Наш журнал открывает новую рубрику. В ней мы будем регулярно знакомить наших читателей с оперной жизнью российской провинции. Публикации будут состоять из кратких сведений о театрах, пресс-релизов, подборок материалов из местной и центральной прессы и др. Первая публикация посвящена Пермскому академическому театру оперы и балета им. П.И.Чайковского, одному из старейших в России.
Сегодня речь пойдет о Пермском государственном академическом театре оперы и балета имени П.И.Чайковского. Он ведет свою историю с 1870 года, когда по инициативе городского отделения РМО силами артистов труппы А.Херувимова и любительского музыкального кружка была поставлена опера "Иван Сусанин".
В 1878 году завершается строительство здания оперного театра, в котором начала выступать труппа известного антрепренера П.М.Медведева. Театр имеет богатую историю. В советские годы здесь ставился традиционный классический и современный отечественный репертуар. Однако появлялись и раритеты. Так, впервые на русской сцене здесь были поставлены оперы "Чёрт и Кача" А.Дворжака (1956), "Огненный ангел" С.Прокофьева (1983). В 1992 году театр также впервые представил русскому зрителю "Балаганчик мастера Педро" М. де Фальи (до этого было только концертное исполнение в Москве в 1965 г.) и знаменитый фарс Ф.Пуленка "Груди Тирезия".
В нынешнем году художественным руководителем театра назначен Георгий Исаакян - талантливый режиссер, внесший свежую струю в творчество коллектива. Уже 10 лет он проработал в театре, сначала в качестве режиссера, затем главного режиссера. Одним из важнейших проектов Исаакяна стала "Оперная пушкиниана", осуществленная в 1998-99 гг. (см. ниже, творческую биографию Г.Исаакяна).
Недавно Г.Исаакян дал интересное интервью пермской газете "Звезда", фрагмент из которого мы предлагаем нашим читателям.
— Георгий Георгиевич, мы ведем нашу беседу накануне нового 130-го театрального сезона. Вопрос "Каким он будет?" задам позже. А пока другой... Зачем введена должность художественного руководителя? Вам власти, как главному режиссеру, прежде не хватало?
— Власть... В театре это слово нежеланное. Мне хватало того объема
обязанностей и прав, которые дает должность главного режиссера,
режиссера-постановщика. Я всегда делал то, что считал единственно
возможным и необходимым на данный момент. Что касается истории
художественного руководства... В последние кризисные годы в России
так или иначе театрами управляют директора. Следовал финансовый
кризис один за другим, денег не хватало не только на постановки, но
и на зарплату - и автоматически тот, кто мог мало-мальски
обеспечить финансовую стабильность театра, кто искал и находил
деньги, тот и становился главным лицом в театре. А это,
естественно, его директор. Система распространилась на все
российские музыкальные театры. На сегодняшний день ситуация
начинает меняться. Появилась какая-то экономическая стабильность, и
на первый план стали выходить вопросы художественные. Но пережитые
нами экономические катаклизмы привели к тому, что провинциальные
российские музыкальные театры стали похожи друг на друга, как
близнецы. И именно этого нам хочется избежать в Пермском
академическом театре оперы и балета. А он по-прежнему имеет
довольно высокую репутацию на российском культурном ландшафте. И
мне радостно, что эта проблема оказалась близкой губернатору Юрию
Трутневу, по инициативе которого и введена у нас должность
художественного руководителя. Кстати, как и главного художника.
Ведь художественное руководство - одно, экономическое - абсолютно
другое.
— Вы десять лет уже в нашем театре... Некоторые годы, наверное, и вспоминать даже не хочется?
— Свидетелем и участником происходивших в театре событий был и я.
