Мирелле Френи — 75

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

К юбилею выдающейся певицы Миреллы Френи наш корреспондент Ирина Сорокина прислала в журнал прекрасный, написанный с большой любовью, материал, посвященный легендарной артистке. Мы с удовольствием помещаем его на наших страницах с небольшим комментарием редакции.

Кто любит музыку, тому просто не избежать любви к Мирелле Френи. Начну с далекого воспоминания: таинственный полумрак и теплый золотой блеск Большого театра, нетерпеливое жужжание настраивающегося оркестра. Репетиция. Из памяти исчез год, исчезли названия исполненных произведений. Но не исчезла Певица: красивая копна золотых волос, простой элегантный наряд, удивительно милое поведение на сцене, и, самое главное, голос! Воистину райский голос…

У Миреллы Френи забавное артистическое имя: freni означает “тормоза”. Eе подлинная фамилия Fregni (Френьи, правильное произношение gn весьма трудно дается неитальянцам). Самая простая моденская фамилия, хорошо знакомая тем, кому приходилось колесить по дорогам в этой провинции области Эмилия: она часто присутствует на рекламных щитах. О, эта Эмилия! Один раз попав сюда, трудно не подпасть под ее обаяние.

Щедрая, теплая земля, открытые, сердечные люди. Чудная и знаменитая кухня: Болонья славится колбасой мортаделла, Модена – красным вином Ламбруско, тортеллини (разновидностью пельменей), дзампоне (рождественским лакомством, разновидностью колбасы с добавлением свиной кожицы) и бальзамическим уксусом, Парма – сырой ветчиной и твердым сыром пармиджано-реджано. На этой земле родились Верди и Тосканини. Похоже, что и рождение именно здесь Френи и Паваротти неслучайно… Кстати, в детстве Френи называла Верди “verdolino”, маленький Верди. Имя автора «Травиаты», «Риголетто» и «Трубадура» всегда звучало для нее фамильярно.

С рождением одной из величайших сопрано двадцатого века связано множество симпатичных и вызывающих улыбку совпадений. Похоже, она была предназначена к вокальной карьере. Ее мать Джанна, секретарь-машинистка табачной мануфактуры, почувствовала приближение родовых схваток в момент, когда слушала оперу Бизе «Искатели жемчуга» в театре “Розина Сторкьо” родного города. Это случилось 27 февраля 1935-го года. Как часто случалось в те времена, Миреллу отдали кормилице: по удивительному совпадению, та же самая женщина вскормила и Лучано Паваротти. Так что Мирелла и Big Luciano (родившийся в октябре того же 1935-ого года) были молочными братом и сестрой. Их первая встреча произошла, когда они были еще детьми, на табачной мануфактуре, где работали их матери, и между ними существовала особая связь. Когда великие певцы работали вместе за рубежом и не хотели, чтобы их понимали, они переходили на родной моденский диалект. Как-то Паваротти пошутил: “Да, мы с Миреллой все делаем вместе, кроме занятия любовью!”

Судьба, судьба! Мирелла Френи была создана для пения. Всего лишь в девять лет она победила на радиоконкурсе для “необработанных” голосов. Пела не более и не менее, как супер-хит, прославленную арию Баттерфляй Un bel di vedremo. Но маленькая певица вовсе не выскочила ниоткуда. Ее семья со стороны матери была связана родственными узами с Валентиной Бортоломази, оперной певицей с хорошей репутацией. А брат матери был страстным любителем оперы и приучил девочку к слушанию пластинок. Когда маленькая Мирелла победила на конкурсе, мать обратилась за советом к знаменитому тенору Беньямино Джильи. Его поразили вокальные данные девочки, но он посоветовал отложить серьезные занятия до того, как ей исполнится шестнадцать лет. Этому драгоценному совету последовали, как ни сильно было желание Миреллы учиться.

