Итальянский режиссер и художник театра и кино. Родился в богатой аристократической семье. Его отец был любителем искусства, меломаном и одним из покровителей Ла Скала. С конца 30-х гг. В. жил в Париже, где стал ассистентом знаменитого кинорежиссера Ж.Ренуара. В 1943 он снял свой первый полнометражный фильм «Одержимость».
Становление В. как режиссера тесно связано с развитием итальянского неореализма, одним из основателей которого он был. Среди лучших работ В. в области кино фильмы «Рокко и его братья» (1960), «Леопард» (1963, Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля), знаменитая «немецкая» трилогия «Гибель богов» (1969), «Смерть Венеции» (1971) и «Людвиг» (1973), которую можно считать своеобразным «диалогом» искусства 20 в. с вагнеровским «Кольцом нибелунга».
В своем творчестве режиссер проделал значительную эволюцию от социально заостренного и критического восприятия действительности к романтическому эстетизму, декадансу и театральности. Его искусство всегда отличалось сплавом киноязыка с пластикой музыки и изобразительного искусства, стихию которых он тонко чувствовал. Многие из его картин насыщены музыкальными реминисценциями и образами (уже упоминавшийся Вагнер, любимые режиссером Малер, Верди и др.).
В середине 50-х гг. уже маститый режиссер обращает свой взор к оперному жанру. Это было вполне естественным для человека, выросшего в семейной атмосфере любви к этому виду искусства. Всего им создано 20 оперных спектаклей, практически, каждый из которых можно считать событием. Первым опытом стала постановка Весталки Спонтини в Ла Скала (1954, дирижер Вотто). С этой работы начался его творческий союз с великой Каллас и миланским театром. Вскоре последовали Сомнамбула Беллини (1955, дирижер Бернстайн) и легендарная Травиата (1955, дирижер Джулини), с переносом действия в конец 19 в., где партнером Каллас был Ди Стефано.
В 1957 на сцене Ла Скала появляются еще два спектакля с Каллас – Анна Болейн Доницетти и Ифигения в Тавриде Глюка. Сценографом этих постановок был Н.Бенуа, сын знаменитого русского «мирискусника» А.Бенуа.
В 1958 начинается этап сотрудничества В. с Фестивалем двух миров в Сполето, основанным в том же году Менотти. Здесь он в течение нескольких лет вместе с художественным руководителем форума дирижером Шипперсом ставит Макбета (1958), редкую оперу Доницетти «Герцог Альба» (1959), Саломею (1961) и «Травиату» (1963).
В 1958 спектаклем Дон Карлос В. дебютирует в лондонском Ковент-Гардене (дирижер Джулини). Эту постановку, где режиссер впервые пробует свои силы также как оперный сценограф, с полным правом можно считать выдающейся, как по своим художественным достоинствам, так и по составу исполнителей (Викерс, Браувенстайн, Христов, Гобби, Барбьери).
В 1963 В. участвует как автор либретто, режиссер и сценограф в мировой премьере оперы «Дьявол в саду» современного итальянского композитора Ф.Маннино (р. 1924), с которым его связывала совместная работа в кино (в т. ч. в фильме «Людвиг»). В 1964 режиссер дважды ставит вердиевского Трубадура – в Ла Скала (дирижер Гаваццени, солисты Бергонци, Туччи, Каппуччилли, Симионато) и Ковент-Гардене (дирижер Джулини). Спектакль ЛС был показан на гастролях театра в Москве (1964). В том же году на сцене Римской оперы он выпускает спектакль Свадьба Фигаро (вновь с Джулини). Еще одной работой в этом театре вместе с Джулини стала постановка «Дона Карлоса» (1965).
В 1966 В. создает два оперных спектакля. Он возвращается к сотрудничеству с Бернстайном, поставив в Венской опере вердиевского Фальстафа (с Фишером-Дискау в заглавной партии), а также ставит на сцене Ковент-Гардена Кавалера розы под управлением Шолти. В 1967 в Ковент-Гардене появляется его третья «Травиата». Спустя два года на сцене Венской Оперы режиссер ставит оперу Симон Бокканегра Верди (1969, дирижер Крипс). Последней оперной постановкой В. стала Манон Леско Пуччини в Сполето (1973, дирижер Шипперс).
Свои художественные воззрения В. изложил в ряде литературных трудов. На русском языке изданы его книги «»Статьи. Свидетельства. Высказывания» (1986) и «Висконти о Висконти» (1990). В сезоне 1986/87 в Римской опере к 10-летию со дня смерти знаменитого мастера были возобновлены некоторые его постановки.
Оперное творчество В. стало важной вехой в развитии постановочных традиций жанра. В исторической перспективе результат его деятельности на этом поприще оказался неоднозначным. В своих работах режиссер пытался органично соединить убедительность и естественность драматического действа по законам театра с условностью и возвышенностью оперного искусства. Известен исторический анекдот на эту тему, упоминаемый в книге жены Ди Стефано «Мария Каллас – мой враг». Стремясь придать естественность в одной из сцен в «Травиате» Висконти заставлял Ди Стефано, обращаясь к героине (Каллас) все время поворачиваться спиной к залу. В один из моментов певец не выдержал и сказал: «Знаешь, Лукино, имей все же в виду, что я пою ртом, а не задницей!». Эту, практически, невыполнимую задачу – соединить в единое целое принципы театральной и оперной «жизни» в спектакле, противоречащую сути оперного жанра, он разрешал благодаря уникальной мощи своего художественного таланта, глубине и цельности художественного мироощущения и чувству меры. Лишенные этих качеств современные режиссеры довели до логического конца разрушение магии оперы, природа которой не сводима к «упакованным» в эффектную сценическую «картинку» драматическим смыслам-метафорам и прилагаемой к ним в качестве красивого сопровождения музыке великих мастеров прошлого.