В 2000 году исполняется 300 лет со дня рождения двух выдающихся итальянских певиц Франчески Куццони (сопрано) и Фаустины Бордони (меццо-сопрано). Женщинам, тем более примадоннам, свойственно скрывать свой возраст. Возможно, это обстоятельство или что-то другое (теперь уже неважно) помешало историкам искусства установить точную дату их рождения. В некоторых источниках временем появления на свет оперных див считаются 1696 и 1695 годы соответственно, но по наиболее распространенной версии это 1700 год, что дает нам прекрасный повод вспомнить о них, ибо история взаимоотношения певиц занимательна и ярко характеризует нравы, царившие в те годы на оперных подмостках.
Уроженка Пармы, Франческа родилась в небогатой семье скрипача Анджело Куццони. Училась пению у Петронио Ланци. Дебютировала в родном городе в 1716. С все возрастающим успехом выступала в Болонье, Венеции, Сиене. Некрасивая, обладавшая несносным характером, певица тем не менее покоряла публику своим темпераментом, красотой тембра, неподражаемой кантиленой в исполнении адажио. Наконец, в 1722 примадонна получает приглашение от Георга Фридриха Генделя (1685-1759) и его компаньона импрессарио Иоганна Хейдеггера выступить в Лондонском "Кингстиэтре". Немецкий гений, прочно обосновавшийся в английской столице, пытается завоевать туманный Альбион своими итальянскими операми. Он руководит Королевской академией музыки (призванной пропагандировать итальянскую оперу) и соперничает с итальянцем Джованни Бонончини (1670-1747). Желание заполучить Куццони так велико, что за ней в Италию даже посылают клавесиниста театра Пьетро Джузеппе Сандони (1680-1748). По дороге в Лондон у Франчески и ее спутника завязывается роман, приведший к скорому браку. Наконец, 29 декабря 1722 "Британский журнал" извещает о скором прибытии новоиспеченной Куццони-Сандони в Англию, не забыв при этом сообщить ее гонорар за сезон, составляющий 1500 фунтов (в действительности примадонна получила 2000).
12 января 1723 года состоялся лондонский дебют певицы в мировой премьере оперы Генделя "Оттон, король Германский" (партия Теофане). Среди партнеров Франчески по этой премьере отметим знаменитого итальянского кастрата Сенезино (ок. 1680-ок. 1750), в дальнейшем часто выступавшего вместе с ней. Далее последовали выступления в премьерах генделевских опер "Юлий Цезарь" (1724, партия Клеопатры), "Тамерлан" (1724, партия Астерии), "Роделинда" (1725, заглавная партия). Пела Франческа и в операх Бонончини, а также забытого ныне Оттавио Ариости (1666-ок. 1740). И везде ей сопутствовал успех, а число поклонников росло. Правда ее скандальность и строптивость была известна всем, но Гендель сам обладал достаточной решительностью. Однажды, когда примадонна не пожелала исполнять арию из "Оттона" так, как предписывал композитор, тому пришлось даже применить к ней физическую силу, пригрозив выбросить в окно.
Между тем, Королевская академия постоянно ищет новых звезд. Тем более, что Франческа летом 1725 родила дочь и ее участие в наступающем сезоне под вопросом. Гендель отправляется в Вену ко двору императора Карла VI. Здесь все с ума сходят по другой итальянке - Фаустине Бордони. Композитору удается заключить с ней контракт, предложив на 500 фунтов больше, чем Куццони. Лондонские газеты полнятся слухами о новой примадонне.
Фаустина Бордони родилась в знатной венецианской семье. Получила прекрасное образование. Среди ее учителей композиторы Бенедетто Марчелло (1686-1739), Франческо Гаспарини (1668-1727), известный певец-кастрат Антонио Бернакки (1685-1756), тоже весьма успешно выступавший с 1729 по приглашению Генделя в Лондоне. Сенсационный дебют на сцене в 1716 в Венеции на мировой премьере оперы "Ариоданте" Карло Франческо Поллароло (1653-1723) сделал ее известной. После успешных выступлений в родном городе (в 1719 здесь происходит первая творческая встреча певицы с Куццони, не предвещавшая, впрочем, тех баталий, которые увидит в последствии Лондон), Фаустина повергает к своим ногам Флоренцию, Неаполь, Рим, Болонью и другие города Италии. В 1723 она триумфально гастролирует в Мюнхене, в 1724-26 ей рукоплещет Вена. Гонорары звезды баснословны (15 000 гульденов в год). В отличие от Куццони она красива, аристократична. Несмотря на ограниченный диапазон (всего лишь до ля второй октавы), ее голос поражал подвижностью, мастерством владения колоратурой, искусством исполнения украшений (трелей, мордентов), чистотой дикции. Поклонники называют ее "новой сиреной".
