Выдающийся французский композитор Жюль Массне создал 25 опер. Большинство из них создано в жанре лирической оперы, сформировавшимся во Франции в середине 19 в. Все они оказались весьма разными по своему художественному уровню, однако, лучшие из них, прежде всего «Манон» и «Вертер», а также «Иродиада», «Сид», «Таис» вошли в историю оперного искусства. Более того, своим тонким лиризмом, мелодичностью, соединенной с драматической речитативной выразительностью музыкального письма, мастерством оркестровой ткани, они во многом олицетворяют собой квинтэссенцию искусства оперы как такового. В 20 столетии, когда те принципы, которым был верен Массне, оказались безжалостно «выкинутыми» на обочину мирового музыкального процесса, наследие композитора переживало трудные времена.
Сценическую жизнь многих его сочинений (быть может, за исключением французской оперной жизни) постигла, образно выражаясь, судьба «шагреневой кожи». Под влиянием эстетики антиромантизма и модернизма многим стало казаться, что творческий потенциал произведений Массне исчерпан и остался в прошлом. Более того, эти тенденции затронули и других творцов французской лирической оперы (Гуно, Тома и частично даже Бизе за исключением «Кармен»).
Разумеется, жизнь жестко поправила всех новоявленных адептов современной музыкальной, да и вообще художественной эстетики в целом. Лиризм вновь оказался востребованным достаточно широким кругом любителей искусства, в т. ч. и оперного. И в последние годы постановки опер Массне столь же часто можно увидеть на мировых сценах, как и опусы оперных мэтров других направлений.
Среди обширного наследия Массне опера «Дон Кихот» занимает особое место. И это не общие слова. Дело в том, что на ее создание композитора вдохновил великий русский бас Федор Шаляпин. Хотелось бы сразу подчеркнуть, что этот общеизвестный факт, а также расхожее мнение, что исключительно благодаря мастерству Шаляпина и, особенно, удаче заключительной «Сцены смерти Дон Кихота», опера и имела успех, столь же поверхностны, как и мнение музыкальных снобов о творчестве Массне в целом. Да, «Дон-Кихот» - этот плод поздней и во многом «усталой» музы композитора – сильно выиграл от исполнения Шаляпиным заглавной партии, но, безусловно, опус имеет и свои имманентные достоинства, которые, надо объективно признать. Конечно, при этом не следует впадать в другую крайность и преувеличивать их. Печать противоречий лежит на этой музыке, но разве среди творчества других крупнейших композиторов нет подобных примеров? Ближайший из них – оперное наследие Берлиоза. При всех усилиях, которые предпринимаются нынче (после многих лет забвения) по активному вовлечению его опер в современную музыкально-театральную практику, судьба их, за исключением разве что «Троянцев» (и то с большим запозданием) и удачной театрализации драматической легенды «Осуждение Фауста», весьма печальна. Ни «Бенвенуто Челлини», ни «Беатриче и Бенедикт» не смогли пока стать репертуарными, и на то есть свои причины, которые, к сожалению, здесь не место анализировать.
Вернемся же к «Дон Кихоту». Сначала назовем несколько фактов. Автором либретто был Анри Кин, написавший его не хрестоматийному произведению Сервантеса, а на основе пьесы французского поэта-башмачника Жака де Лоррена «Рыцарь с длинной фигурой». Пьеса эта довольно сильно отличалась от оригинала. Образы Дон-Кихота и Дульсинеи в ней романтизированы, сюжетные линии сокращены и доминирующим стало лирическое настроение. Массне назвал свою новую оперу героической комедией.
Мировая премьера «Дон Кихота» состоялась 19 (6-го по старому стилю) февраля 1910 года в оперном театре «Казино» в Монте-Карло под управлением крупного французского дирижера Леона Жеэна (участника ряда мировых премьер опер К.Сен-Санса, Э.Лало, Г.Форе, многих других сочинений Массне и уже упомянутой театральной версии «Осуждения Фауста»). В заглавной партии – Ф.Шаляпин, Дульсинея – Л.Арбель, Санчо – А.Гресс и др. Уместно будет вспомнить и еще одного инициатора (наряду с Шаляпиным) этой мировой премьеры – выдающегося оперного антрепренера и музыканта, директора театра в Монте-Карло Рауля Гюнсбурга. Благодаря ему, кстати, обрело сценическую жизнь «Осуждение Фауста», он был также соавтором вместе с А.Блохом знаменитой редакции «Сказок Гофмана» Оффенбаха 1904 года.
Шаляпин, очень волновавшийся перед премьерой, телеграфировал на следующий день директору Императорских театров В.Теляковскому о «колоссальном успехе». Сохранились воспоминания известного русского дирижера Александра Хессина об этой премьере. Приведем небольшой фрагмент из них:
«И вот перед зрителем предстал рыцарь добра и чести в строгом, аскетическом образе, с ликом святого, поборника высших идеалов, со взглядом мечтателя …> Этот гениальный выход был так необычен, так потрясающе прекрасен, что вся публика партера встала, как загипнотизированная. Шаляпин еще не сказал ни слова, стоял на месте и молчал. Публика замерла в каком-то оцепенении… Минута казалась вечностью… И вдруг театр сотрясся от громовых восторженных рукоплесканий. Весь зрительый зал, наполненный декольтированными дамами, усыпанными бриллиантами, и вылощенными кавалерами, все до одного, забыв светскую условность, неистово кричали, махали руками, аплодировали, долго не давая дирижеру возможности продолжать спектакль». Надо отметить, что музыка оперы очень понравилась Шаляпину. Еще задолго до премьеры он писал Горькому, что встречался в 1909 году в Париже с Массне и Кином. Композитор играл музыку, а либреттист читал текст. Все это произвело огромное впечатление на великого баса, который даже прослезился от восторга!
