Гречанка по отцу и немка по матери, сопрано Димитра Теодоссиу* на сегодняшний день одно из самых высоко оцениваемых публикой и критиками сопрано. Ее дебют состоялся в 1995-ом году в Травиате в театре Мегарон в Афинах. Превосходная исполнительница музыки Верди, Доницетти и Беллини, Теодоссиу с особенным блеском явила свой талант в год вердиевских торжеств. Минувшие сезоны были богаты творческими удачами: Аттила и Стиффелио в Триесте, Травиата в Хельсинки и Трубадур в Монтекарло. Еще один Трубадур, на этот раз под руководством маэстро Риккардо Мути - ее дебют в Ла Скала. Персональный успех в той же опере на самой великолепной и в то же время нелегкой открытой площадке - Арена ди Верона.
С Димитрой Теодоссиу беседует Рино Алесси.
Кажется, что "Трубадуру" суждено сыграть особую роль в Вашей судьбе...
Когда мне было шесть лет, мой отец, страстный любитель оперы, повел
меня в первый раз в моей жизни в театр. По окончании спектакля я
сказала ему: когда я вырасту, буду Леонорой. Встреча с оперой была
подобна удару грома, и музыка стала для меня чуть ли не
наваждением. Я посещала театр три раза в неделю. В моей семье не
было музыкантов, хотя моя бабушка и мечтала посвятить себя музыке и
пению. Война помешала осуществлению ее мечты. Мой отец думал о
дирижерской карьере, но нужно было работать, а музыка не казалась
надежным источником заработка.
Ваша связь с музыкой Верди становится неразрывной...
Оперы молодого Верди - именно тот репертуар, в котором я себя
наиболее свободно чувствую. В вердиевских женщинах мне нравятся
смелость, свежесть, огонь. В их характерах я узнаю себя, я тоже
быстро реагирую на ситуацию, вступаю в борьбу, если это надо... И
потом, героини молодого Верди, подобно героиням Беллини и
Доницетти, - романтические женщины, и требуют драматически
выразительного вокального стиля и одновременно большой подвижности
голоса.
Верите ли Вы в специализацию?
Да, верю, вне всяких сомнений и дискуссий. Я училась в Германии, в
Мюнхене. Моей преподавательницей была Биргит Никль, с которой я
занимаюсь и сейчас. Я ни разу даже не подумала о возможности стать
штатной солисткой одного из немецких театров, где поют все и каждый
вечер. Подобный опыт может привести к потере голоса. Я предпочла
начать со значительных ролей в более или менее значительных
театрах. Я пою уже семь лет, и моя карьера развивается естественно:
я нахожу это правильным.
Почему Вы предпочли учиться в Германии?
Потому что по линии моей матери я немка. Мне было двадцать лет,
когда приехала в Мюнхен и начала изучать бухгалтерию и экономику
коммерции. По прошествии пяти лет, когда я уже работала и содержала
себя, я решила все бросить и посвятить себя пению. Я посещала курсы
специализации в Мюнхенской школе пения при Мюнхенском оперном
театре под руководством Йозефа Меттерниха. Потом я училась в
консерватории в том же Мюнхене, где в оперной студии спела мои
первые партии. В 1993-ем году получила стипендию имении Марии
Каллас в Афинах, что дало мне возможность через некоторое время
дебютировать в "Травиате" в театре Мегарон. Мне было двадцать
девять лет. Сразу же после "Травиаты" я спела в "Анне Болейн"
Доницетти в Национальном оперном театре в Касселе.
Отличное начало, нечего сказать. "Травиата", "Анна Болейн", стипендия имени Марии Каллас. Вы гречанка. Я скажу банальную вещь, но сколько раз Вам случалось услышать: вот новая Каллас?
Конечно, мне говорили это. Потому что я спела не только в
"Травиате" и "Анне Болейн", но и в "Норме". Я не обращала на это
внимания. Мария Каллас - мой идол. Мой труд ориентируется на ее
пример, но я совершенно не хочу подражать ей. Кроме того, мне
кажется, что это невозможно. Я горжусь своим греческим
происхождением, и тем, что в начале моей карьеры спела в двух
операх, которые связаны с именем Каллас. Я могу сказать только, что
мне они принесли удачу.
А вокальные конкурсы?
Были и конкурсы, и это был очень полезный опыт: “Бельведер” в Вене,
имени Виотти в Верчелли, имени Джузеппе Ди Стефано в Трапани,
“Опералия”, которым руководит Пласидо Доминго. Я всегда была среди
первых, если не первая. Именно благодаря одному из конкурсов я
дебютировала в роли Донны Анны в моцартовском "Дон Жуане", моей
третьей опере, в которой партнером был Руджеро Раймонди.
Вернемся к Верди. Вы думаете расширить репертуар в ближайшем будущем?
Да, конечно. Но не все оперы Верди подходят моему голосу, особенно
в его сегодняшнем состоянии. Мне уже предлагали выступить в "Аиде",
но было бы очень опасным для меня петь в этой опере: она требует
вокальной зрелости, которой я еще не достигла. То же самое могу
сказать о "Бале-маскараде" и "Силе судьбы". Все эти оперы я люблю,
и хотела бы спеть в них в будущем, но сейчас и не думаю к ним
прикасаться. С моим педагогом я приготовила "Двоих Фоскари", "Жанну
Д’Арк" и "Разбойников", в которых я дебютировала в прошлом году в
Театре Массимо в Палермо. В "Доне Карлосе" я пела в Сан Карло в
Неаполе. Скажем, что на сегодняшний момент самый драматический
персонаж в моем репертуаре - Одабелла в "Аттиле". Это также
персонаж, который обозначил важный этап с моей карьере.
Значит, Вы исключаете возможность Вашего появления в двух очень интересных и драматичных операх молодого Верди, "Набукко" и "Макбете"?
Нет, не исключаю. "Набукко" мне очень интересен, но мне еще не
предлагали в нем спеть. Что касается леди Макбет, то мне ее
предлагали, и меня очень тянуло спеть эту партию, потому что
считаю, что эта героиня наделена такой энергией, что ее поневоле
надо интерпретировать, пока ты молода и голос свежий. Однако многие
посоветовали мне отложить встречу с леди Макбет. Я сказала себе:
Верди хотел, чтобы леди пела певица с некрасивым голосом, подожду,
пока мой голос станет некрасивым.
Если исключить Лиу в "Турандот", Вы никогда не пели в произведениях ХХ века. Вас не соблазняют такие значительные персонажи, как Тоска или Саломея?
Нет, Саломея - персонаж, который меня отталкивает. Мои любимые
героини - доницеттиевские Лючия и Анна Болейн. Мне нравятся их
страстные чувства, их безумие. В обществе, в котором мы живем,
невозможно выражать чувства так, как нам этого хочется, и для певца
опера становится разновидностью терапии. И потом, если я
интерпретирую персонаж, я должна быть уверена на сто процентов. Мне
говорят, что через двадцать лет я смогу петь в операх Вагнера. Кто
знает? Я еще не строила планов относительно этого репертуара.
Интервью с Димитрой Теодоссиу опубликовано в журнале l’opera
Перевод с итальянского Ирины Сорокиной
Примечание редакции:
Димитра Теодоссиу родилась в 1965 г. В 1995 стала лауреатом 2-й
премии конкурса П.Доминго «Опералия» в Мадриде.
На фото:
Димитра Теодоссиу.
Теодоссиу в роли Анны Болейн.