На сегодняшний момент молодая Барбара Фриттоли - самое знаменитое вердиевское сопрано. Она пела Леонору в Трубадуре на открытии сезона 2000-01 года в Ла Скала и только что стала главной героиней инаугурации сезона 2001-02 года, исполнив роль Дездемоны в Отелло рядом с такими титанами, как Пласидо Доминго и Лео Нуччи. Эта певица пользуется большой симпатией и доверием Риккардо Мути: Леонора и Дездемона в Ла Скала созданы с помощью его престижной дирижеркой палочки. Мути также пригласил Фриттоли петь с ним в Реквиеме Верди, прозвучавшем в Милане в день столетия со дня смерти великого композитора.
Кроме Верди (Фриттоли пела также Амелию в Симоне Бокканегре и Алису в Фальстафе) к ее любимым авторам относится Моцарт, чья музыка наиболее полно отвечает рафинированному и элегантному стилю певицы.
Она выступает в ролях Графини в Свадьбе Фигаро, Донны Эльвиры в Дон Жуане, Фьордилиджи в “Cosi’ fan tutte”. В Париже ей аплодировали за партию Сифаре в опере “Митридат, царь Понтийский”. От Донны Эльвиры до Леоноры, от Дездемоны до Лиу, Барбара Фриттоли демонстрирует большую музыкальную гибкость и с легкостью переходит от одного стиля к другому. Ее пение характеризуют элегантность фразировки и тембр кристальной ясности.
Барбаре Фриттоли тридцать три года. Она родилась в Варезе, небольшом городке неподалеку от Милана, но как певица сформировалась в ломбардской столице. У нее маленькая дочка, Арианна, которой всего три года. Певица связала свою жизнь с басом Натале Де Каролисом*. Они часто выступают вместе: так, например, пели в Дон Жуане на Глайндборнском фестивале (Фриттоли - Донна Анна, Де Каролис - Дон Жуан). Год назад “Io donna”, популярный женский журнал, выбрал фотографию Барбары для обложки. С Барбарой Фриттоли беседует журналистка Федерика Лонати.
Что означает для Вас этот момент славы?
Я чувствую себя так, как всегда чувствовала: очень спокойной. Дебют
в Ла Скала, несоменно, был очень важным: в Италии, если ты не
Паваротти, очень трудно завоевать популярность. Инаугурация сезона
в Ла Скала - удача, и Трубадур стал для меня отличным началом. Я
посвятила годы изучению партии Леоноры, и маэстро Мути приглашал
меня спеть ее, начиная с 1996-ого года.
Летом 2000-го года говорили, что Вы отказались петь...
Это только слухи: я никогда не отказываюсь от принятых на себя
обязательств, это не в моем характере. Сейчас, например, я имею
предложение спеть в Ла Скала в трех операх Верди, но все еще
раздумываю. То же самое относительно открытия сезона в 2003-ем
году: мне понадобится год, чтобы решиться..
Ваш успех в роли Леоноры омрачили выражения протеста по поводу отсутствия верхнего “до” в стретте Манрико?
Я не хочу даже комментировать этот эпизод и не понимаю, почему
итальянские газеты придали ему такое значение. Речь шла об одиноком
выражении протеста, только одного человека, который создал
трудности для нас, артистов. В начале четвертого действия я вышла
на сцену в состоянии огромного напряжения. Как жаль, ведь на
генеральной репетиции атмосфера была такой спокойной...
Каковы Ваши ближайшие и отдаленные планы?
Планов у меня множество. В минувшем году я дебютировала в
Идоменее в партии Электры в Дрездене полд управлением Колина
Дэвиса и в Луизе Миллер в Мюнхене под управлением Лорина Маазеля.
В 2002-ом году я в первый раз спою партию Вителлии в
Милосердии Тита. Для меня очень важно пройти через эти
драматические моцартовские роли, чтобы приблизиться к другим
вердиевским ролям. Обычно я долго раздумываю, прежде чем что-либо
выбрать: это помогает избежать ложных шагов. Например, только в
2004-ом году я дебютирую в роли Елизаветы в Доне Карлосе.
Значит, нет ничего удивительного в том, что именно Моцарту посвящен первый полный диск Барбары Фриттоли...
Мой первый компакт-диск с записью моцартовских арий, записанный на
фирме “Erаtо”, уже в продаже. С этой компанией я подписала
эксклюзивный контракт. Мне аккомпанирует Шотландский Камерный
Оркестр под управлением Чарльза Маккераса. С этим дирижером я много
работала в Глайндборне минувшим летом, и мы отлично понимаем друг
друга. Я записала также еще одни диск, с вердиевскими ариями, в
сопровождении Лондонского Симфонического с Колином Дэвисом во
главе. Кроме того, я очень горжусь, что участвовала в записи
Паяцев для фирмы “Dеccа” с оркестром Консертгебау и Риккардо
Шайи: этот диск мне очень нравится, оперу я обожаю, но никогда не
пела партию Недды на сцене. Состав певцов был фантастический: Хосе
Кура, Саймон Кинлисайд и Карлос Альварес.
На диске с ариями Моцарта, помимо знаменитых арий их опер, записана концертная ария К 528 “Bella mia fiamma addio!”...
Эту арию я пою в честь Маккераса, который обожает ее. Ария написана
на текст кантаты Йоммелли Умиротворенная Церера: Моцарт сочинил
ее во время своего пребывания в Праге для честолюбивой и одаренной
Жозефы Душек, для которой позднее Бетховен написал свою
единственную итальянскую арию “Ah, perfido!”.
Несмотря на осторожность в выборе ролей, Ваш репертуар достаточно широк и включает также роль Лиу в пуччиниевской Турандот, которую вы исполняли в Запрещенном Городе в Пекине во время турне Театра “Флорентийский Музыкальный Май” в 1998-ом году. Еще одна пуччиниевская роль, которая Вам подходит, - Мими в Богеме...
Я недавно записала Мими с Зубином Мета и Андреа Бочелли в роли
Рудольфа. Однако я сформировалась в школе великого Моцарта. И
поэтому предпочитаю интерпретировать музыку Верди и Пуччини в менее
форсированной и вульгарной манере, чем это часто случается слышать.
Может быть, поэтому Мути выбрал меня для своей “операции”,
посвященной новому прочтению Трубадура. Не все поняли, однако,
что Мути поступил мудро, отнесясь с абсолютным уважением к
вердиевской партитуре. Ла Скала - лучший итальянский оперный театр,
и его долг - указать новые пути интерпретации шедевров прошлого. С
этой точки зрения я причисляю себя к адептам Мути.
Интервью с Б.Фриттоли oпубликовано в 2001 году журнале “The Classic Voice”.
Публикация и перевод с итальянского Ирины Сорокиной
* Натале Де Каролис (р. 1957). Итальянский бас-баритон. Выступает с 1983 г. В 1987 дебютировал в Ла Скала в партии Мазетто (“Дон Жуан”). Основное место в его репертуаре занимают оперы Моцарта и Россини.