Немецкий композитор. Родился в семье певца. Учился у отца, позднее в Берлине у Хумпердинка 1 и Бузони. Испытал влияние своих учителей, а также Стравинского. Первоначальные опыты в области композиции свидетельствовали об академических устремлениях автора. Однако в середине 20-х гг. в творчестве В. происходит метаморфоза. Под влиянием идей о социальной значимости музыки он сознательно упрощает музыкальный язык, вводит в него эстрадно-песенные и джазовые элементы. Определенное влияние на его новый стиль оказала также английская балладная опера. Такое смешение серьезной музыки, салонного стиля и народно-городского фольклора оказалось весьма перспективным и отвечающим духу времени.
Успешная премьера первой оперы «Протагонист» (1926, Дрезден, либретто Г.Кайзера), исполненной под управлением Буша, определила последующий устойчивый интерес композитора к жанру музыкального театра.
Определяющим в творческой судьбе В. стало его сотрудничество в конце 20-х гг. с драматургом Брехтом. В результате этого творческого союза были созданы знаменитая Трёхгрошовая опера (1928), «Возвышение и падение города Махагони» (1930, Лейпциг), а также менее известные произведения «Хэппи энд» (1929, Берлин) и детская опера «Говорящий да» (1930, Берлин). Нарочитая плакатность языка этих произведений, граничащая, подчас, с деклассированной брутальностью, должна была по замыслу авторов служить средством социального обличения действительности, однако на деле стала олицетворением духа буржуазной эпохи того времени. Схожие жанровые поиски прослеживались у ряда современников В., таких как Кшенек, Гершвин, занимавших впрочем, значительно менее «левацкую» позицию и старавшихся не покидать «художественного поля» ради социальных деклараций.
В 1926 композитор женится на американской актрисе и певице эстрадного жанра Лотте Ленья (1898-1981), ставшей впоследствии исполнительницей его лучших произведений.
В своем творчестве В. не ограничивался брехтовской драматургией. В начале 30-х гг. появляются оперы «Поручительство» (1932, Берлин, либретто К.Неера) и «Серебряное озеро» (1933, Лейпциг, либретто Г.Кайзера), отличающиеся антифашистской направленностью. После премьеры последней композитор подвергся на родине ярым антисемитским нападкам.
Приход к власти нацистов вынуждает В. эмигрировать сначала во Францию, а в 1935 покинуть Европу и переселиться в США, где он провел оставшуюся часть жизни. Популярность его творчества на американском континенте начиная с 1930-31, когда ряд сочинений В. (скрипичный концерт, «Полет Линдберга» для солистов и хора) были исполнены знаменитыми дирижерами Рейнером и Стоковским, была высока. Ее упрочила американская премьера «Трёхгрошовой оперы» в Нью-Йорке (1933). В американский период направленность творчества композитора в значительной степени сместилась в коммерческую сторону. Он сосредоточился на сочинении мюзиклов и музыкальных спектаклей для бродвейских театров, в которых элементы социальных конфликтов были важны уже не столько сами по себе, а скорее для придания большей остроты и интриги сюжету. Среди произведений этих лет бродвейская опера «Уличная сцена» (1947), музыкальная трагедия «Затерявшийся в звездах» (1949, обе по произведениям Э.Райса), Надо также отметить водевиль «Люби жизнь» (1948), написанный в содружестве со знаменитым Аланом Д. Лернером, автором текстов к мюзиклу «Моя прекрасная леди» и другим сочинениям Ф.Лоу.
В. безусловно обладал ярким композиторским талантом, способностью создавать запоминающиеся образы и мелодии. Его творчество – любопытный пример соединения музыкальной метафоры и литературной дидактики.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.