Крупнейший австрийский музыкальный театр. До 1918 носил название – Венская придворная опера. Первые оперные спектакли итальянских оперных трупп при дворе австрийского кайзера состоялись еще в середине 17 в. К концу века стали проводиться регулярные представления австрийской придворной труппы. Для этого было построено несколько театральных залов в Вене и ее предместьях. В 1665 открылся Театр на Кортине (сгорел в 1699), сооруженный Л. О. Бурначини, сыном знаменитого архитектора и художника Дж. Бурначини. С середины 18 в. оперные представления придворной труппы проходили, в основном, в Бургтеатре и Кернтнертортеатре.
Б у р г т е а т р (Королевский театр при дворце) был открыт в 1741, в 1776 получил название Придворного национального. В нем ставились драматические и музыкальные спектакли. В 1754 придворным капельмейстером становится великий оперный реформатор Глюк 1. В эти годы здесь проходят премьеры многих его произведений, среди них Орфей и Эвридика (1762), Альцеста (1767). В числе наиболее значимых премьер, состоявшихся в «Бургтеатре» также моцартовские шедевры Похищение из сераля (1782), Свадьба Фигаро (1786), Так поступают все (1790); из произведений других композиторов отметим оперы «Аксур, царь Ормуза» Сальери (1788, 2-я редакция «Тарара»), Тайный брак Чимарозы (1792).
Для постановок опер также использовалась сцена К е р н т н е р т о р т е а т р а (основан в 1709). В 1752 здесь была исполнена первая опера Гайдна – зингшпиль «Хромой бес». Регулярные оперные представления в театре начались в 1763 и продолжались вплоть до 1870, когда театр был снесен. На этой сцене состоялись мировые премьеры опер «Доктор и аптекарь» Диттерсдорфа (1786), «Фальстаф» Сальери (1799); Эврианта Вебера (1823). В 1802 здесь осуществлена постановка 2-й (венской) редакции с речитативами оперы Медея Керубини, в 1814 постановка 3-й редакции бетховенской оперы Фиделио.
В 1842 с большим успехом в Кернтнертортеатре дали мировую премьеру Линды ди Шамуни Доницетти, после чего итальянский мастер бельканто получил приглашение на пост придворного капельмейстера. В 1843 в театре состоялись премьеры еще двух опер Доницетти - «Мария ди Роган» и «Дон Себастьян, Король Португальский» (венская редакция). В 1847 прошло первое представление Марты Флотова.
Наряду с крупнейшими венскими сценами придворная труппа давала спектакли и в других театрах и дворцах. Так, во дворце Шёнбрунн в 1786 состоялась двойная премьера зингшпиля «Директор театра» Моцарта и театрального дивертисмента «Сначала музыка, потом слова» Сальери. Представление, устроенное кайзером Иосифом II, проходило в виде состязания между зингшпилем и итальянской комической оперой и завершилось победой последней.
В 1778 по указанию Иосифа II был организован Придворный национальный оперный театр, предназначенный для исполнения зингшпилей. К открытию была приурочена премьера зингшпиля «Горнорабочие» Умлауфа. В 1788 силами Придворной национальной труппы была осуществлена венская премьера моцартовского Дон Жуана.
Репертуар венских придворных сцен середины 19 в. был весьма обширным и актуальным. Так, например, здесь состоялись первые за пределами Италии постановки опер Лючия ди Ламмермур (1837), Эрнани Верди (1844), Риголетто (1852) и др.
В 1869 в центре австрийской столицы на «Ринге» в присутствии кайзера Франца Иосифа и его супруги Елизаветы (Сиси, как ласково называли ее в народе) постановкой «Дон Жуана» было торжественно открыто новое здание Придворной оперы (архитекторы Э. Ван дер Нюлль и А. Зиккард фон Зиккардсбург), вмещающее 2200 мест, в котором ВО находится и поныне. С открытия театра на Рингштрассе начинается славная история современной ВО. Уже в 1870 здесь была впервые исполнена вагнеровская опера (Нюрнбергские мейстерзингеры). Первой мировой премьерой в новом здании стала постановка в 1875 оперы «Царица Савская» Гольдмарка. Летом 1875 в рамках своего сенсационного европейского турне Верди дирижировал здесь «Реквиемом». В том же году состоялась знаменитая венская премьера Кармен, принесшая этому сочинению славу, которой не дождался Бизе.
