Звезда Андреа Грубер зажглась не сегодня. Но на последнем фестивале в Арена ди Верона засияла особенным блеском. Американское сопрано имела особый, персональный успех у публики в трудной роли Абигайль в вердиевском Набукко. Критики утверждали, что после Гены Димитровой в этой опере не появлялось сопрано подобной силы, технической оснащенности и выразительности. С Андреа Грубер беседует журналист Джанни Виллани.
Вы американка, но Ваша фамилия говорит о немецком происхождении...
Мой отец - австриец. В 1939-ом году он покинул Австрию и бежал в
Соединенные Штаты.
Я училась в Манхэттенской Школе в моем родном городе Нью-Йорке. В 24 года дебютировала в "Силе судьбы" в Шотландской Опере*, спела одиннадцать спектаклей. Моя вторая встреча со сценой произошла “дома”, в Метрополитен Опера, где я пела Елизавету в "Доне Карлосе". Эти две оперы, плюс еще "Бал-маскарад", в котором моим партнером был Лучано Паваротти, “катапультировали” меня на сцены самых престижных театров мира: Вена, Лондон, Берлин, Мюнхен, Барселона. В Мет я пела также в "Гибели богов" Вагнера, который записала фирма Deutsche Grammophon. Немецкий репертуар сыграл важную роль в моем росте. Я спела в "Лоэнгрине", "Тангейзере", "Валькирии". В последнее время в мой репертуар вошла роль Хризотемиды в "Электре" Рихарда Штрауса.
А когда вы начали петь в "Набукко"?
В 1999-ом году, в Опере Сан-Франциско. Сегодня я могу утверждать
сполной искренностью, что моя карьера начинается. У меня крепкая
техника, и я не чувствую неудобств в любой роли. Раньше я была
слишком молода и неопытна, особенно в вердиевском репертуаре,
который именно теперь начинаю любить. Я многим обязана Рут Фалькон,
моему педагогу в течение двенадцати лет. Это потрясающая женщина, с
огромной верой в искусства и очень опытная. Она приезжала в Верону
послушать меня.
Как подступиться к такой трудной роли, как Абигайль?
Я не хочу показаться высокомерной, но для меня это легкая роль.
Подобное утверждение может показаться странным. Я не говорю это для
того, чтобы меня сочли великой певицей. Просто моя техника идеальна
для этой роли. Я часто пела в "Аиде", "Силе судьбы", "Трубадуре",
"Бале-маскараде", но эти оперы не столь просты. Я больше не
выступаю ни в "Доне Карлосе", ни в "Симоне Бокканегре". Эти роли
для меня - слишком лирические. Порой я обращаюсь к ним, потому что
хочу поупражняться или же просто получить удовольствие. Скоро я
спою мою первую "Турандот" в Японии. Потом меня ждут дебюты в
"Сельской чести", "Девушке с Запада" и "Макбете".
Какие еще оперы привлекают Вас?
Итальянские оперы мне очень нравятся: я нахожу их совершенными,
включая веристские. Когда у тебя крепкая техника, пение не
представляет опасности; но никогда не следует прибегать к крику.
Поэтому очень важно наличие “головы”, и надо думать о следующей
роли. Петь - это еще и явление психического порядка. Может быть,
через десять лет я смогу петь всех трех вагнеровских Брунгильд и
Изольду.
С театральной точки зрения роль Абигайль - тоже не шутка...
Это очень многосторонний персонаж, более интересный, чем принято
считать. Это еще незрелая, инфантильная женщина, которая следует
собственным капризам и не находит подлинных чувств ни у Измаила, ни
у Набукко: первого “уводит” у нее Фенена, а второй делает открытие,
что не является ее отцом. Ей ничего не остается, как обратить все
силы своей души на завоевание власти. Я всегда считала, что эта
роль будет правдивее, если обрисовать ее с большей простотой и
человечностью.
Что предлагает Вам следующий фестиваль в Арена ди Верона?
Может быть, "Турандот" и снова "Набукко". Посмотрим. Это огромное
пространство заставляет думать об истории Арены, обо всем, что
происходило здесь с древности до наших дней. Это действительно
интернациональный музыкальный театр. Я встретила здесь коллег, с
которыми не встречалась уже много лет: с этой точки зрения Верона
еще более интернациональна, чем Нью-Йорк, город, в котором я живу.
Интервью с Андреа Грубер oпубликовано в газете L’Arena
Перевод с итальянского Ирины Сорокиной
Примечание редакции:
* Певица родилась в 1965 году. Дебют в Шотландской опере, о
котором она упоминает в интервью, состоялся в 1990 году. В 1993 она
впервые выступила в Венской опере в партии Аиды, в том же сезоне
исполнила Аиду в берлинской Штаатсопер. На сцене Ковент-Гардена ее
дебют состоялся в 1996 году все в той же Аиде.