Да, было трудно, но могу сказать, что за эти десять лет, несмотря
на те потрясения, которые мы пережили, было сделано много хорошего,
интересного, необычного, что поддержало высокую репутацию Пермского
театра оперы и балета. Премии, награды, участие в фестивалях,
гастроли и так далее - это то, что нельзя вычеркнуть из нашей жизни
и закрыть на это глаза. Это движение должно набирать обороты. В
современном мире музыкального театра недостаточно просто идти
хорошим шагом вперед. Ты должен бежать очень быстро. Если начинаешь
идти спокойно - ты останавливаешься. Поэтому мы задумали несколько
больших проектов. В частности, это и "Дом Чайковского", и фестиваль
Дягилева, и Баланчинские проекты, и ряд других. Хотелось активного
обновления труппы - очень важен приток свежих молодых сил. Приятно,
что Пермский театр является по-прежнему привлекательным для певцов
из всех городов России. В ближайшие две недели к нам приезжают на
прослушивание десять человек. Причем из очень хороших консерваторий
- Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска.
— Что ждет нас в новом 130-м сезоне - юбилейном?
— Первую сентябрьскую афишу я не буду представлять. Она известна. В
нее вошли спектакли, которые всегда собирают зрителей. Их двадцать
четыре. 29 сентября пройдет премьера - опера Леонкавалло "Паяцы".
— О премьере... В конце ноября ожидается первая постановка оперы Массне "Клеопатра" - в России она еще не шла*. Вы режиссер-постановщик. Спектакль ожидается необычным. В нем будет занята не только труппа, но и спортсмены, топ-модели, даже курсанты военных училищ...
— Репутация театра обязывает: каждый новый спектакль должен
отличаться необычностью. Я считаю, что Пермский театр просто
обречен на то, чтобы каждая его новая работа была с каким-то
неожиданным поворотом, с каким-то секретом для зрителя. И это
здорово, что мы находим произведения, которые еще не шли на
российской сцене. Где еще вы можете посмотреть Баланчина? В
Мариинском театре идут два спектакля, в Большом - полтора. А у нас
- целых три. Чайковский - семь названий. Среди них "Орлеанская
дева", которая практически нигде не исполняется. А цикл "Оперная
Пушкиниана"... Нет других театров, кроме Пермского, которые бы
решились воплотить на сцене эту идею - слишком много она требует
сил. Традиция делать эксклюзивные спектакли продолжится и в новом
сезоне. Так вот "Клеопатра"... Здесь будет занята большая масса
народа, художественное действие задумано как вулканическое,
потрясающее воображение. Спектакль очень дорогой. Достаточно
сказать, что мы вели долгие переговоры не о приобретении, а о
прокате его партитуры. Она находится во Франции, в частных руках.
Подарим мы нашим поклонникам и премьеру балета "Золушка". Он
станет, уверен, своеобразным спектаклем-фейерверком. Словом, мы
постараемся сделать все, чтобы наш юбилейный сезон врезался в
память зрителей.
"Звезда", 30 августа 2001 г.
Родился 7 ноября 1968 года в Ереване. Окончил ГИТИС в 1991 году,
факультет музыкального театра (мастерская народного артиста СССР
В.Курочкина). В 1990-1991 гг. - педагог Ереванской Государственной
консерватории (кафедра оперной подготовки).
С 1991 года - режиссер-постановщик Пермского государственного
академического театра оперы и балета им. П.И.Чайковского. С 1996
года - главный режиссер театра**
Спектакли:
В 1998-99 г. на сцене Пермского театра оперы и балета шла работа над уникальным проектом "Оперная Пушкиниана". Проект получил поддержку Фонда Президента РФ по культуре и Фонда Сороса, как проект, имеющий общенациональное значение.
I вечер - "Борис Годунов";
II вечер - "Пир во время чумы" (Ц.Кюи - прим. ред.), "Каменный
гость";
III вечер - "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери"
За постановку "Оперной Пушкинианы" Г.Г.Исаакян удостоен премии Законодательного собрания и Губернатора Пермской области и Государственной премии РФ в области литературы и искусства за 1999 год.
