…В первых числах сентября 1997 года, оттеснённая в выпусках новостей и газетах на второй план всемирной скорбью по трагически погибшей принцессе Диане, почти незамеченной осталась смерть одного из самых выдающихся дирижёров нашего времени - сэра Джорджа Шолти, скоропостижно и безболезненно скончавшегося во время отдыха на юге Франции в возрасте 84-х лет. Его блестящая музыкальная карьера, длившаяся более пятидесяти лет, была, в числе прочего, отмечена более чем 250 записанными альбомами, тридцать один из которых был удостоен престижного приза "Грэмми".
Сэр Джордж Шолти был, по сути, "последним из могикан", непосредственно связанных с выдающимися фигурами музыкальной жизни первой половины ХХ-го века - такими, как Барток, Кодаи, Рихард Штраус и Тосканини.
Карьера великого дирижёра, венгра по происхождению (Дьёрдь было его подлинным именем, произносившимся в Германии, как "Георг", в Англии - как "Джордж", и так далее) развивалась во многих странах, но наибольшую известность он получил в качестве музыкального директора лондонского Королевского театра Ковент Гарден, в шестидесятые годы вернувшего театру его былую славу, а также руководителя Чикагского Симфонического оркестра, где он проработал с 1969 по 1991 год - фактически, до ухода "на пенсию", то бишь "на вольные хлеба".
Кроме того, с 1970 по 1975 годы Шолти руководил Оркестром де Пари, 1979 по 1983 был главным дирижёром Лондонского Филармонического оркестра, а в 1992 году стал директором Зальцбургского фестиваля.
…Родившемуся в 1912 году в Будапеште музыканту ничто поначалу не предвещало блестящей карьеры, хотя мать и называла его "фортепианным чудом". С "младых ногтей", с самого начала занятий музыкой, Шолти, по его собственному признанию, мечтал быть дирижёром - более того, был уверен, что рано или поздно станет им. Но пока его врождённый пианистический талант был взлелеян в будапештской Консерватории имени Листа, где учителями молодого Шолти были Бела Барток, Золтан Кодаи и Эрно Дохнаньи. Впрочем, на этом формальное образование музыканта и закончилось. Вскоре молодой пианист, мечтавший стать дирижёром, уже трудился в пыльных классах Будапештской оперы в качестве репетитора, разучивая за роялем с певцами их партии. Только два события могли развеять скуку тех лет: в 1936 году он был назначен ассистентом дирижёра Эриха Лайнсдорфа - кто, в свою очередь, ассистировал Тосканини на Зальцбургском фестивале (курьёзно, что в знаменитой "пиратской" записи "Волшебной флейты" 1937 года можно услышать Шолти: он исполнял "глокеншпиль" для Папагено). А в следующем году, в возрасте двадцати пяти лет, Шолти продирижировал своей первой оперой: моцартовской "Свадьбой Фигаро". Первому опыту суждено было стать и последним на долгие восемь лет, ибо именно в этот день - 11 марта 1938 года - гитлеровские войска вошли в Австрию.
…Начало войны застаёт Шолти в швейцарском городе Люцерне. Мать успела предупредить его телеграммой, чтобы он "и не думал возвращаться". В одно мгновение оказавшийся без работы, без денег, музыкант должен был запрятать свои амбиции, как говорится, "в долгий ящик". Не найдя возможности для дирижёрской работы в Швейцарии, Шолти вновь усаживается за рояль - и в 1942 году выигрывает международный фортепианный конкурс в Женеве. Первый приз приносит ему деньги, которых, при экономном расходовании, хватает на жизнь в течение пяти месяцев…
В 1946 году американские военные власти приглашают его продирижировать бетховенским "Фиделио" - сгорая от желания поскорее заняться дирижированием, Шолти устремляется в Мюнхен, прекрасно сознавая, что идёт "ва-банк" - практический его опыт в этой области был почти равен нулю. Но успех превосходит все ожидания, и он получает пост музыкального директора Баварской Оперы, где и проработал шесть лет, заложив фундамент как прекрасной репутации Мюнхенской Оперы в послевоенные годы, так и превосходного её репертуара.
В 1947 году Шолти дебютирует в области грамзаписи: в качестве пианиста - в ансамбле со скрипачом Георгом Куленкампфом, и, как дирижёр - с оркестром Цюрих Тонхалле. Через пять лет Шолти переезжает во Франкфурт, где в должности генеральмюзикдиректора возглавляет как оперу, так и симфонические концерты - и здесь, пожалуй, он в первый раз осознаёт себя не только оперным, но и симфоническим дирижёром.
