«Золотая маска». «Евгений Онегин»

Мы продолжаем знакомить наших читателей с подробностями фестиваля "Золотая маска-2001". Среди оперных спектаклей-номинантов есть уже весьма известные постановки, о которых было много публикаций в прессе. Нет надобности подробно представлять "Золото Рейна" и "Дон Жуан" Мариинского театра, также как и геликоновскую "Леди Макбет Мценского уезда". Расскажем подробнее о менее известных спектаклях. Среди них "Евгений Онегин" Саратовского театра оперы и балета.

Премьера состоялась летом 2000 года в рамках ежегодного Собиновского фестиваля. Дирижер-постановщик нар. арт. России Юрий Кочнев, режиссер-постановщик Дмитрий Белов, художник Альона Пикалова, художник по костюмам Виктория Хлебникова.

Солисты: Евгений Онегин - нар. арт. СССР Леонид Сметанников, Татьяна - Ольга Кочнева, Ленский - Нурлан Бекмухамбетов, Ольга - Екатерина Алабина.

Краткие сведения об авторах спектакля (дирижере, режиссере) были помещены в предыдущей публикации о фестивале (от 23 февраля). Сейчас предлагаем Вам информацию о ведущих исполнителях:

Сметанников Леонид.
Баритон. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии им. М.Глинки. Родился в 1943 году. В 1971 году окончил Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В.Собинова. Певец исполняет ведущие партии репертуара театра: Роберт ("Иоланта"), Барон Дюфоль ("Травиата"), Эскамильо, Моралес ("Кармен"), Дворник ("Леди Макбет Мценского уезда"), Демон ("Демон"), Роберт ("Иоланта"), Онегин ("Евгений Онегин"), Варсонофьев, Стрешнев ("Хованщина"), Фигаро, Фьерелло, Офицер ("Севильский цирюльник"), Петруччио ("Укрощение строптивой") и др.

Кочнева Ольга.
Сопрано. Дипломант Международного конкурса им. Паторжинского (1997 г.). Родилась в 1961 году. В 1986 году окончила Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В.Собинова. Певица исполняет ведущие партии репертуара театра: Аида ("Аида"), Лиза, Прилепа ("Пиковая дама"), Виолетта ("Травиата"), Панночка ("Майская ночь"), Микаэла ("Кармен"), Катерина ("Леди Макбет Мценского уезда"), Тамара ("Демон"), Иоланта ("Иоланта"), Татьяна ("Евгений Онегин") и др.

Бекмухамбетов Нурлан.
Тенор. Родился в 1970 году. В 2000 году окончил Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В.Собинова. Певец исполняет ведущие партии репертуара театра: Ленский ("Евгений Онегин"), Князь Владимир ("Князь Игорь"), Граф Альмавива ("Севильский цирюльник"), Камилл де Россильон ("Веселая вдова"), Князь Синодал ("Демон"), Базилио ("Свадьба Фигаро"), Подьячий ("Хованщина"), Задрипанный мужичок ("Леди Макбет Мценского уезда"), Альфред ("Летучая мышь") и др.

Чтобы наши читатели лучше представили себе стиль и художественные принципы постановки, мы перепечатываем полностью рецензию на постановку оперного критика М. Борисовой, а также выдержки из статьи музыкального обозревателя "Известий" П. Поспелова.

Чайковский — первый русский сюрреалист

Для России, еще не остывшей от юбилейной пушкинской экзальтации (одинаковые "Онегины" в оперных театрах сходили, как пироги с конвейера), спектакль в Саратове словно гром среди ясного неба. Он свободен от догм типа: Пушкин+Чайковский="лирические сцены", где герои давно усохли до экспонатов "энциклопедии русской жизни". В нем нет ничего, что прочно срослось с музыкой и даже заменило ее в общественном сознании: ни тазиков с вареньем, ни девицкрасавиц с вишеньем, ни даже кровати, где бедная Таня узнает от няни разницу между мечтами и жизнью. Молодой режиссер Дмитрий Белов (Москва) дал выход из тупика, в котором опус Чайковского покорно пребывал долгие годы, бродя по кругу одних и тех же истин. Белов оторвал от Чайковского лирические гири, впечатавшие в наше сознание музыку, и заставил по-новому ее услышать. С прошлым связывают только пресловутый Татьянин берет да письмо. Малиновый берет стал красным и расширился до знакового цвета: шарф Онегина, костюм Трике, гости на петербургском балу. Письмо превратилось в школьное сочинение, по которому неопытные барышни постигают азы жизни: мечтают о любви - и неизбежно возвращаются к прозе - парте, указке и реверансам (о преимуществе привычки слушай разговор классных дам - няни и Лариной). В странном Онегине Татьяна видит своего героя. Но давно написанный и затверженный текст (Татьяна не пишет письмо, а читает готовое) не годится для выражения новых чувств, и порыв заканчивается возвратом к тезисам старшего поколения, утвержденным Минобразованием. В заключительной сцене Татьяна жалуется мужу на преследования ("Опять Онегин стал на пути моем"), не находит ничего лучшего, как указать бывшей мечте на дверь ("Я вышла замуж. Вы должны"), взять указку и покинуть с прямой спиной класс, присоединившись к прочим экс-девицам-красавицам. Приговоренный к странствиям Онегин берет чемодан. Когда-то этот путешественник в "футляре" (черное пальто, шляпа, красный шарф, очки, чемодан с пистолетами) сошел с поезда в деревенской глуши, чтобы против воли сбить с толку Татьяну и застрелить друга. Затем снова сел в поезд и поехал до следующей станции - вокзала в Петербурге. Там немного потолкался среди других чемоданов ("И здесь мне скучно!"), выслушал лекции Гремина (о покорности любви) и Татьяны (о покорности браку). И снова в путь ("О жалкий жребий мой!").