Важнейшим этапом в деятельности ВО была «эра» дирижера Рихтера. Знаменитый маэстро, первый исполнитель вагнеровской тетралогии, дебютировал Лоэнгрином и проработал в театре ведущим дирижером с 1875 до 1897 (с 1893 1-й дирижер). Среди важнейших постановок, осуществленных им, австрийские премьеры Кольца нибелунга (1877-79), Тристана и Изольды (1883), Отелло (1888). В 1892 под его руководством состоялась мировая премьера Вертера Массне.
К «золотому веку» истории ВО принадлежит десятилетие 1897-1907, когда директором и главным дирижером был Малер. Гениальный музыкант полностью преобразил лицо театра, сумев поднять качество оперных спектаклей и единство всех его составляющих на небывалую высоту. Это ему удалось в содружестве блестящими певцами (Слезак, Бар-Мильденбург и др.), а также с выдающимся художником и сценографом, представителем венского «Сецессиона» Альфредом Р о л л е р о м (1864-1935), которого он привлек для работы в театр в 1903. Созданные в соавторстве с ним реформаторские постановки «Тристана и Изольды» (1903) и «Фиделио» (1904); цикла моцартовских шедевров, приуроченных к 150-летию со дня рождения зальцбургского гения, среди которых «Дон Жуан» (1905), «Похищение из сераля», Волшебная флейта и «Свадьба Фигаро» (все в 1906); вагнеровской Валькирии и Ифигении в Авлиде Глюка (обе в 1907), а также ряда других, навсегда войдут в историю оперного искусства. Малер впервые познакомил венцев с шедеврами Чайковского, поставив на главной столичной сцене Евгения Онегина (1897), Иоланту (1900) и Пиковую даму (1902). Проявлял он интерес и к редко исполняемым сочинениям, осуществив первые постановки в театре Белой дамы Буальдьё (1898) и Аптекаря Гайдна (1899). В его репертуаре были также оперы Вольный стрелок (1898), Луиза Шарпантье (1903, австрийская премьера), «Кармен» (1900), «Коррехидор» Вольфа (1904) и др. Завершил свою карьеру в ВО маэстро спектаклем «Фиделио».
Преемником Малера на посту директора стал известный дирижер и композитор Вейнгартнер (1908-11). В 1911-18 руководителем театра был назначен режиссер Ганс Грегор. Свою деятельность он начал с возобновления ряда спектаклей Малера-Роллера («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Фиделио»). В 1911 им была осуществлена блестящая постановка Пеллеаса и Мелизанды Дебюсси под управлением выдающегося дирижера Вальтера, которого к работе в ВО привлек еще Малер в 1901. Вальтер сотрудничал с театром до 1912, осуществил здесь новую постановку оперы Немая из Портичи Обера (1907) с участием Роллера и ряд др. Среди других постановок периода руководства Грегора выделяется Летучий голландец (1913), также с блестящей сценографией Роллера.
Значительное место в истории ВО принадлежит дирижеру Шальку, выступавшему на ее сцене с 1901. В 1906 он участвовал здесь в новой постановке «Лоэнгрина (сценография Роллера), в 1911 провел австрийскую премьеру Кавалера розы, в 1916 впервые исполнил 2-ю редакцию оперы Р. Штрауса Ариадна на Наксосе. С 1918 по 1929 Шальк занимал пост директора театра (в 1919-24 совместно с Р. Штраусом). В 1919 под его управлением состоялась мировая премьера еще одной штраусовской оперы – Женщина без тени. Среди значительных достижений этого периода также австрийские премьеры «Палестрины» Пфицнера (1918), «Мёртвого города» Корнгольда (1921), блестящий успех первой австрийской постановки пуччиниевской Турандот (1926, солисты Лотте Леман и Слезак). В 1928 дирижер осуществил первую сценическую постановку оперы Царь Эдип Стравинского (одновременно в тот же день сочинение было исполнено Клемперером в берлинской Кроль-опере).
