В портфеле редакции довольно много материалов. Многие из них ждут своего часа, уступая место более актуальным новостям. Однако это не означает что они менее интересные. Мы решили начать новую рубрику «Из редакционного портфеля». Предлагаем сегодня первую статью нового цикла. Она посвящена юбилею известнейшего композитора Джан-Карло Менотти, отпраздновавшего в минувшем году свое девяностолетие. Одни из наших авторов делится своими впечатлениями от этого мероприятия.
Средняя Италия, Умбрия, 8 июля 2001 года. Вдоль шоссе - поля с закатанным в стога-валики итальянским сеном и покрытые махровыми лесами невысокие горы. На каждой горе - замок, внизу - деревеньки. Красиво.
Мы едем в городочек Сполето, на одну из этих гор, чтобы слушать Паваротти, Доминго и Ф. Именно так написано в билете: «Паваротти, Доминго и Ф.». Любопытно, если бы Рене Флеминг была итальянкой, нашли бы возможность написать ее имя полностью?
Карабкаемся вверх в поисках «площади перед собором, где и будет концерт». Если смотреть вверх, собора не видно, но все куда-то поднимаются, мелькая галстуками и каблуками. Не верится, что вверху есть площадь. Наконец мы оказываемся на пятачке перед какой-то узкой лестницей. На лестницу не пускают, сзади обрыв, народ все прибывает, жарко. Я начинаю все больше понимать итальянский: вот этот сердитый синьор в смокинге явно говорит о том, что организация концерта безобразная. Вдруг, откуда-то сверху слышим голос, не узнать который невозможно. Что это: Доминго репетирует или про нас забыли? В изнурительной духоте и тесноте это не кажется таким уж невозможным. Все волнуются. Но не прошло и часа, как начинают запускать. Наверху и в самом деле обнаружился собор и площадь перед ним, узкая и извилистая, в городах равнин это бы и улицей не назвали. Кругом телевидение, в передних рядах дипломаты, целый корпус. На ступенях собора - сцена, места для оркестра и хора, на балконе собора расположился духовой оркестр. Площадь до отказа заполнена.
Сегодня чествуют Джан-Карло Менотти. Ему, известнейшему композитору, музыкальному деятелю и основателю фестиваля в Сполето, автору более 20 опер (среди которых такие известные, как «Консул», «Медиум», «Телефон», «Гойя», телеопера «Амал и ночные гости»*), исполнилось 90 лет.
В первом отделении звучит музыка юбиляра в исполнении оркестра и незнакомых нам певцов (программки кончились сразу и навсегда). Музыка мэтра не проста, но узнаваема. Классическая итальянская традиция, изломанная современностью и частыми переездами. Гармония этого не очевидна - требуется время и душевное спокойствие.
Перед началом второго отделения на сцену вышел сам маэстро, поддерживаемый Менотти-младшим и человеком, перед которым поклонники оперы во всем мире должны снимать шляпу (а поклонники Мариинки особенно) - Альберто Виларом. Говорились всякие хорошие слова, при этом мистер Вилар выглядел очень смущенным, как будто кто-то другой, а не он оплатил праздник. Взял слово и виновник торжества. Он благодарил всех, особенно Пласидо Доминго, не упомянул ни разу Паваротти (это насторожило). «Если бы меня спросили про самый печальный и самый радостный день в моей жизни, - говорил маэстро Менотти, - я бы ответил, что не было печальнее дня, когда умерла моя мама, и не было счастливее дня, чем сегодняшний!».
Потом была великолепная музыка. Фортепьянный концерт Равеля, в который удивительным образом вплелись крики ласточек, круживших над площадью. Солист Жан-Ив Тибоде (Jean-Yves Thibaudet). Рене Флеминг прекрасно спела что-то незнакомое, видимо, американское. Затем, вместе с Доминго, отрывок из «Отелло». Доминго исполнил знаменитое «No puede ser».** Пел так, как никто больше петь не может. А ведь потом писали, что он был простужен - фантастика!
А что же Паваротти, которого так хотелось увидеть и услышать? Нехорошие предчувствия сбылись, объявили, что маэстро приехал было, но, узнав о неожиданной болезни матери, вынужден был срочно уехать (видимо, такие тут приняты «отговорочки»). Публика разочаровано гудела. В финале заиграли два оркестра - симфонический снизу и духовой сверху. Все, включая Доминго, запели «Happy Birthday», наступила ночь, и зажглись звезды.
Справлять свой девяностый день рождения под аплодисменты переполненной площади родного города, будучи окруженным всеобщим вниманием и любовью, слушая специально прибывших звезд мировой оперы, - что может быть лучше?..
— Маэстро Паваротти пел? Вам понравилось? - спросил сонный
портье.
— Нам понравилось, но маэстро Паваротти не выступал.
Портье от удивления проснулся, и, выждав паузу, важно произнес:
— Мы, в Сполето, считаем, что так поступать нельзя!
* Отечественная история постановок опер Менотти крайне скупа.
Отметим первые постановки на русской сцене опер «Телефон» (1978,
Казань) и «Медиум» (1979, Ленинград, Малый театр оперы и балета).
Постановка оперы «Консул» была впервые осуществлена в СССР в
Ереване (1966).
** Из сарсуэлы Пабло Соросабаля.
На фото:
На прессконференции, посвященной юбилею (слева направо): Фрэнсис
Менотти (сын юбиляра), Альберто Вилар, Пласидо Доминго, Рене
Флеминг, Лучано Паваротти, Джан-Карло Менотти и другие.
Выступает П.Доминго.