеи (1965), Волшебной флейты (1967, с участием Марка Шагала в качестве сценографа), Енуфы Яначека (1974), Свадьбы Фигаро (1975). Таковы основные вехи оперной карьеры Р.
Среди гамбургских постановок режиссера Опера нищего Пепуша-Гея (1950), Художник Матис Хиндемита (1953), тетралогия Кольцо нибелунга (1956), «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди (1965) и др. На мюнхенской сцене он поставил Фиделио (1946, открытие первого послевоенного сезона), в годы своего руководства театром: «Кольцо нибелунга» (1969), Кармен (1969), Воццек и Лулу Берга (1970), Плащ и Джанни Скикки Пуччини (1973), «Антигона» Орфа (1975). Его последней работой в Баварской опере стал Фальстаф Верди (1976).
Среди венских работ режиссера Похождения повесы Стравинского (1952), эпохальный Севильский цирюльник (1966, спектакль продержался на сцене более 40 лет) и др. На Зальцбургских фестивалях Р. осуществил ряд штраусовских постановок: Арабелла (1947), «Молчаливая женщина» (1959), Ариадна на Наксосе (1969), Женщина без тени (1974). Кроме этого на этой сцене увидели свет постановки «Свадьбы Фигаро» (1958), Ифигении в Авлиде Глюка (1962), Так поступают все (1972) и др.
Р. осуществил также ряд мировых премьер, в их числе Умница Орфа (1943, Франкфур-на-Майне, в один вечер с Орфеем Монтеверди в редакции Орфа), его же «Эдип-тиран» (1959, Штутгарт), «Ревизор» Эгка (1957, Шветцинген) и др. В 1969 он поставил в Штутгарте спустя два дня после мировой премьеры оперу «Дьяволы из Лудена» Пендерецкого.
Среди других постановок также спектакли в Ла Скала: Эрнани Верди и «Пробный камень» Россини (1959), «Фиделио» (1974). На Глайндборноском фестивале Р. поставил Коронацию Поппеи Монтеверди (1962) и др.
Последней постановкой Р., прошедшей на сцене за несколько дней до его смерти, стала опера Кавалер розы в Зальцбурге. Режиссер скончался здесь же 31 июля 1978 года.
Р. – последователь реалистических принципов в режиссуре, заложенных его учителем Фельзенштейном, и считается одним из выдающихся немецких мастеров оперной сцены. Ставил также драматические спектакли.
Примечание:
* В своей книге «Хроника мировой оперы» (Екатеринбург, 2005)
М.Мугинштейн ошибочно считает эту постановку мировой премьерой.
Однако несколькими месяцами ранее (1 февраля 1939 года) «Глупая
дама» была поставлена в Ла Скала с участием выдающихся певцов
(Фаверо, Баккалони, А.Поли и др.).
На фото:
Гюнтер Реннерт
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.