Первым техническим приемам будущую знаменитость научил дядя-меломан. Впоследствии она занималась с бывшим баритоном Луиджи Бертаццони, и, наконец, попала в руки того, кому обязана своей изумительной техникой: педагога из Пармской консерватории Этторе Кампогалльяни, учителя Ренаты Тебальди, а также Лучано Паваротти. Ей не было еще двадцати лет, когда 3 февраля 1955 года состоялся ее дебют в партии Микаэлы в «Кармен» Бизе, в Театре Комунале родной Модены. Она сразу сискала успех, и самым большим знаком признания ее таланта была корзина желтых роз, которую ей преподнесли ее поклониики, завсегдатаи галерки. В Италии от них часто зависит успех или неуспех спектакля. Надо ли говорить, что после выступления на голову Миреллы Френи так и посыпались предложения. Ловушка подстерегала ее, как подстерегает всех молоденьких девушек: Мирелла вышла замуж за пианиста Леоне Маджеру. От этого брака родилась дочь, которую назвали Микаэлой в честь первой героини певицы, и столь удачно стартовавшая карьера несколько притормозилась. Но в 1956-ом голу Френи вернулась на сцену, и вернулась в необычной для лирического сопрано роли: Елены в «Мефистофеле» Бойто.

Потом пришло время победы на конкурсе Виотти в Верчелли и дальнейших дебютов: Френи спела Маргариту в «Фаусте», Мими в «Богеме», Антонию в «Сказках Гофмана». И вот наступили шестидесятые годы, момент решительного международного взлета. На Глайндборском фестивале Мирелла блистала в ролях Адины («Любовный напиток»), Сюзанны («Свадьба Фигаро»), Церлины («Дон Жуан»), в Уэксфорде спела труднейшую партию Эльвиры в «Пуританах», в «Ковент-Гардене» Наннетту в «Фальстафе». Впоследствии она исполняла в Лондоне роли Виолетты, Микаэлы и Татьяны.

1963 год навсегда останется в памяти историков оперы и меломанов. Именно тогда Мирелла Френи триумфально выступила в миланском театра «Ла Скала» в партии Мими в «Богеме». Ее интерпретация роли – подлинно образцовая, и произошло это в спектакле, поставленном Франко Дзеффирелли и под руководством волшебной палочки Герберта фон Караяна! В том же году Френи спела Судзель в «Друге Фрице» Масканьи. Ее выступления в «Ла Скала» продолжались в течение сорока лет, она участвовала в множестве премьер. Ее Виолетта как-то сразу не задалась, и очень скоро Мирелла приняла мудрое решение не выступать в этой роли.

Караян обожал ее. Он согласился на ее участие в «Богеме», ни разу не видев лично. Великий дирижер всегда требовал физического соответствия роли, и стройненькая Мирелла понравилась ему. В гримуборной он, миновав знаменитую арию и популярные дуэты, попросил ее спеть четвертое действие. К этому моменту они все еще не обменялись ни единым словом. Прослушав Френи, Караян произнес: “Пошли! Дело сделано!!!”. Так Мирелла стала его любимой певицей. Их сотрудничество продолжалось более шестнадцати лет, их спектакли, концерты и записи оставили поистине неизгладимое впечатление.

В 1965 году “молочные брат и сестра” Паваротти и Френи впервые выступили вместе в «Травиате» в родной Модене. В том же году состоялся дебют Миреллы в «Мет», в роли, которая по сей день является символом ее искусства, - Мими. Три года спустя, 23 ноября 1968 года, Френи была партнершей Паваротти в вечер его дебюта в «Мет». Конечно же, это была «Богема»… А в последний раз они пели в «Богеме» в Турине в 1996 году, когда отмечалось столетие этой прелестной оперы.

В конце шестидесятых годов певица расширила свой репертуар за счет Манон в опере Массне, Джульетты в опере Гуно, Марии в «Дочери полка». Сделала вылазки в область репертуара восемнадцатого века, выступив в «Доброй дочке» Пиччинни и «Гризельде» Скарлатти. А в семидесятые Френи двинулась по направлению к более драматичным, “тяжелым” ролям. Ее “коньком” стали Амелия в «Симоне Бокканегре», Елизавета в «Доне Карлосе», Дездемона в «Отелло». Но овладение новым репертуаром не нанесло ни малейшего ущерба ее лирическому сопрано: тембр голоса остался теплым, искристым, звукоизвлечение безупречно мягким. В 1979-ом Френи отважилась спеть Аиду на Зальцбургском фестивале, а также выступила в роли Алисы в «Фальстафе». Новое десятилетие принесло ей очередные завоевания: партии Эльвиры в «Эрнани», Манон Леско в опере Пуччини, Адриенну Лекуврёр в опере Чилеа и особенно Татьяны в «Евгении Онегине». Эта роль была одной из самых любимых. В 1991-ом она спела Лизу в «Пиковой даме», а в 1992-ом – Федору в опере Джордано.

