Вот и до нас дошла эта выдающаяся опера, трудная судьба которой наглядно характеризует всю противоречивость художественного процесса и художественного восприятия в мире искусства. И оперное искусство здесь не составляет исключения.
6 октября в Театре оперы и балета санкт-петербургской Консерватории спустя почти полтора века после создания состоялась русская премьера полной версии оперной дилогии Гектора Берлиоза "Троянцы".
Нельзя сказать, что данное событие прошло совсем незамеченным. Несколько рецензий (О. Манулкиной, А.Парина, Г. Садых-Заде и др.) во второстепенных средствах массовой информации - такова реакция театрально-музыкальной общественности на этот факт. То ли неверие в творческие силы раздираемого страстями (отнюдь не баховского масштаба) театра, ведущего борьбу со своей Alma mater, то ли убожество вкуса тому причиной, но важнейшее культурное явление осталось заслоненным разного рода визитами оперных пенсионеров и премьерами более респектабельных коллективов. А ведь его значение (независимо от того, как оценивать качество постановки) трудно переоценить. Знаменитый скрипач (теперь ставший и оперным дирижером) Сергей Стадлер выполнил эту важную культурную миссию - честь ему и хвала!
Впрочем, когда мы кратко изложим тернистый путь этого сочинения к своей славе, наша российская дремучесть не покажется уж такой ужасной.
Автор, к сожалению, не имел пока возможности ознакомиться с петербургской постановкой (хотя отклики вышеназванных рецензентов настраивают на оптимистический лад). Поэтому речи о конкретной премьере не пойдет. Упомянем только важнейших ее соавторов: сценическое решение предложил известный питерский театральный режиссер Виктор Крамер; сценография Александра Шишкина; художник по свету - Глеб Фильштинский (пожалуй, один из наиболее известных мастеров в этой области). Главные партии Кассандры и Дидоны исполнили соответственно Галина Шульга и Людмила Воробьева. В роли Энея - И.Володин. Необходимо также упомянуть хормейстеров постановки, в которой хор имеет такое большое значение, - А.Федосцева и В.Полякова. Кстати, роль хора подчеркнута превосходным режиссерским ходом: на сцене установлены вертикальные металлические конструкции-клети, в которых расположены хористы, каждый на своем уровне. Такое расположение подчеркивает его "античную" значимость, одновременно решая проблему постоянного присутствия на сцене.
Повторю, однако, что эта статья не столько о премьере, сколько - размышления по ее поводу.
У большинства опер Гектора Берлиоза трудная судьба. Ни одна из них не стала популярной в таких масштабах, которые соответствовали бы значимости композитора в истории музыки. Лишь "Осуждение Фауста" (оратория, превращенная в оперу Раулем Гюнсбургом в Монте-Карло в 1893 году) - закрепилось в репертуаре музыкальных театров. Только в последние 30 лет прочную славу стали, наконец, обретать "Троянцы". На примере этого сочинения можно понять причины такой несправедливости по отношению к оперному творчеству мастера.
"Троянцы" были сочинены композитором в зрелый (если не поздний) период его творческого пути. Задумывались они как "национальная опера", символ французского искусства. Как говорил сам композитор, такие сочинения необходимы для "больших музыкальных торжеств". Острое ощущение соперничества с Вагнером, его идеями было одним из "двигателей", толкавшим Берлиоза на осуществление такого замысла. Другим побудительным мотивом стала давняя любовь к "Энеиде" Вергилия. Однако, он долго не решался приняться за этот труд, зная сколько страданий приносили ему оперы, пока подруга Ф.Листа княгиня Каролина Сайн-Витгенштейн - женщина глубокого ума и утонченная натура - не уговорила его все же приняться за сочинение.
Есть еще и чисто музыкальные источники вдохновения, ощущаемые в этом колоссе. Это любовь к К.В.Глюку, Г.Спонтини, шедеврам французской лирической трагедии. Среди вдохновляющих примеров для композитора было также творчество Генделя. Такой сплав музыкальных идей невольно вел к эклектичности (разумеется, "высокой"), усложнял восприятие. Насыщенность музыкальной ткани, отсутствие простых и броских мелодий, многоцветье стилистистики произведения, лишенного качеств, необходимых для "заигрывания" со слушателем, а также многословие - вот те особенности, которые "мешали" (в определенном смысле) быстрому успеху опер Берлиоза, и "Троянцев" прежде всего. На французской художественной почве (с ее лирической сущностью) эти качества давали особо "гремучую" смесь, которой, возможно не было бы на немецкой.
