Золотая маска-2002. О спектаклях-номинантах

Приближается очередной фестиваль-конкурс «Золотая маска». Сегодня мы знакомим наших читателей с официальными аннотациями к оперным спектаклям-номинантам, предоставленными нашему журналу пресс-службой фестиваля. В аннотациях также указаны время и место конкурсных просмотров.

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римский-Корсакова.
Мариинский театр, Санкт-Петербург.
Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев.
Режиссер и художник-постановщик Дмитрий Черняков.

3 марта в 19.00 на сцене Большого театра,
продолжительность: 5 часов 10 мин.

image

Спектакль режиссера-сценографа Дмитрия Чернякова и дирижера Валерия Гергиева впервые в истории уводит оперу Н.А. Римского-Корсакова от эстетики религиозного кича. Создатели спектакля обошлись без ложно понятой «духовности»: на сцене нет ни икон, ни крестов, ни церковных куполов. Они утверждают сакральность не во внешних атрибутах православия, а в душевном состоянии героев, тем самым возвращая трюизму «искать Китеж в себе» истинный смысл, основанный на современном театральном языке. При этом в спектакле миф о граде Китеже тесно переплетается с петербургской фантасмагорией Достоевского и Белого. Промозглая петербургская сырость, вечная мгла, кажется, сочятся со сцены. Черняков цитирует декорации Васнецова и Коровина, чтобы тут же уйти от их декоративности, что не дает опере превратиться в прянично-леденцовую глыбу. Отрицание сказочности и возвращение оперы Римского-Корсакова в театральный обиход - еще одна задача постановщиков. Приметы сегодняшнего дня виртуозно вплетены в ткань спектакля, а исторические пласты свободно перемешаны, не превращая эпатаж в намеренный прием.

«Валькирия» Р.Вагнера.
Мариинский театр, Санкт-Петербург.
Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев.
Режиссер Готфрид Пильц.

4 марта в 19.00 на сцене Большого театра,
продолжительность: 5 часов 10 мин.

image

Постановка «Валькирии» - второй части вагнеровской тетралогии стала событием для русской оперы. Самый амбициозный проект Мариинки родился на свет невиданными усилиями воли худрука театра Валерия Гергиева. Немецкий сценограф Готфрид Пильц, уже оформлявший в Мариинке «Золото Рейна», на этот раз выступил и в роли режиссера. Вполне в духе современных немецких театров Пильц выстраивает сценографию и режиссуру, основываясь на сегодняшних исследованиях вагнеровского творчества. Валерий Гергиев активно ведет театральное действо, демонстрируя свой собственный подход к вагнеровской музыке. Его интерпретации рождаются в виртуозном управлении русскими голосами и непокорными валторнами, а интуиции Гергиева в романтическом шквале вагнеровской музыки хватило бы и на двоих.

«Богема» Д.Пуччини.
Театр «Зазеркалье», Санкт-Петербург.
Дирижер Павел Бубельников.
Режиссер Александр Петров.

2 апреля в 19.00 на сцене Театра им. Вл.Маяковского,
продолжительность: 2 часа 30 мин.

image

Режиссер Александр Петров уловил примету времени: современная молодежь, как и юные герои оперы Пуччини, половину жизни проводит за столиками кафе. Неважно, что кринолины заменили на мини-юбки, а вместо сельтерской воды официанты подают Evian в пластиковых бутылочках. Главная тема «Богемы» - любовь - остается актуальной и поныне. Пьянящая атмосфера первой любви, с волнением в груди, туманом в голове и бессмыслицей в речах создана режиссером на сцене, которая целиком превращена в кафе. Даже оркестр не устоял перед соблазном расположиться в этом уютном заведении, а дирижер, даже сменил официальный фрак на меховую тужурку завсегдатая. Петров утверждает в своем спектакле, что история героев оперы не принадлежит конкретному времени. "Богема" - это состояние души. В гуще душевных переплетений - фигура дирижера Павла Бубельникова, который становится не просто наместником Пуччини на сцене «Зазеркалья», но и активно участвует в событиях оперы. Такой, полуконцертный, вариант опер обычно проигрывает на фоне полноценных постановок. Но Петрову удалось доказать, что в настоящем спектакле наличие тряпочных декораций с видами старого Парижа - вовсе не обязательно.

«Риголетто» Д.Верди.
Саратовский театр оперы и балета.
Дирижер Юрий Кочнев.
Режиссер Дмитрий Белов.

13 апреля в 19.00 на сцене Музыкального театра
им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко,
продолжительность: 2 часа 40 мин.

image

Провинциальные музыкальные коллективы редко обращаются к театру провокаций, но саратовский тандем классического дирижера - лауреата «Золотой Маски» Юрия Кочнева и молодого, острого режиссера Дмитрия Белова уже знаком зрителям фестиваля по оригинальной версии «Евгения Онегина» Чайковского. На этот раз шедевр Верди предстанет в еще более экстравагантном обличии. Герцог Мантуанский забавляется как владелец шоу-империи, в которой горбун и шут Риголетто играет роль солиста кабаре трансвеститов. Похищение Джильды превращено режиссером в настоящий цирковой трюк иллюзиониста: дочь Риголетто доставляют к Герцогу, «разложив» ее тело в четыре ящика фокусника. Заявляя кич и распущенность шоу-бизнеса как эстетический принцип, заведомо принижая в угоду веяниям времени возвышенные чувства вердиевских героев, Дмитрию Белову виртуозно удается сохранить баланс и самому не скатиться до пошловатых ассоциаций. На высоте оказывается и дирижер: Юрий Кочнев поддерживает действие эмоциональными взрывами, жесткой, лаконичной трактовкой, в которой нет места дешевой сентиментальности или пустого любования мелодической линией.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