Есть в Москве музыкальный фестиваль, претендующий на особую изысканность и стиль. Это "Декабрьские вечера" в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Навсегда связанный с именем Святослава Рихтера, гениального музыканта и одарённого живописца, он олицетворяет собой и связь искусств, и то особое свойство "эксклюзивного продукта" высочайшей пробы, которое так ценится в наше суетное время. Фестиваль всегда отдавал должное оперной музыке. Достаточно вспомнить знаменитые постановки бриттеновских опер, осуществленные под непосредственным руководством Святослава Теофиловича.
Рихтера уже нет с нами. А фестиваль продолжает жить. Сохраняет ли он ту высокую планку, которая была задана в рихтеровские времена?
Мы не собираемся здесь заниматься глубоким анализом этого уважаемого форума, продолжающего играть заметную роль в культурной жизни столицы. Безусловно, фестиваль собирает под свои знамена высокоталантливых исполнителей и представляет интересные программы. Но петь панегирики - не наш профиль. Что хорошо, то хорошо. Так и должно быть! Однако кое-что не может не беспокоить. Пора бы об этом сказать устами одного из зрителей, выражающего мнение пускай и не очень большой, но весьма важной прослойки "потребителей" искусства - меломанов.
Существует как бы два фестиваля "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". Один - для "новой" богатой публики, для которой посещение Белого зала музея "изящных искусств" давно превратилось в престижное светское мероприятие. Другой - для публики постоянной и преданной фестивалю, "пишущейся" на билетных продажах и выстаивающей очереди в морозную стужу. Для неё ежегодные декабрьские бдения - своеобразный культ, почти что незыблемый "священный долг" и обычай. Но в ряды такой пёстрой аудитории, бывает, иногда внедряются "меломаны-лазутчики", которых вдруг привлечёт "редкий" концерт - и тогда… в благородном доме на Волхонке нет-нет, да и случаются милые скандальчики.
Об одном таком с позволения сказать мероприятии 30 декабря 2002 года под названием "Дочь полка" - опере Доницетти в концертном исполнении, - явившейся финальным аккордом нынешнего фестиваля, и пойдёт речь. Несомненно - концерт этот был просто "обречён" на успех. Не быть аншлага в этот вечер просто не могло, ведь магическое словосочетание "Мариинский театр" (неважно, что на этот раз певцы были из Академии его молодых певцов), весьма солидная марка камерного ансамбля "Солисты Москвы" и громкое имя его руководителя Юрия Башмета в качестве дирижёра подняли планку престижности события на самую высокую отметку.
Ещё у входа в музей ничто не предвещало "беды", даже перенос времени начала на час вперёд (это стало известно заблаговременно) не заставил усомниться в "честности" благородных намерений. Но вот забитый до отказа зал затих, предвкушая встречу с прекрасным, и заунывный голос Инны Прусс, постоянного "конферансье" фестиваля, ненавязчиво сообщил, что сегодня мы услышим фрагменты из оперы "Дочь полка" и концерт пройдёт без антракта, в одном отделении. "За те же деньги" - это уже подумал про себя наш "меломан-лазутчик". Сразу стало ясно - надувательство…
Конечно, даже если бы перед началом концерта объявили, что вместо всей оперы будут даны только фрагменты, и зрителю предоставили возможность вернуть билеты, то большая часть публики этого бы не сделала. Да и желающих на лишний билет нашлось бы немало. Слишком велик рейтинг события - до таких ли тут пустячков! Но, по крайней мере, со стороны организаторов такой шаг выглядел бы честным. Я бы, например, точно воспользовался такой возможностью, но… обманутый, как и все, сижу в зале и начинаю слушать музыку.
Играют увертюру. Но что это? Где то благородство звучания и чистота нюансировки, всегда отличавшие оркестр Юрия Башмета при исполнении камерно-симфонической музыки? Всё это непонятным образом напрочь исчезло в сочинении оперном. Лёгкая, изящная и бравурная опера Доницетти, эта милая и гениальная "безделушка" с необычайно красивой музыкой, разговорными диалогами и сложнейшими вокальными трюками для исполнителей, написана скорее в стиле французской оперетты, нежели итальянской комической оперы. В настоящем же концерте исполнялись фрагменты итальянской версии "Дочери полка", произведения, в оригинале написанного на французское либретто. Но и итальянского в этой музыке было мало. Лишившись благодаря оркестру своей грациозной прелести и приобретя чуть ли ни вагнеровский металл, она оказалась безнадёжно загубленной. Через тяжёлый, плотный звук оркестра "героически" пробивался хор, которому крайне не доставало тембральной просветлённости, объёмности звучания и мелодического лиризма (Капелла "Московский Кремль" п/р Геннадия Дмитряка).
Теперь о солистах - питомцах Академии молодых певцов Мариинского театра п/у Ларисы Гергиевой (педагог по вокалу Грайр Ханеданьян). Колючее металлическое сопрано Ларисы Юдиной в партии Марии словно соревновалось с оркестром в громкости - кто кого перекричит. Новоявленный "соловей" Академии, претендующий называться лирико-колоратурным сопрано, никак на этот раз этого звания не оправдывал. Ни одной лирической краски в образе Марии мы не услышали, зато постоянная вокальная агрессия и напор. Ария главной героини в таком исполнении - образец того, как попросту не надо петь Доницетти. На верхних нотах - почти что крик, ультразвуковая составляющая которого заставляла затыкать уши и в который раз убеждаться, что, касаемо женских голосов, "хорошее" пение в Мариинском театре - это громкое пение. При таком раскладе говорить о какой-то кантилене, филировке звука, а тем более колоратуре в партии Марии просто и вовсе не приходится!