Режиссер Белов в содружестве с дирижером Кочневым осуществили революцию. Взяв за основу первую редакцию оперы, не увешанную гроздьями фермат (их дорисовал дирижер Направник, и они стали считаться каноническими), они сделали спектакль, где музыка вместе с действием течет непрерывно, не превращаясь в густую патоку сентиментализма. Спектакль не доводит публику до экзальтации по поводу русской души и женской доли, но не отнимает у нее возможности лить экзистенциальные, невидимые миру слезы, ибо содержание его глубоко трагично. Но эта трагедия докладывается без пафоса, обморочных вздохов и широкой лирической струи, которой принято отмывать всех, даже главного героя, за осенившие его вдруг финальные страдания. Новый Онегин не способен страдать: привычка к "странствиям без цели", к смене картинок за окном вагона амортизировала способность рефлексии и коммуникации. Он так и не понимает, что произошло - ни тогда, когда возникает у Лариных и вынужден что-то говорить Ленскому и усадебным девицам, ни тогда, когда его заносит в Петербург и он опять перегораживает путь Татьяне.

Однако революция Кочнева-Белова вышла бархатной. Любитель традиций утешится желанными колоннами (одна из них слегка напоминает березу). Сценограф Альона Пикалова (Москва) и художник по костюмам Виктория Хлебникова (Екатеринбург) ввели сюрреалистические акценты деликатно. В заостренной линии костюиов фигуры теряют бытовые очертания, а три парты, стена и вагонная дверь с окном создают зыбкое - возможно, бунинское - ощущение этой странной хрупкой жизни, где порядок сильнее мечты. Поведение актеров адекватно. Особенно Леонида Сметанникова (Онегин): отточенная интравертность так и напрашивается в театр абсурда, до которого остался один шаг.

На российской оперной сцене ничего подобного не было. Остается только удивляться решимости саратовского театра отступить от указки традиций и сказать свое слово. Известные "актуализации" классики здесь ни при чем: они перелицовывают одежку прошлого, а этот спектакль честно и трепетно устремлен к партитуре. Его истоки нужно искать не у нас, а на Западе: Штайн, Уилсон, Марталер. "Онегин" на Собиновском фестивале явил России новый режиссерский стиль. Теперь его сценическая жизнь будет делиться на два периода: до и после Саратова.

Марина Борисова,
"ЛГ" 14-20 июня 2000.

Библия и постмодернизм под знаком Собинова

"Позор Кочневу!" - раздался отчаянный крик в зале, когда смолкли аплодисменты... Недовольство, впрочем, относилось не к игре оркестра. Которая. Может быть, и заслуживала упреков, а к работе молодого режиссера Дмитрия Белова...

...Онегин (народный артист СССР Леонид Сметанников) является в дом Лариных престарелым пошляком в напомаженном парике и ярко-красном шарфе поверх дорогого пальто. Не расставаясь с чемоданом, он проводит жизнь в бессмысленных командировках там и там и смущая барышень покой душевный. Барышень, между тем, держат в строгости - они сидят за школьными партами, старшая половина человечества разводит их указками. Прав на лирические излияния им не дано...

... Большой свет, куда попадает Татьяна, аморален и весь живет на чемоданах; чтобы отказать Онегину, Татьяне приходится вспомнить несладкие уроки няни и вооружиться указкой. Подлую силу рока символизирует некто Неизвестный, составленный по частям из других героев, в том числе из месье Трике...

... москвич Дмитрий Белов и его соавтор сценограф Алена Пикалова, красиво составившая сцену из атрибутов железнодорожного вагона и школьного класса, привезли в Саратов новый стиль...

...не покидает ощущение, что постмодернистский "Онегин" не столько сделан для местных нужд, сколько хочет быть услышанным в столицах. В столичном же контексте спектакль Дмитрия Белова не столь нов - он, скорее, занимает место в том ряду явлений, символом которого стал Дмитрий Бертман, режиссер московской "Геликон-оперы"...

... Определенное новаторство было предпринято и в музыкальном решении: Юрий Кочнев выбрал первую, рукописную редакцию оперы, еще свободную от позднейшей дирижерской правки - фермат и прочих оперных штампов, без них партитура звучит более подтянуто и деловито. Однако певцы, обладающие хорошими голосами, пропевают свои партии скороговоркой, жертвуя точностью вступлений (дирижерская палочка не пользуется популярностью), деталями, чистотой интонации...

Петр Поспелов,
"Известия", 24 мая 2000 г.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