Очередной фестиваль "Золотая маска" завершен. 9 апреля в театре им. Моссовета состоялась торжественная церемония вручения премий фестиваля. Лауреатами премии в оперном жанре стали:
Лучший спектакль - "Леди Макбет Мценского уезда" ("Геликон-опера")
Дирижер - Владимир Понькин ("Леди Макбет Мценского уезда")
Режиссер - Дмитрий Бертман ("Леди Макбет Мценского уезда")
Женская роль - Анна Казакова ("Леди Макбет Мценского уезда")
Мужская роль - Виктор Черноморцев ("Золото Рейна")
В номинации "Лучший художник музыкального театра" мастера оперной сценографии не достигли успеха.
Что можно сказать об этих решениях жюри под председательством А.Парина? На мой взгляд, они кое в чем верны, иногда противоречивы, а в отдельных случаях просто скандальны (в номинациях "Лучший спектакль" и "Лучший дирижер")!
Бессмысленно анализировать причины такого решения. Спорить можно о художественных принципах, легших в основу тех или иных решений жюри. Когда же они не просматриваются, остается развести руками и начать анализировать разношерстный состав членов жюри, начиная с председателя. Поскольку такой анализ - не мой профиль, не будем тратить время.
Предлагаю читателям свой список возможных победителей фестиваля:
Что касается номинации "Лучший художник музыкального театра", то мне здесь судить трудно, ибо речь здесь идет обо всех музыкальных жанрах (опера, оперетта, балет, современный танец). Но в оперной сценографии я отдал бы предпочтение Готфриду Пильцу за его "Золото Рейна".
По поводу лучших ролей необходим небольшой комментарий. Безусловно, Казакова весьма талантлива и в вокальном, и в драматическом отношении (при том, что можно по-разному относиться к режиссерской концепции спектакля), а ее главная соперница Ирина Джиоева все же больше певица, нежели актриса. Поскольку к фестивальному выступлению Джиоевой у меня имеются некоторые претензии, решение жюри в данном случае представляется объективным. В отношении мужских ролей также существенных возражений нет. Некоторые актерские преимущества Евгения Никитина связаны с особенностями самого образа Дон Жуана, дающими значительно больше возможностей в этом плане, нежели партия Альбериха, которую исполнял В.Черноморцев.
Хочу остановиться на режиссерской номинации. По моему убеждению, отечественная оперная режиссура находится на перепутье. На одном полюсе - "сталинский" стиль подновленного "Онегина", на другом - повторение "задов" западного постмодернизма. На обоих полюсах царит лютый "холод", полноценная жизнь невозможна. А "плодородные земли" (за редкими исключениями) пока не очень освоены.
Несколько слов о самой церемонии. Она была обставлена пышно, награждение проводили весьма достойные люди (Юрий Башмет, Маквала Касрашвили и др.). Концертно-музыкальная часть сего действа ознаменовалась сюрпризом. В номере "Ария мистера Икса" в главной роли выступил В.Жириновский. Это было сделано эффектно и, надо сказать, не без доли таланта. Слова "да, я шут, я паяц…" были с восторгом восприняты залом. Сюрприз придал мероприятию оттенок фарсовости, что, с учетом всего вышесказанного, в чем-то не так уж и далеко от реальности.
На фото:
Владимир Понькин
Дмитрий Бертман
Анна Казакова
Виктор Черноморцев