13 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения крупнейшего итальянского дирижера Нино Сандзоньо (Санцоньо). Наш журнал публикует по этому поводу словарную статью Е.Цодокова.
Итальянский дирижер и композитор. Родился в Венеции. В 1932 окончил венецианский Музыкальный лицей им. Б.Марчелло по классам скрипки и композиции. Занимался композицией также с Малипьеро 1, совершенствовался в Брюсселе у Шерхена (дирижирование).
Дебютировал как оперный дирижер в 1935 в Венеции. С 1937 был музыкальным руководителем венецианского театра «Ла Фениче» (по другим данным с 1935). В 1955 дебютировал в Ла Скала (по другим данным в 1939), в 1962-65 был главным дирижером этого театра. В 1955 выступил на открытии театра «Пиккола Скала» (Тайный брак Чимарозы, режиссер Стрелер).
Среди многочисленных постановок в Ла Скала спектакли Ифигения в Тавриде Глюка (1957, режиссер Висконти, с участием Калласс в заглавной партии), Паяцы (1957, с Ди Стефано), Любовный напиток (1957, с Ди Стефано и Картери), Приключения лисички-плутовки Яначека (1958, режиссер Фельзенштейн), Дочь полка Доницетти (1959, с Френи, Паваротти), Аида (1960, с Б.Нильсон в заглавной партии), «Али-Баба» Керубини (1963, возрождение забытой оперы, в ролях Ганцаролли, Штих-Рэндалл, А.Краус, Монтарсоло и др.). Дирижировал в театре также русскими операми, в 1961 исполнил Пиковую даму (Генчер в роли Лизы), в 1964 Катерину Измайлову Шостаковича (1-я итальянская постановка 2-й редакции оперы, в заглавной партии Борк).
Кроме того, среди работ в Ла Скала надо отметить мировые премьеры опер «Давид» Мийо (1954), Диалоги кармелиток Пуленка (1957), первые итальянские постановки опер «Троил и Крессида» Уолтона (1956), Сон в летнюю ночь Бриттена (1961).
Вместе с театром участвовал в исторических первых гастролях Ла Скала в Москве в 1964 году (дирижировал операми Лючия ди Ламмермур, Севильский цирюльник).
На сцене «Пиккола Скала» С. исполнил оперы «Добрая дочка» Пиччинни (1957), Граф Ори Россини (1958), Дон Паскуале Доницетти (1959), «Пробный камень» Россини (1959), Милосердие Тита Моцарта (1966, последнее выступление на сцене Симионато в роли Сервилии), возродил после многих лет забвения оперу А.Скарлатти «Митридат Евпатор» (1956) и др.
С. был участником мировой сценической премьеры Огненного ангела Прокофьева (1955, Венеция, «Ла Фениче»). Среди его венецианских работ также 1-я итальянская постановка Лулу Берга (1949), вердиевские Отелло (1966, с Дель Монако), Эрнани (1967 с Дель Монако), Бал-маскарад (1971, с Бергонци), Набукко (1972), «Дочь полка» (1975 с Френи, А.Краусом) и др.
Ряд известных постановок С. осуществил в Палермо, в их числе «Отелло» (1962, с Дель Монако, Гобби), Луиза Миллер Верди (1963, солисты Стела, Ди Стефано), «Чужестранка» Беллини (1968), «Елизавета, Королева английская» Россини (1970, в главной роли Генчер) и др. На фестивале «Флорентийский музыкальный май» маэстро исполнял «Луизу Миллер» (1966), Роберта-Дьявола Мейербера (1968). Во Флоренции он также возродил забытую оперу «Антигона» Траэтты (1962), дирижировал «Севильским цирюльником» (1968, с участием Брускантини, Хорн, А.Крауса и др.)
Среди спектаклей на других сценах: Бал-маскарад в Женеве (1946), Федора Джордано в Рио-де-Жанейро (1951, с участием Джильи), Коронация Поппеи Монтеверди (1954, Милан, Театр дель Арте), «Севильский цирюльник» в Неаполе (1968), Богема в Мадриде (1970, Паваротти, Френи), Сомнамбула Беллини (1972, Брегенц), «Аида» в парижском зале Плейель (1973, Норман, Коссотто и др.), «Бал-маскарад» (1974, Мадрид), Евгений Онегин в Римской опере (1975).
С. неоднократно гастролировал в США. Исполнял в Чикаго оперы Мефистофель Бойто (1965, с участием Гяурова, А.Крауса, Тебальди, Сулиотис), Фальстаф (1968, с Гобби), Манон Леско (1977). В Сан-Франциско дебютировал в 1971 сценической кантатой «Кармина Бурана» Орфа, дирижировал здесь операми Плащ Пуччини (1971, с Л.Прайс, Бакье и др.), «Аида» (1972, солисты Кубяк, Коссутта и др.), Тоска (1972, с Доминго в партии Каварадосси).
В 1970 маэстро осуществил в Неаполе концертное исполнение редкой оперы А.Скарлатти «Гризельда».
Участник мировых премьер ряда опер современных итальянских композиторов, в т. ч. Малипьеро. В его репертуаре были также оперы Менотти.
Длительное время работал на итальянском радио в Милане и Риме, где осуществил большое количество оперных проектов. Среди опер, исполненных и записанных на радио, «Евгений Онегин» (1953, с участием Таддеи, Картери, Валетти), Воццек Берга (1954, с Гобби), Псковитянка Римского-Корсакова (1954, с Христовым), «Хитрая вдова» Вольфа-Феррари (1955), «Альфонсо и Эстрелла» Шуберта (1956, первая запись), Кармен (1956, с Корелли), Вильгельм Телль (1956), Сила судьбы (1957), Итальянка в Алжире (1957, Берганса в партии Изабеллы), Гензель и Гретель Хумпердинка (1957), Турок в Италии Россини (1958), «Филемон и Бавкида» Гуно (1960), его же «Лекарь поневоле» (1961), «Коронация Поппеи» (1963), Фаворитка Доницетти (1970, с Коссотто) и др. Некоторые постановки были осуществлены на итальянском телевидении. Среди них Травиата (1954, с Картери), Риголетто (1955, с Протти), «Бал-маскарад» (1956). «Бал-маскарад» исполнялся также на Гамбургском телевидении в 1965 (в ролях Конья, Мёдль, Питерс и др.). На немецком радио в Кёльне маэстро дирижировал Ласточкой Пуччини (1958).
С. является автором ряда симфонических поэм, концертов для скрипки и виолончели и др. Вел педагогическую работу, руководил летними дирижерскими курсами в Дармштадте.
Дискографическое наследие дирижера велико и состоит, преимущественно, из «живых» записей спектаклей и произведений, прозвучавших по радио. Среди немногочисленных студийных версий маэстро: «Лючия ди Ламмермур (EMI, 1959, солисты Р.Скотто, Д.Ди Стефано, Э.Бастианини, И.Винко), «Риголетто» (Decca, 1961, солисты К.Макнил, Р.Чьони, Д.Сазерленд, Ч.Сьепи, С.Малагу).
На фото:
Нино Сандзоньо
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.