Русский режиссер. Родился в Саратове. В 1928-32 учился в Музыкальном техникуме в Саратове по классу скрипки. В 1932 приезжает в Ленинград. Продолжает обучение на скрипке на рабфаке Ленинградской консерватории. В 1936 поступает на факультет музыкальной режиссуры Ленинградской консерватории (класс Э.Каплана). Одновременно осваивает профессию кинорежиссера на «Ленфильме» (с 1939), ассистируя братьям Васильевым, С.Герасимову, Я.Протазанову и М.Ромму и др. Во время войны работал в эвакуации на «Узбекфильме».
В 1945 Т. оканчивает режиссерский факультет консерватории. Его первой оперной постановкой стал спектакль «Волк и семеро козлят» М.Коваля (Оперная студия консерватории). В 1951 дебютировал на профессиональной сцене в Саратовском театре оперы и балета (Майская ночь 1 Римского-Корсакова).
В 1952-56 главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета. Среди спектаклей Хованщина, Лакме, Садко, Трубадур, Чародейка Чайковского, Князь Игорь, «Банк-бан» Эркеля (1954, 1-я постановка в СССР) и др. В 1962-77 главный режиссер Мариинского театра (дебют в Лоэнгрине). Среди постановок на этой сцене Сила судьбы Верди (1963, 1-я постановка в СССР), Питер Граймс Бриттена (1965), «Хуняди Ласло» Эркеля (1965, 1-я постановка в СССР), Царская невеста (1966), Волшебная флейта (1966), Лючия ди Ламмермур (1969), «Трубадур» (1971), Иван Сусанин (1975) и др. Ставил также оперы советских композиторов. В 1969 осуществил в МАЛЕГОТе 1-ю русскую постановку оперы Бенвенуто Челлини Берлиоза. Ставил оперные спектакли во многих городах СССР, в т. ч. в Днепропетровске – Порги и Бесс (1978), в Риге – Бориса Годунова (1981). Сотрудничал также с театрами Душанбе, Читы, Воронежа, Красноярска, Свердловска, Саратова, Уфы и др. В 1980 поставил «Евгения Онегина» в Театре оперы и балета Монголии. В 1983 поставил в Большом театре Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (дирижер Светланов, художник И.Глазунов). Его последним спектаклем стал Золотой петушок в Ереване (1984). Работал также в жанре оперетты.
Автор сценария и режиссер получивших большую популярность фильмов-опер Евгений Онегин (1958, в главных ролях В.Медведев, А.Шенгелая, И.Озеров, поют Кибкало, Вишневская, А.Григорьев), Пиковая дама (1960, в главных ролях О.Стриженов, О.Красина, поют Анджапаридзе, Милашкина), Князь Игорь (1969, вышел на экраны в 1970, в главных ролях Б.Хмельницкий, Н.Пшенная, Б.Токарев, А.Сластин, Б.Ватаев, поют В.Киняев, Милашкина, Норейка, В.Малышев, Нестеренко). В 1963 снял музыкальный фильм «Крепостная актриса» по оперетте Н.Стрельникова «Холопка». Среди его киноработ также лента «Чолпон – утренняя звезда» (1962), музыкальный фильм-ревю «Когда песня не кончается» (1965).
Преподавал в Ленинградской консерватории на кафедре режиссуры (среди учеников И.Габинов, С.Гаудасинский, В.Раку, А.Степанюк), работал на телевидении (в 1957-59 был художественным руководителем Центрального телевидения). Создатель телефильмов по операм Мадам Баттерфляй (1980, в заглавной партии М.Биешу) и Тоска (1981) на студии «Молдователефильм».
В 1973 получил звание народного артиста РСФСР, награжден орденом «Знамени» Венгерской народной республики.
Творчество Т. – яркий пример советской классической школы оперной режиссуры в ее лучших традициях. Его метод, лишенный чрезмерной помпезности и, в то же время, сопровождающийся бережным отношением к классическому наследию, опыт кинорежисера, позволяющий динамично и эффективно выстраивать драматургию спектакля и мизансцены, показывает, что на этом пути возможны большие удачи и яркие свершения. Что же касается его кинолент «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», то они, безусловно, являются выдающимися явлениями своего времени в жанре фильмов-опер.
Примечание:
В статье частично использованы материалы из публикаций С.Дмитриева
и В.Гончаренко, посвященных Тихомирову. К сожалению, некоторые
факты из них неточны. Так, например, фильм-опера «Евгений Онегин»
не получал 1-го приза на Каннском кинофестивале, как утверждают эти
авторы, а получил диплом на XIII Международном кинофестивале в
Эдинбурге (1959).
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.