* Мировая премьера оперы "Клеопатра" Жюля Массне состоялась
(посмертно) 23 февраля 1914 года в Монте-Карло. Заглавную роль в
ней исполняла выдающаяся русская певица Мария Кузнецова
(1880-1966).
** Как мы уже отмечали, в 2001 году Г.Исаакян становится
художественным руководителем театра.
*** В традиционном переводе называется "Балаганчик мастера
Педро".
**** В декабре 2000 года Исаакян поставил в Перми спектакль
"Волчица, или Убийство на пасху" по опере П.Масканьи "Сельская
честь". В местной прессе опубликована рецензия на этот спектакль:
Новую постановку на сцене Пермского театра оперы и балета ждали,
затаив дыхание: что-то еще преподнесет зрителям неутомимый на
режиссерские изыски Георгий Исаакян? Название обещало кровавую
драму, в околотеатральной среде ходили слухи про "обнаженку",
солисты на кулуарные расспросы отвечали нейтральное: "Приходите -
увидите".
После премьеры вздохнули радостно-облегченно: действо,
разворачивающееся на сцене, удовлетворит разные слои взыскательной
публики. Поклонники традиционного вокала насладятся великолепной
музыкой, эстеты оценят аскетизм и выразительность работ художника,
интеллектуалы проникнутся концепцией режиссера и найдут в ней
скрытые смыслы, молодежи понравится динамичность и незатянутость
спектакля.
Опера легко "ложится на слух" благодаря популярным жанровым
эпизодам, хорошо известным меломанам. Это романс неистовой в любви
Сантуццы (Светлана Боровикова), песенка ветреной Лолы (Надежда
Бабинцева), сицилиана страстного Туридду (Алексей Моисеенко),
"ямщицкая" канцонетта ревнивого Альфио (Валерий Тюменцев). Солисты
составили удачный ансамбль, оттеняемый пением крестьян (картины
сельского праздника, церковные молитвы прихожан), вот только
слишком частое расхождение певцов и хора с оркестром нарушало
единство спектакля.
Зато ничуть не мешала восприятию музыки главная "фишка" премьерной
постановки: на протяжении всего действия в разном темпоритме
сменяют друг друга красочные слайды, проецируемые на черный занавес
позади сцены. В сочетании с напряженным драматичным развитием это
создает параллельный смысловой визуальный ряд. Идиллические
сельские пейзажи, витражи с евангельскими сюжетами, распятия
сопровождают массовые сцены. Крепкие грецкие орехи - и треснутый
орех в стальных щипцах: Альфио, раздавленный известием об измене
жены. Стена, выложенная то из ровных гладких булыжников, то из
острых скальных камней, то из плотно слепленных раствором кирпичей
- как метафора безысходности любовной драмы героев. Лейтмотивом
появляется кинжал, а в кульминации партии Сантуццы мы видим образ
волчицы (в итальянском это слово имеет несколько значений, в том
числе "ненасытная"), на последних же фразах Туридду на задник
проецируется кровавый закат. Конечно, не смог Г. Исаакян обойтись
без эротики, явной или завуалированной. В видеоряде это - и
сексуально свернутые лепестки цветов (иногда и откровенные
пестики-тычинки), и сладко спящая пара как символ случившейся
любви, и (однажды) безликое "ню". Эротичны спелые плоды Южной
Италии, будь то солнечные апельсины или сочные виноградные гроздья.
Юные девушки ходят по сцене босиком в ночных рубашках, призывно
потягиваясь, расчесывая спутавшиеся во сне волосы. Крестьянки,
высоко подоткнув юбки, крестьяне, закатав штаны, пританцовывая,
босыми ногами давят виноград (помните Челентано?).
Новый компаньон. Пермская деловая и политическая газета, №4, 13.02.2001 г.
Екатерина Баталина-Корнева
Подробнее с полным репертуаром театра читатели могут ознакомится на сайте http://theatre.perm.ru
На фото:
Пермский театр оперы и балета.
Георгий Исаакян.
Сцена из спектакля "Пир во время чумы".