Венгерский композитор Ференц Эркель, 200-летний юбилей которого отмечается 7 ноября с. г., принадлежит к основателям национальной венгерской оперы. Слава у Эркеля на родине огромная, однако перешагнуть границы своей отчизны в полной мере она, к сожалению, не смогла. Возможно, это связано с тем, что в его творчестве не были воплощены необходимый баланс и органика между национальным своеобразием и европейским мейнстримом. Это сочетание — дело очень тонкое и кому, как не нам в России этого не знать, ибо и у нас много таких талантов, которые так и остались лишь национальным достоянием. Данный факт, впрочем, не умаляет мастерства, присущего партитурам этого замечательного мастера.
Эркель родился городе Дьюла в музыкальной семье и свои «первые» университеты прошел у отца, который обучал его игре на фортепиано.
Свое образование он закончил в городе Пожонь (ныне Братислава) у Г.Клейна.
Дальнейшая судьба музыканта сложилась довольно удачно. Он служил домашним учителем музыки семье аристократа, около 1830 дебютировал как дирижер в Коложваре (Клуж). С 1835 жил в Пеште (Будапеште). Много дирижировал, сначала в Венгерском театре в Буде (с 1835), затем в Пештском городском немецком театре (1836-38). С 1838 был главным дирижером, а затем музыкальным руководителем Национального театра (до 1874). Дирижировал также концертами Филармонического общества, директорствовал и преподавал в Музыкальной академии (1875-88).
Эркель — автор нескольких опер*, среди которых выделяются два его лучших опуса — «Ласло Хуньяди» (1844, там же, либретто Б.Эгреши по пьесе Л.Тота «Два Ласло») и «Банк бан» (поставлена в 1861, там же, либретто Б.Эгреши по мотивам драмы Й.Катоны). Основой обоих произведений стала национально-патриотическая тема в героико-лирическом духе. Эркель писал также оперы в жанрово-комическом плане. В целом романтическая приподнятость первых опер постепенно сменилась более реалистическим изображением действительности. Ткань его партитур пронизана национальным фольклором, в первую очередь в стиле вербункош.** С вербункошем связан и характерный гармонический оборот, используемый Эркелем, — т. н. «венгерская» (или цыганская) гамма, представляющая собой дважды гармонический минор с увеличенными секундами между 3-4 и 6-7 ступенями.
Сценическая судьба лучших творений Эркеля своеобразна. Наряду с устойчивой популярностью на родине (например, опера «Ласло Хуньяди» была поставлена в Будапеште к концу 20 века более 800 раз) почти полное «молчание» в других европейских странах. Это вызывает удивление, ибо мелодическое богатство, например «Банк бана», впечатляет.
Среди считанных зарубежных постановок «Ласло Хуньяди» — премьеры в Братиславе (1844), Вене (1856), Бухаресте (1860), Праге (1895). В 20 веке на европейских сценах, практически, не появлялась. В 1965 была поставлена в нашей стране в Мариинском театре режиссером Р. Тихомировым. Опере «Банк бан» повезло немного более. Она, хотя и редко, но ставилась в 20 веке — в т. ч. в Германии (1955, Дессау), Чехии (1955, Опава), Бельгии (1960, Льеж). Эта опера также известна в СССР, где ее первая постановка прошла в Новосибирске в 1954 году (дирижер М.Бухбиндер, режиссер Р.Тихомиров, в заглавной партии В.Сорочинский). В 1959 постановку «Банк бана» осуществил Большой театр на сцене своего филиала (дирижер А.Мелик-Пашаев, режиссеры Б.Покровский и Ю.Петров, в заглавной партии В.Ивановский).
В опере «Ласло Хуньяди» много превосходных номеров, начиная с увертюры, которая была написана уже после премьеры оперы. Есть в ней весьма знаменитая вставная ария Эржебет из 2 акта (также создана позднее), сочиненная композитором специально для французской примадонны А.К. де Лагранж, часто гастролировавшей в Венгрии, *** и получившей название «Ария Лагранж».
Лучшие оперы Эркеля существуют в студийных записях (в т. ч. «Ласло Хуньяди» записана в 1984 году, дирижер Л.Ковач; «Банк бан» в 1969 году, дирижер Я.Ференчик, обе на фирме Hungaroton).
Эрекль был также автором ряда симфонических произведений («Торжественная увертюра», 1887), сочинений для фортепиано (в т. ч. «Ракоци-марш»), хоровых опусов и др. Он — автор венгерского гимна (1844).
* Оперы Эркеля (все пост. в Будапеште): «Мария Батори» (1840), «Ласло Хуньяди» (1844), «Эржебет» (1857, совместно с флейтистами-виртуозами, братьями А. и К. Доплерами), «Банк бан» (1961), «Шарольта» (1862), «Дьёрдь Дожа» (1867), «Дьёрдь Бранкович» (1874), «Безымянные герои» (1880), «Король Иштван» (1885).
** Стиль «вербункош» (от нем. Werbung — вербовка), возникший во 2-й половине 18 в., связан с национальной венгерской традицией музыкального сопровождения народного обряда призыва на военную службу. В его основе мужской танец вербунк (позднее быстрая часть вербунка послужила основой чардаша). Своеобразные пунктирные танцевальные ритмы этого стиля были весьма популярны в Европе. По мнению ряда исследователей, первым нотированным примером использования вербункоша в профессиональной музыке стала одна из тем финала скрипичного концерта Моцарта ля-мажор (K.219, 1775 год).
Среди наиболее характерных примеров вербункоша также знаменитый Ракоци-марш (авторство неизвестно), мелодия которого использована, в частности, в оратории Г.Берлиоза «Осуждение Фауста». В вербункоше нашли свое отражение также интонации румынско-цыганского фольклора.
*** Анна Каролина де Лагранж (1824-1905) родилась в Нанси. Ее полупрофессиональный дебют состоялся в 1840 году в парижском театре «Ренессанс» в опере Флотова «Герцогиня де Гиз». Имела большой успех на итальянских и французских сценах. В 1845 дебютировала в Ла Скала. С 1850 выступала в Вене, где исполнила партию Фидес в австрийской премьере «Пророка» Мейербера. Гастролировала в Петербурге в 1853-54 гг., блистала здесь в операх Россини («Севильский цирюльник», «Отелло», «Моисей»), Беллини («Норма», «Сомнамбула», «Пуритане»), Доницетти («Лючия ди Ламмермур», «Линда ди Шамуни», «Любовный напиток», «Дон Паскуале») и др. В 1856 была участницей первой американской постановки «Травиаты» (Нью-Йорк, Академия музыки, партия Виолетты).
На фото:
Ференц Эркель