Летом 1918 накануне окончания войны в Вене провел недельные гастроли Р. Штраус, продирижировавший с огромным успехом собственными операми (Электра, «Кавалер розы», «Ариадна на Наксосе»). После этого властями наконец-то было разрешена постановка на главной столичной сцене скандальной штраусовской Саломеи, а композитору предложено разделить с Шальком обязанности по руководству театром.
После Шалька руководство ВО переходит к другому знаменитому маэстро К. Краусу, возглавлявшему театр в течение пяти лет (1929-34). Еще в 1922 он впервые появился на сцене ВО, продирижировав рядом спектаклей (Проданная невеста Сметаны, Летучий голландец, Дон Паскуале Доницетти и др.). Среди опер, исполненных Краусом в годы его директорства, «Кавалер розы» (1929), «Пиковая дама» (1931), Воццек Берга (1930, первая венская постановка), Дон Карлос (1932), австрийская премьера Арабеллы Р. Штрауса (1933), Макбет (1933, сценография А. Роллера), Фальстаф Верди (1934) и др. Среди заметных спектаклей этого периода также Идоменей Моцарта в редакции Р. Штрауса (1931, дирижер он же, сценография А. Роллера). Ряд этих постановок был осуществлен режиссером Л. Валленштайном.
В декабре 1934 Краус скоропалительно покидает Вену, чтобы занять пост руководителя берлинской Штаатсопер. Его на полтора года сменяет Вейнгартнер, вновь на короткое время возглавивший театр (1935-36) и поставивший здесь впервые в Австрии Испанский час Равеля и Сорочинскую ярмарку Мусоргского (обе 1935, в один вечер). С 1933 в ВО начал регулярно выступать выдающийся интерпретатор Моцарта дирижер Крипс (дебют в «Фиделио»). В 1934, исполнив Бал-маскарад, на сцену ВО после двадцатидвухлетнего перерыва вновь выходит Вальтер. Именно он приглашает в 1937 в театр молодого Караяна для исполнения «Тристана и Изольды».
В сложные предвоенные годы многие выдающиеся музыканты были вынуждены покинуть театр. В 1938 нацисты удаляют из театра Крипса, в том же году уходит Вальтер, (в 1939 он эмигрирует в США). В 1943 директором ВО (до окончания войны в мае 1945) становится выдающийся дирижер Бём, пользовавшийся доверием нацистов и симпатизировавший им еще с 20-х гг. В день 80-летия Р. Штрауса (1944) он исполняет на сцене театра в присутствии автора «Ариадну на Наксосе». Патриарх немецкой оперы был также восхищен певицей Велич, феноменально исполнившей в дни его юбилея заглавную партию в «Саломее».
В марте 1945 историческое здание на Рингштрассе было полностью разрушено прямым попаданием бомбы. Однако уже через два месяца деятельность труппы была возобновлена. По приказу советского коменданта в ознаменование празднования 1 Мая в помещении венской Фольксопер была дана «Свадьба Фигаро» под управлением Крипса. С октября того же года спектакли ВО стали проводиться также в здании театра Ан дер Вин. Подлинное возрождение ВО состоялось в 1955, когда на открытии восстановленного здания на Рингштрассе была исполнена опера «Фиделио» под управлением Бёма, вторично возглавившего ВО (1954-56).
C 1956 по 1964 в театре «правил» Караян. Пост директора и художественного руководителя был предложен ему после ошеломительного успеха Лючии ди Ламмермур, исполненной на сцене ВО весной 1956 силами артистов Ла Скала под его управлением. Одним из нововведений дирижера стала организация обменных спектаклей с Ла Скала и Зальцбургским фестивалем, благодаря которым многие замечательные спектакли были показаны на венской сцене. Среди лучших постановок этого периода, осуществленных Караяном специально для ВО, «Отелло» (1957), «Фальстаф» (1957), «Тристан и Изольда» (1959), Орфей и Эвридика (1959), Парсифаль Вагнера (1961), «Пеллеас и Мелизанда» (1962), Тангейзер (1963), Коронация Поппеи Монтеверди (1963), «Дон Жуан» (1963), «Женщина без тени» (1964) и др.