“Молочная сестра” Паваротти с честью выступала на сцене еще долее своего “брата”. Пятьдесят лет славной карьеры, более сорока ролей в репертуаре – не каждому удаются такие свершения! Мирелла Френи обязана этим своему уму, подлинной мудрости, неизменному благородству поведения. Она всегда знала, что подходит и не подходит ее чистому лирическому сопрано. Так, партию Леоноры в «Силе судьбы» она только записала, так же как и ее исполнение роли Мадам Баттерфляй увековечено только в фильме-опере. Она называла «Баттерфляй» “убийцей для голоса” и никогда не пела эту оперу в театре. С превосходным чувством юмора Мирелла говорила: “Недаром же меня зовут Френи!”. В отличие от Паваротти, в конце карьеры распевавшего песенки к компании поп-звезд, пускавшего ужасных “петухов” и отменявшего запланированные выступления, попадавшего на страницы газет уже не благодаря своему искусству, а благодаря скандальному разводу с женой, посвятившей ему всю жизнь и способствовавшей его карьере, на который от пошел ради соединения с молодой секретаршей, Френи осталась на высоте. Ее второй брак, со знаменитым болгарским басом Николаем Гяуровым, продлился до самой смерти артиста в 2004-ом году. Она всегда (это роднит ее с “молочным братом”) оставалась верной родной Модене и неизменно возвращалась сюда на праздники, отказываясь на этот период от выгодных предложений.

Нужно ли говорить, что Мирелла Френи была увенчана всеми возможными наградами? Назовем лишь две из них: Кавалер Большого Креста Итальянской Республики и Кавалер Ордена Почетного Легиона.

А вот разговор о голосе мы намеренно оставили на самый конец. Ибо он так сладок, что его можно сравнить с десертом, который завершает каждый уважающий себя обед. Голос Миреллы Френи – удивительный дар свыше, не имеющий ничего общего с голосами ныне пребывающих на сцене артистов. Голос исключительный по красоте тембра, нежности, теплоте и удивительной свежести, которую мудрой уроженке щедрой моденской земли удалось сохранить. Не говоря уже о том, что ее техника может быть признана единственной в своем роде. С днем рождения, Мирелла!

Ирина Сорокина

От редакции:

Важнейшие вехи в карьере Миреллы Френи:

Дебют на Глайндборнском фестивале в 1960 – Церлина в «Дон Жуане».
Дебют в Ковент-Кардене в 1961 – Наннетта в «Фальстафе».
Дебют в Ла Скала в 1962 – Наннетта в «Фальстафе». В том же году в «Пикколо Скала» певица участвовала в опере Генделя «Ксеркс» (Ромильда). К сожалению, по уточненным данным, подтверждаемым многочисленными источниками, сведения в ряде изданий о дебюте певице в 1963 году (партия Мими) являются ошибочными. Эта роль под управлением Караяна стала триумфальной и сделала певицу знаменитой. В 1987 Френи участвовала в Ла Скала в представлении оперы Верди «Отелло» (Дездемона), посвященном 100-летнему юбилею оперы.
В течение 30 лет выступала в Венской опере (1963-1992). Дебют в роли Мими.
Дебют в «Метрополитен» в 1965 – Мими. Всего за 22 года выступлений певица выступила на этой сцене 140 раз. Последняя роль - Федора (1997). В 2005 состоялся гала-концерт певицы в честь 50-летия ее карьеры и 40-летия выступлений в «Мет». Кроме арий был исполнен 3-й акт «Евгения Онегина» с участием Д.Хворостовского и Р.Ллойда. Дирижировал Д.Ливайн.
Дебют на Зальцбургском фестивале: 1966 – Микаэла.

Френи трижды выступала на гастролях Ла Скала в Москве. В 1964 (партия Лиу), в 1974 (партия Амелии в опере «Симон Бокканегра» Верди) и в 1989 (партия Адрианы Лекуврёр).
В 2002 вместе с мужем Н.Гяуровым дала в Москве концерт в БЗК.

Евгений Цодоков

На фото:
Мирелла Френи

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Мирелла Френи

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