Заполучив в лице Бордони новый "бриллиант", Гендель получил и новые проблемы. Как совместить на сцене двух примадонн? Ведь нравы Куццони известны, да и публика, разделившись на два лагеря, подольет масла в огонь. Все это предвидит композитор, сочиняя свою новую оперу "Александр", где должны сойтись на сцене Франческа и Фаустина (для которой это к тому же и лондонский дебют). Для будущих соперниц предназначены две равноценные роли жен Александра Македонского Лизауры и Роксаны. Мало того, число арий должно быть равно, в дуэтах они должны солировать попеременно. И не дай Бог, чтобы равновесие было нарушено! Теперь становится ясно, какие далекие от музыки задачи зачастую приходилось решать Генделю в его оперном творчестве. Здесь не место углубляться в анализ музыкального наследия великого композитора, но, видимо, во многом справедливо мнение тех музыковедов, которые считают, что лишь освободившись от тяжкой оперной "ноши" в 1741 году, он обрел ту внутреннюю свободу, которая позволила ему создать свои поздние шедевры в жанре оратории ("Мессия", "Самсон", "Иуда Маккавей" и др.).
Вернемся к нашему повествованию. Знаменательное событие происходит 5 мая 1726 года. Премьера "Александра" имеет оглушительный успех (достаточно сказать, что в первый месяц опера выдержала 14 представлений). Заглавную партию исполнял Сенезино. Обе примадонны на вершине славы. Можно с уверенностью констатировать, что такого трио еще не знала оперная сцена. Однако сбылись худшие предположения Генделя. Обладавшие спортивным азартом англичане образовали таки два лагеря непримиримых поклонников примадонн. Тем более, что соперничество Генделя с Бонончини ушло на второй план - последний потерпел сокрушительное поражение, его даже временно "отставили" от Королевской академии (впрочем, не на долго). В течение года борьба не выходила за рамки приличий. Певицы продолжали успешно выступать. Но очередной сезон начался с большими трудностями. Во-первых, Сенезино, которому надоело быть в тени соперничества примадонн, сказался больным и уехал на континент (вернулся к следующему сезону). Во-вторых, немыслимые гонорары звезд пошатнули материальное положение дирекции Академии. Не нашли ничего лучшего, как "возобновить" соперничество Генделя и Бонончини. Гендель пишет новую оперу "Адмет, царь Фессалийский", имевшую значительный успех (19 представлений за сезон). Бонончини также готовит новую премьеру: оперу "Астианакс". Именно эта постановка стала роковой в соперничестве двух звезд. Если до этого борьба между ними велась в основном "руками" поклонников и сводилась к взаимному освистыванию на представлениях, "поливанию" друг друга в прессе, то на премьере нового сочинения Бонончини она перешла в "физическую" стадию. Опишем же подробнее эту скандальную премьеру, состоявшуюся 6 июня 1727, в присутствии супруги принца Уэльсского Каролины, где Бордони пела партию Эрмиона, а Куццони - Андромахи. После традиционного освистывания стороны перешли к "кошачьему концерту" и другим малопристойным вещам; нервы примадонн не выдержали, они вцепились друг в друга. Началась форменная женская драка с царапаньем, визгом, тасканием за волосы. Окровавленные тигрицы лупили друг друга почем зря. Скандал был настолько велик, что привел к закрытию оперного сезона. В дальнейшем конфликт постепенно сошел на нет, знаменитое трио возобновило свои выступления в сочинениях Генделя ("Кир, царь персидский", "Птолемей, царь Египетский" и др.), однако дела Академии постепенно ухудшались, приближаясь к краху. Еще одно событие ускорило конец оперной антрепризы. Ирония судьбы заключается в том, что вышеупомянутый скандал послужил одной из причин создания знаменитой "Оперы нищих" Д. Гея и И. К. Пепуша (1728), являющейся пародией не только на засилие итальянщины, демократическая оппозиция которой уже давно существовала в Англии, но и на конфликт между примадоннами (знаменитый дуэт-перебранка Полли и Люси - лучшее тому доказательство). В свою очередь, "Опера нищих" легла в основу знаменитой "Трёхгрошовой оперы" Вайля-Брехта, появившейся 200 лет спустя в 1928 году. Так на деле осуществляется связь времен, да простится мне этот высокопарный стиль. Если же вернуться в 18 век, то можно констатировать: огромный успех "Оперы нищих" лишил итальянскую оперу многих почитателей, ускорив закрытие Академии.