В 60-80-е гг. театр продолжал свою успешную деятельность. Среди выдающихся спектаклей этих лет «Фальстаф» в постановке Висконти (1965, дирижер Бернстайн, в заглавной партии Фишер-Дискау), «Кармен» в постановке Дзеффирелли (1978, дирижер К. Клайбер, в главных ролях Образцова и Доминго), Итальянка в Алжире в постановке Поннеля (1987, дирижер К. Аббадо, в главной роли Бальтса) и многие др. Здесь прошли мировые премьеры двух опер одного из ведущих австрийских композиторов 2-й половины 20 в. Эйнема – «Визит старой дамы» (1971, дирижер Штайн) и «Коварство и любовь» (1976, дирижер К. фон Дохнаньи). В 1971 Москве состоялись гастроли ВО. На сцене Большого театра были показаны «Кавалер розы» (дирижер Крипс), «Свадьба Фигаро» (дирижер Х. Хольрайзер) и «Тристан и Изольда» (дирижер Бём). Среди солистов, выступавших перед московской публикой, блестящие мастера оперной сцены Ризанек, Людвиг, Линдхольм, Риддербуш, Томас и др.
Следующим после Караяна выдающимся маэстро, сочетавшим функции директора и художественного руководителя, был Маазель, руководивший театром в 1982-84. Его кратковременное пребывание в ВО ознаменовалось рядом исполнительских удач, таких как «Тангейзер» (1982), «Турандот» (1983), австрийская премьера Лулу Берга (1983). В 1986-91 художественное руководство оперой осуществлял К. Аббадо. Он также оставил значительный след в истории театра. В числе его лучших постановок «Воццек» (1987), Путешествие в Реймс Россини (1988), Хованщина (1989) и др. Аббадо также возродил забытую оперу Шуберта «Фьерабрас» (1988).
После кратковременного директорства (1991-92) знаменитого австрийского певца Вехтера, прерванного его скоропостижной кончиной, театр в 1992 возглавил Иоан Холендер, австрийский певец (баритон) и музыкальный менеджер румынского происхождения, руководящий театром до настоящего времени (его контракт завершается в 2010). При нем состоялось несколько мировых оперных премьер, в т. ч. «Джезуальдо» Шнитке (1995, дирижер Ростропович); знаменитым итальянским дирижером Мути был поставлен цикл моцартовских опер на либретто Да Понте: «Так поступают все» (1994, с блестящим составом солистов – Фриттоли, Казарова, Бартоли, Шаде, Скофхус), «Дон Жуан» (1999, в заглавной роли К. Альварес), «Свадьба Фигаро» (2001). Музыкальным руководителем ВО с 2002 является Озава, дебютировавший на венской сцене за четырнадцать лет до этого в «Евгении Онегине» (1988). В 1992 дирижер представил здесь блестящую интерпретацию «Пиковой дамы» (солисты Атлантов, Френи, Лейферкус). В числе новых постановок, которые маэстро осуществил в театре уже в период своего руководства, Джонни наигрывает Кшенека (2002), «Летучий голландец» (2003), Манон Леско Пуччини (2005) и др.
За многолетнюю историю театра на его подмостках выступали многие знаменитые певцы своего времени. Некоторые из них значительную часть своей творческой деятельности связали с театром. Среди тех, кто заложил основы славы театра в 19 – 1-й половине 20 вв. такие выдающиеся вокалисты, как Зонтаг, Матерна, ван Дейк, М. Гутхейль-Шодер, Бар-Мильденбург, Слезак, Курц, Ерица, Лотте Леман, Пиккавер, Таубер, сестры А. и Х. Конечны, Новотна, Урсуляк, Росвенге, Чеботари, Лоренц, Дермота, Велич, Зефрид, Юринац, Шварцкопф, Л. Вебер, Делла Каза и др. И в дальнейшем на главной оперной сцене Австрии выступали крупнейшие представители мировой вокальной элиты. Практически все великие артисты пели здесь.
ВО является не только ведущим национальным музыкальным театром, но занимает выдающееся место в мировом оперном процессе. Ее деятельность основана на принципах репертуарного театра. Наряду с операми в театре идут и балетные представления. Качество музицирования поддерживается высочайшим классом музыкантов оркестра, по традиции составляющего основу знаменитого Венского филармонического оркестра.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.