Послепремьерная судьба оперы оказалась весьма удачной. И далеко не во всех спектаклях (как мы увидим ниже) участвовал Шаляпин, что только подтверждает самостоятельные достоинства партитуры.
Краткая хронология постановок оперы такова: 14 (1-го) мая 1910 года антреприза Гюнсбурга представила оперу в Брюсселе с участием Шаляпина, 12 ноября 1910 года состоялась знаменитая российская премьера в московском Большом театре (дирижер Э.Купер, режиссеры Шаляпин и В.Шкафер). Кроме Шаляпина в исполнении оперы участвовали Е.Стефанович (Дульсинея), В.Лосский (Санчо).
Французская премьера сочинения прошла 29 декабря 1910 года в парижском театре «Гете-лирик» (в заглавной партии выступил известный баритон Люсьен Фужер), в 1911 состоялась немецкая премьера в Нюрнберге. В 1912 прошла английская премьера оперы в основанном знаменитым импресарио Оскаром Хаммерстайном-первым в 1911 году Лондонском оперном театре (позднее Столл-театре), снесенном в 1958 году. В том же году оперу впервые услышали в США (Новый Орлеан). Во всех этих премьерах Шаляпин не участвовал.
Среди же постановок с его участием отметим спектакль в театре «Гете-лирик» во время парижских гастролей певца в 1911 году; постановку Мариинского театра 1919 года (дирижер А.Хессин, Шаляпин выступил также режиссером); выдающуюся премьеру 1926 года в Метрополитен, где партнером Шаляпина в роли Санчо стал Джузеппе Де Лука (дирижер Л.Хассельманс, в партии Дульсинеи – знаменитая в свое время певица Флоренс Истон); спектакль 1929 года в Барселоне (Е.Садовень – Дульсинея, К.Кайданов – Санчо), осуществленный «Русской оперой в Париже», руководимой А.Церетели; постановки в Будапеште (1929) и Праге (1934).
Опера никогда надолго не пропадала с театральных афиш (за исключением 40-х гг.). Ее ставили в 1933 в Турине, в 1936 в Париже (с А.Мозжухиным в заглавной партии), в 1952 в Болонье, в 1961 вновь в Турине, в 1962 в Лиссабоне, в 1969 в Сан-Диего, в 1971 в берлинской Комише-опер. Наконец, значительным событием стала парижская постановка оперы в 1974, осуществленная под управлением Жоржа Претра (режиссер Питер Устинов), где в заглавной роли блистал Николай Гяуров. Этот спектакль был организован ЮНЕСКО в пользу кампании по охране культурных и художественных ценностей. В том же году болгарский бас повторил свой успех в Чикаго. В 1975 «Дон Кихота» поставили в Гамбурге, в 1977 в Туре, в 1981 в Амстердаме, в 1982 в Венеции (с Р.Раймонди в заглавной партии) и Флоренции, в 1986 в Неаполе и Нью-Йорк Сити-Опере, в 1990 в Льеже.
Среди постановок последних лет спектакли в Монте-Карло (1992, в заглавной партии вновь Р.Раймонди), Риме и Английской национальной опере (1996), Париже (2000, в заглавной партии С.Рэми), Сан-Диего (2009, в заглавной роли Ф.Фурланетто).
В СССР к опере обращались в 1986 году, когда ее постановку осуществил ленинградский МАЛЕГОТ (на русском языке в свободном переводе Юрия Димитрина). Этот красочный спектакль осуществили дирижер В.Кожин, режиссер С.Гаудасинский и художник С.Пастух. В роли Дон Кихота выступали В.Огновенко и В.Панкратов. К 100-летнему юбилею оперы в 2010 году к ней обратился Мариинский театр.
Переходя к музыкальным качествам оперы, можно сказать, что композитору во многом удалось передать и колорит испанского пейзажа (начало 2-го и 3-го актов), и тонкую смену настроений, или, как хорошо сказал исследователь творчества Массне Ю.Кремлев, яркость «пестрой и живой игры красок в духе старых комических опер» (это подтверждается и наличием разговорных диалогов). Обилием танцев, массовых сцен, пятиактным строением «Дон Кихот» напоминает нам также о французской «большой опере». Среди запоминающихся эпизодов серенада Дон Кихота из 1-го акта, песня Дульсинеи из 4-го, и, безусловно, вдохновенный финальный акт, представляющий собой уже упоминавшуюся лаконичную, но очень выразительную «Сцену смерти Дон Кихота». Как всегда композитор изобретателен в оркестровом сопровождении. Иногда он использует камерные ансамбли сопровождающие пение и танцы из-за кулис.
Да, приходится признать, что мелодизм Массне в «Дон Кихоте», по сравнению с «Манон» и «Вертером», поблек, зачастую вторичен и не столь запоминается, как его лучшие мелодии. Однако это не дает оснований делать скоропалительный вывод о творческой неудаче, постигшей композитора в этом опусе.
Иллюстрации:
Жюль Массне
Яковлев А.Е. Портрет Шаляпина в роли Дон Кихота. 1918
Яковлев А.Е. Федор Шаляпин в роли Дон Кихота в одноименной опере
Жюля Массне. 1916. Сангина