В 1728 году обе примадонны покидают Лондон, их пути расходятся. Куццони продолжает свою суматошную и полную скандалов карьеру на родине в Венеции, затем снова появляется в Вене (где не удержалась из-за непомерных денежных аппетитов), в 1734-37 ее опять можно услышать в Лондоне в труппе знаменитого композитора Никола Порпоры (1686-1768). Вокруг нее всегда множество слухов (вплоть до убийства своего мужа). В Голландии она попадает в долговую тюрьму, откуда ее выпускают по вечерам для выступлений в театре, гонорар за которые идет в счет погашения долгов. Умерла она в нищете в Болонье (1770), зарабатывая в последние годы изготовлением пуговиц.
Совсем другая судьба у Бордони. После Лондона она с успехом гастролирует в Париже, затем оказывается в Милане и, наконец, возвращается в Венецию. Здесь в 1730 году она знакомится с немецким композитором Иоганном Адольфом Хассе (1699-1783), работавшим в Венеции капельмейстером. В том же году она выходит за него замуж. Молодая пара в 1731 году уезжает в Дрезден, ко двору курфюрста саксонского Августа II Сильного (1670-1733). Начинается немецкий период жизни и творчества знаменитой примадонны. Преуспевающий муж, хорошо овладевший искусством услаждать слух публики, пишет оперу за оперой (всего 56), жена поет в них. Данное "предприятие" приносит огромный доход (по 6000 талеров в год каждому). В 1734-63, в годы правления Августа III (сына Августа Сильного), Хассе является бессменным капельмейстером Итальянской оперы в Дрездене. Сочинениям Хассе отдавали должное И. С. Бах, Д. Паизиелло, другие композиторы. Однако, его холодное искусство, во многом подчиненное вкусам аристократии, в отличие от произведений Генделя утратило ныне свою актуальность. Отдельные его сочинения (оперу "Артаксеркс", интермедию "Пирам и Тизба"), конечно, вспоминают любители барочных раритетов, но это вызвано скорее желанием разнообразить репертуар для пресыщенной европейской публики и стремлением выжить в условиях, когда современное оперное дело стало во многом разновидностью шоу-бизнеса, нежели подлинным возрождением интереса к творчеству старого мастера.
Все вышесказанное не имеет, впрочем, никакого отношения к творчеству его супруги, ибо исполнительское и композиторское искусство живут по разным законам. Мастерство Фаустины продолжало вызывать восхищение. В 1742 году ею восторгался Фридрих Великий. Ее исполнительское искусство ценил великий Бах, с которым чету связывала дружба. Один из крупнейших историков музыки того времени, композитор и органист Чарлз Бёрни (1726-1814) в своих трудах уделил много места характеристике искусства Хассе-Бордони (не забыв также и о Куццони). Все современники в один голос отмечали то неотразимое впечатление, которое производила Фаустина.
В 1751 году певица, находясь в полном расцвете творческих сил, покинула сцену, посвятив себя семейным и светским заботам (у нее было пятеро детей). После смерти Августа III в 1764 году супруги поселяются в Вене а в 1773 уезжают в Венецию. Слава постепенно уходила от них. Фаустина скончалась в 1781, ее муж спустя два года. Их смерть прошла почти незамеченной...