Благородный и тёплый лирический тенор Даниила Штоды весьма удачно ложится на интерпретации "лёгких" героев опер Моцарта, Беллини и Доницетти, но всё же иногда ему не хватает соответствующего тесситурного диапазона и подвижности звуковедения, а подчас и объёмности, силы звука. На этот раз в партии Тонио певец продемонстрировал хорошее владение стилем исполняемой музыки, грамотным и выверенным интонированием каждой музыкальной фразы, а из поединка с девятью верхними "до", которого с ужасом так ждут и "боятся" меломаны, вышел достойно, по крайней мере, если не победителем, то и не побеждённым. Коварные верха, взятые уверенно, но всё-таки не без напряжения, увы, оказались обесцвеченными. К тому же последнее "до" шло под такой шквал оркестра, что удивительно, как мы его вообще услышали. Да, петь под такой оркестр - это нелёгкое испытание, почти что подвиг! Весьма жаль, что не исполнялась красивая кантиленная ария Тонио из второго действия - номер, в котором голосу Даниила Штоды, умеющему быть задушевно-лиричным и способному приковывать внимание зала, несомненно, было, что рассказать слушателю.
Партия маркизы Биркенфельд, практически и состоящая из её выходной арии, не считая участия в ансамблях и диалогах, будучи лишена этой самой арии, оказалась попросту проходной, чему также способствовало невнятное её исполнение Анной Кикнадзе, бесцветное меццо-сопрано которой никак здесь себя не проявило. Неплохо показал себя в дуэте с Марией из первого действия бас Эдуард Цанга (Сульпицио), а в крошечной партии Ортензио, пожалуй, стоит отметить добротного баритона Владимира Тюльпанова.
Но "наслаждение" музыкой продолжалось недолго. Концерт, начавшийся в 20.15, окончился ровно в 21.15. И без высшей математики можно вычислить, сколько длилось это "действо". Даже нашему "лазутчику" удалось это - ровно час! А если учесть, что чистое звучание оперы, как она написана Доницетти, без купюр длится примерно 1 час 45 мин, плюс-минус минуты две-три в зависимости от дирижёрских интерпретаций, то совершенно очевидно, что сокращать такую небольшую компактную оперу просто бессмысленно, в результате чего мы не услышали многих дивных ансамблей, многих сольных мест главных героев, Марии и Тонио, которые порой невозможно выделить в номера, так как они причудливо вплетаются в невероятно насыщенную ансамблевую ткань этой оперы.
Увы, "Дочь полка" - в нашей стране редкий гость на концертной эстраде, тем более на оперной сцене. Поэтому "новый" слушатель "Декабрьских вечеров" воспримет даже такое некачественное и куцее исполнение "на ура" и подтвердит своё отношение к нему шквалом аплодисментов, что предсказуемо и случилось через час после первого взмаха дирижёрской палочки. Музыка для этой категории слушателей - незнакомая, но какая красивая! Этим всё и объясняется. Тем более, что этот слушатель пришёл на имена и марки, а над проблемой стилевого соответствия, точнее несоответствия, он никогда и не задумается, ибо просто не слышал те образцы (пусть даже в записи), с которыми можно было бы сопоставить нынешнее исполнение и на которые следовало бы равняться.
Но на этот раз и многие завсегдатаи вынесли свой приговор - от "Декабрьских вечеров" повеяло тленом халтуры, а "меломан-лазутчик" только разделил их мнение и изложил его на бумаге. Ни имя "разрывавшегося" в эти дни между Кремлём и Волхонкой Юрия Башмета, принявшего этот фестиваль из рук самого Святослава Рихтера, ни авторитет директора ГМИИ Ирины Антоновой здесь будут бессильны, пока "Декабрьские вечера" и дальше будут обслуживать главным образом лишь снобистские потребности денежной публики, далёкой от настоящего искусства. Опасная тенденция, утвердившаяся в последние годы. Плохая примета - если нынешний фестиваль так печально закрылся, то откроется ли следующий притоком свежего дыхания?
Кстати, и прошлогоднее обращение маэстро к опере Россини "Путешествие в Реймс" (опять-таки с солистами Академии молодых певцов Мариинского театра) выявило сходные проблемы. Вот один штрих. Уже тогда, например, почему-то было позволительно именно на "Декабрьских вечерах" выбросить из "Путешествия в Реймс" Gran Pezzo Conzertato на 14 голосов, без чего эта опера теряет свою главную "изюминку", а на повторном исполнении оперы в БЗК ансамбль восстановили. Это только подтверждает вывод: есть публика консерваторская, более требовательная, а есть "новая" аудитория "Декабрьских вечеров", для неё и так сойдёт. Печальный вывод, однако! Тогда в это просто не хотелось верить. Теперь же думаешь иначе: если какие-то более важные творческие планы помешали художественному руководителю "Декабрьских вечеров" Юрию Башмету исполнить оперу "Дочь полка" полностью, как это и было анонсировано, то не дискредитирует ли он этим сам фестиваль?
Заголовок этих заметок закавычен неслучайно - это второе название оперы русского композитора восемнадцатого века Евстигнея Фомина "Ямщики на подставе", которое почему-то вспомнилось сидя в зале. Судите сами: "ямщик" так громко и невзначай нервно "звенел бубенцами", пытаясь довезти нас всего за час, что в результате "подставленными" оказались ни в чём не повинные слушатели, даже те, которые этого и не поняли…
Игорь Корябин, "меломан-лазутчик"