В субботу, 23-го марта с.г., в возрасте 82 лет скончалась известная певица, сопрано Эйлин Фаррелл. Она умерла в доме для престарелых, как сообщил Брайан Келлоу, соавтор автобиографии певицы “Не могу не петь” (вышедшей в 1999 году).
Несмотря на то, что ее карьера на вершине оперного Олимпа длилась сравнительно недолго, многие считают Эйлин Фаррелл одной из ведущих драматических сопрано своего времени. У певицы была счастливая судьба во взаимоотношениях со звукозаписывающей индустрией: она записала ряд сольных проектов (в том числе и «легкой» музыки), участвовала в записях целых опер, которые имели большой успех.
Однажды музыкальный критик New York Post (в сезоне 1966 г.) отозвался о голосе Фаррелл в следующих восторженных выражениях: «[ее голоc]… звучал, словно трубный глас, как если-бы огненный ангел Гавриил явился возвестить о приходе нового тысячелетия».
В действительности, она являлась необычной оперной дивой во многих отношениях. И не только потому, что свободно чувствовала себя в таких противоположных музыкальных стихиях, как опера, джаз, и популярные песни, а, также, в том смысле, что вела абсолютно обыденный стиль жизни простого человека, а не примадонны. Замуж вышла за нью-йоркского полисмена, и спокойно отказывалась от контрактов, если выступать приходилось вдалеке от семьи - мужа, сына и дочери.
Эйлин Фаррелл родилась в г. Уиллимантик, штат Коннектикут, в 1920 г. Ее родители были водевильными певцами-актерами. Рано проявившийся музыкальный талант Эйлин привел к тому, что уже в возрасте 20 лет она регулярно выступала на радио. Одним из ее поклонников являлся и будущий муж.
Будучи уже хорошо известной широкой аудитории по участию в радио и телепередачах, Эйлин Фаррелл дебютировала на оперной сцене в Сан-Франциско в 1956 г. (заглавная партия в “Медее” Керубини).
Рудольф Бинг, генеральный директор Метрополитен-опера, не любил, чтобы певицы, приглашаемые им в Мет, имели свой первый успех вне стен подопечного ему театра, но, в конце концов, он пригласил Фаррелл (ей тогда уже было 40 лет) на постановку “Альцесты” Генделя в 1960 г.
В 1962 г. певица открыла сезон в Мет в роли Маддалены в “Андре Шенье” Джордано. Ее партнером был Роберт Меррил. Фаррелл выступила в Мет в шести ролях в течении пяти сезонов (всего 45 спектаклей), и попрощалась с этим театром в марте 1966 г., снова в роли Маддалены. Спустя годы певица признавалась, что постоянно ощущала на себе давление со стороны Бинга. Однако ее не трогал столь поздний дебют на прославленной сцене: «Я была все это время полностью загружена работой то на радио, то на телевидении, плюс концерты и бесконечные сеансы в студиях звукозаписи».
Артистка была также любимой солисткой абонементов Нью-йоркского филармонического оркестра, и выделяла маэстро Леонарда Бернстайна как наиболее любимого ею дирижера, из числа тех, с которыми ей приходилось работать. Одной из их нашумевших совместных работ было концертное исполнение отрывков из вагнеровского “Тристана и Изольды” в 1970 г., в котором Фаррелл пела в дуэте с тенором Джессом Томасом (Jess Thomas) - (запись с того вечера была издана на компактдиске в 2000 г.)
Ее прорыв в мир поп-музыки произошел в 1959 г. во время выступлений на фестивале в Сполето (Италия). Она дала концерт из классических арий, затем приняла участие в исполнении Реквиема Верди, а спустя пару дней, заменила заболевшего Луи Армстронга, исполнив в концерте с его оркестром баллады и блюзы. Этот разительный поворот на 180 градусов произвел тогда в публике сенсацию. Немедленно, по ее возвращении в Нью-Йорк, один из продюсеров Columbia Records, слышавший в исполнении сопрано джазовые баллады, подписал с ней контракт на их запись. Среди ее шлягерных альбомов выделяются "I've Got a Right To Sing the Blues" и "Here I Go Again."
В отличии от других оперных певиц, пытавшихся перешагнуть рубеж классики, Фаррелл звучит как хорошая поп-певица, понимающая контекст слов песен.
— «Вы должны с этим родиться. Или это выходит, или нет», - комментировала она свой успех в «легкой» сфере. Фаррелл попыталась сформулировать каноны интерпретации в своей мемуарной книге «Не могу не петь» - фразировка, ритмическая свобода и гибкость, способность рассказать в одной песне целую историю.
В карьере певицы имела место эпизодическая связь с Голливудом. Ее голос озвучивал актрису Элеанор Паркер в экранизации истории жизни оперной звезды Маржори Лоуренс (Marjorie Lawrence) “Прерванная мелодия” (1955).
На протяжении 1970-х гг., Фаррелл преподавала вокал в Университете штата Индиана, продолжая давать концерты, пока поврежденное колено не свело гастрольную деятельность на нет. Она переехала с мужем в 1980 году жить в Майн, а спустя шесть лет его похоронила.
Хотя Фаррелл и говорила, что не хочет петь после смерти мужа, ее убедили продолжать записывать популярные диски еще на протяжении нескольких лет.
— «Я прикинула, что сохранила частично свой голос. Делать записи, стало быть, было бы легкой для меня работой. Это показывает, какая я была тупица, ибо на поверку это оказалось совсем не просто!» - иронизировала Эйлин Фаррелл. - «И, все-таки я благодарна судьбе, что могу еще петь в таком возрасте, как мой»…
Элизабет Кеннеди. Агентство Ассошиэйтед Пресс.
(сокращенный перевод с английского К.Городецкого)
На фото:
Э.Фаррелл.
Э.Фаррелл, Ф.Корелли и Р.Меррилл.