…Звёздный час в карьере дирижёра наступает в 1961 году, с назначением его музыкальным директором лондонского "Ковент-Гардена". Он объявляет о своём намерении сделать Королевскую оперу "просто лучшим оперным театром мира" - и нашлось очень немного тех, кто не признал бы его очевидных и значительных успехов на этом поприще. В 1972 году он принимает британское гражданство, и - за свои заслуги в развитии музыкального искусства - удостаивается рыцарского звания.
В 1969 году, получив в своё распоряжение "Чикаго Симфони", Шолти обнаружил блестящий в техническом отношении оркестр, потерявший вдохновение и огонь - равно, как и репутацию. С огромными воодушевлением и энергией, столь свойственными ему до самых последних дней (среди музыкантов он пользовался славой блестящего, но задиристого и острого на язык маэстро), он принялся за работу. Профессионализм дирижёра, увлечённость и любовь к музыке творили чудеса: в 1971 году воспрянувший и буквально "помолодевший душой" оркестр получил восторженный приём критики во время своего европейского турне и феерическую славу по возвращении в Штаты. Международное признание оркестра росло; Шолти и чикагцы получили известность, как лучшие дирижёр и оркестр Америки; в Европе же критика сравнивала их только с Берлинер Филармоникер во главе с Караяном, давним соперником Шолти.
Не вдаваясь в подробные анализы, можно сказать, что так называемое "фирменное" оркестровое звучание Шолти всегда отличалось небывалыми мощью и интенсивностью, при этом - небывалой точностью и динамической палитрой, включавшей все оттенки от тончайших пианиссими до грандиозных фортиссимо. Особым "фирменным знаком" Чикагского оркестра стало великолепное, мягкое и гибкое звучание инструментов медной группы. Хотя некоторые записи Шолти и обнаруживают порой некоторую сухость, чрезмерную расчётливость или неоправданные динамические перепады - тем не менее, глубокая лиричность и обезоруживающие искренность и глубина чувств всегда отличали его трактовки, особенно - в последние годы.
Записи выдающегося маэстро, сэра Джорджа Шолти (имевшего эксклюзивный контракт с фирмой "Декка"), были проданы по всему миру в количестве, далеко превысившем тридцать шесть миллионов экземпляров. Он был первым дирижёром, полностью записавшем вагнеровскую тетралогию "Кольцо Нибелунгов" с такими певцами, как Биргит Нильссон, Ханс Хоттер и Регина Криспин - это более, чем 14-часовая запись, ставшая классикой на все времена. Среди множества призов и наград, присуждённых Шолти, он двенадцать (!) раз завоёвывал престижный "Grand Prix Mondiale du Dicque" и получил более тридцати "Grammy Award" - это больше, чем любой иной музыкант, причём, как в классическом жанре, так и в рок-, поп-, или джазовом направлениях. Последним его "Грэмми" стал пожизненный титул, присуждённый великому дирижёру за год до его смерти.
…Мне посчастливилось видеть маэстро за пультом в "Ковент-Гардене" и общаться с ним после спектакля. Поражало то, что правая рука Шолти вела оркестр с чёткостью и ясностью метронома (никаких там "жестов сеятеля" или "экспрессивных" размахов на манер ветряной мельницы) - но мягкая левая рука, и куда в большей степени - глаза его, движение корпуса, а также то не вполне осознанное явление, что мы подчас определяем смутным термином "посыл" - творили с оркестром и певцами чудеса. Удивительно, что после спектакля Шолти вовсе не выглядел уставшим, "выдохшимся", "загнанным". Он веселился и радовался, как будто только что получил огромное удовольствие. А как он ещё умудрялся разделить это удовольствие и с музыкантами, и со зрителями - Бог его знает. Маэстро Божьей милостью.
"Кольцо нибелунга" Р. Вагнера. Записи 1958-1964 годов. Decca.
Венский филармонический оркестр. Солисты: Б.Нильсон, К.Флагстад,
В.Виндгассен, Д. Фишер-Дискау, Х.Хоттер, Д.Лондон, К.Людвиг,
Г.Нейдлингер, Г.Фрик, С. Сванхольм, К.Бёме, Д.Сазерленд, Р.Креспен,
Д.Кинг и др.)
"Дон Карлос" Д. Верди. Запись 1964 года. Decca. Оркестр театра
"Ковент-Гарден". Солисты: К.Бергонци, Р.Тебальди, Г.Бамбри,
Д.Фишер-Дискау, Н.Гяуров, М.Тальвела.
"Свадьба Фигаро" В. Моцарта. Запись 1981 года. Decca.
Лондонский филармонический оркестр. Солисты: С.Рэми, Л.Попп,
Т.Аллен, К.Те Канава, Ф.фон Штаде, Ж. Бербье, К.Моль, Р.Тир.
"Женщина без тени" Р.Штрауса. Запись 1991 года. Decca. Венский
филармонический оркестр. Солисты: Ю.Варади, П.Доминго, Х.Беренс,
Ж.ван Дам, Р.Рункель.