Сказать, что выдающийся мастер живописи Николай Рерих - своеобразная фигура русского искусства, значит почти ничего не сказать. Рерих был философом от искусства, мыслителем. Его творчество исследует целые пласты духовности народов. В конце жизни мастер, поселившийся в Индии занимался постижением восточной мудрости. По некоторым источникам, ему удалось проникнуть в Шамбалу и получить сокровенные знания.
Хорошо сказал о художественном творчестве Рериха яркий историк искусства и критик Сергей Маковский, сын известного художника Константина Маковского: "Есть художники, познающие в человеке тайну одинокой личности. Они смотрят пристально в лица людей, и каждое лицо человеческое - мир.
Отдельный от мира всех. И есть другие: их манит тайна души слепой, безликой, общей для целых эпох и народов, проникающей всю стихию жизни, в которой тонет отдельная личность, как слабый ручей в темной глубине подземного озера <...> цель - символ, открывающий за внешним миром мистические дали..." И далее Маковский пишет, что именно ко второму типу художников принадлежит Рерих - "У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они - безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной, они слиты со стихией жизни в туманах прошлого...". Близкий к "Миру искусства", а одно время и входивший в это объединение, Рерих разделял страсть своих соратников к прошлым векам. Три темы интересовали его: Древняя Русь, Западное Средневековье и Восток.
Эти темы не могли не отразиться и в его театрально-декорационных работах. Эта область не являлась для Рериха главнейшей, он сравнительно немного работал в этом жанре, но вклад его в театральную живопись был значительным. Если перечислить музыкальные оперные спектакли (как осуществленные на сцене, так и нет), которые он оформил, то содержание списка окажется весьма очевидным, учитывая склонности и направление творческой мысли художника. "Снегурочка", "Псковитянка" и "Китеж" Римского-Корсакова, "Князь Игорь" Бородина, "Валькирия" и "Тристан и Изольда" Вагнера - в этих операх как раз и заключаются все те темы, о которых шла речь выше.
В "Снегурочке", к которой художник обращался целых четыре раза начиная с 1908 года, художника волновало, по выражению профессора И.Лапшина "космическое чувство слияния с природой". Осуществленным оказался лишь один спектакль 1919 года в Чикаго.
Несколько раз Рерих оформлял и "Князя Игоря", где древнерусская стихия сочеталась с колоритом Востока. Наиболее известны его работы для дягилевских Русских сезонов 1908-1909, 1914 и 1919 гг. В первом и последнем спектаклях сценическое воплощение получили только "Половецкие пляски".
Александр Бенуа писал по поводу его "Половецкого стана": "...декорация производила громадное впечатление. Созданный Рерихом по "принципу панорамы", лишенной боковых кулис, этот фон с его золотисто-алым небом над бесконечной далью степей, с его дымами, столбами подымающимися из пестрых кочевых юрт, - это было то самое, что здесь надлежало быть!".
Среди оперных работ Рериха выделяется своей изумительной красотой занавес для симфонической картины "Сеча при Керженце" для дягилевской постановки "Сказания о невидимом граде Китеже" в парижском театре Шатле (1911). Поражающее яркой декоративностью, это полотно в то же время наполнено драматизмом и несет в себе черты монументальности, присущей иконописи.
Театральные работы Рериха (художник создал также ряд драматических и балетных спектаклей) вошли в сокровищницу русского искусства Серебряного века.
Иллюстрации:
А.Головин. Портрет Н.Рериха. 1907.
Н.Рерих.
- Эскиз к опере "Валькирия". 1907. Постановка не осуществлена.
- Эскиз к опере "Снегурочка" для Ковент-Гардена. 1919. Постановка
не осуществлена.
- "Половецкий стан". Постановка 1909 г. Париж. Театр Шатле.
- "Сеча при Керженце".Занавес. 1911 г. Париж. Театре Шатле.