Если попытаться коротко охарактеризовать драматургию музыкального развития этого эпического полотна, то получается такая картина: Берлиоз не пошел ни по вагнеровскому пути (непрерывное развитие), ни по пути типично французскому (отдельные номера). Опера состоит из больших сцен и мелодизированных речитативов. В ней ощущается синтез классического и романтического искусства. Эпические моменты сочетаются с лирическими сценами. Как всегда во французской опере - присутствуют хореографические эпизоды. Надо признать определенную неровность отдельных эпизодов, наличие длиннот, приводящих к рыхлости формы.
В "Троянцах" Берлиоз исключительно изобретателен в оркестре. Так, например, в финале 1-го действия он виртуозно изображает приближение процессии к городу с помощью трех сценических оркестровых групп, расположенных за кулисами с разной степенью удаленности от зрительного зала. Композитор применяет и редкие инструменты: провансальский барабан (имитирующий древнеегипетские ударные инструменты, сопровождающий балет нубийских рабов), целое семейство саксофонов (впрочем, тогда за эту новинку, изобретенную А.Саксом, хватались и другие композиторы).
Любопытна хронология сочинения отдельных эпизодов пятиактной дилогии. Берлиоз начал со знаменитого любовного дуэта из 4-го акта (Дидона и Эней) - самого лучшего места в опере. Затем был сочинен 1-й акт, завершающийся чудесным Троянским маршем, во время которого в город вводят троянского коня (единственный лейтмотив в опере). Далее последовали квинтет и сцена Королевской охоты из 4 акта. То есть, многие лучшие страницы оперы были сочинены сразу. Разумеется, в опере есть много других прекрасных эпизодов (сцена прорицания Кассандры, ее дуэт с Хоребом из 1 части; сцена Энея с призраками, предсмертная ария Дидоны, дуэт двух часовых из 2 части и т. д.).
В итоге родилось огромное полотно - две части, основанные на двух эпизодах из Вергилия - "Падение Трои" и "Троянцы в Карфагене" (о сюжете дилогии см. Энциклопедический словарь "Опера", М. 1999, стр. 410). Труд был завершен 7 апреля 1858 г.
Сразу же начались мытарства. Все попытки поставить оперу в "Гранд опера" оканчивались неудачей, несмотря даже на испрошенную аудиенцию у Наполеона III. Тем временем, в 1861 в Париже проваливается "Тангейзер" Вагнера, но вряд ли это обстоятельство могло утешить Берлиоза.
Наконец, в 1863 г. Леон Карвальо, директор "Театра-лирик" предлагает Берлиозу поставить заключительные три акта эпопеи. Берлиоз вынужден согласиться, оставив мечты о главной сцене Парижа. Ему пришлось осуществить некоторые переделки. Была сочинена оркестровая прелюдия, своеобразное симфоническое Ламенто с темой Троянского марша (без хора), как бы рассказывающее о предыстории действия (взятие Трои), а также с мотивом из дуэта Кассандры и Хореба, переданным деревянным духовым инструментам.
4 ноября 1863 под названием "Троянцы в Карфагене" 3 акта были показаны публике и имели неплохой успех (22 представления). Первая часть ждала своего часа еще 16 лет. Наконец, в год десятилетия со дня смерти Берлиоза, 7 декабря 1879 года состоялось концертное исполнение "Падения Трои" в парижском театре "Шатле".
Как это часто бывает, премьера полной версии оперы состоялась на чужбине, в Германии. В декабре 1890 года выдающийся дирижер Феликс Мотль исполнил "Троянцев" в Карлсруэ на немецком языке (схожая "немецкая" судьба была, например, и у "Самсона и Далилы" Сен-Санса). Только в 1906 состоялась премьера оперы на французском языке в Брюсселе.
Историческое возрождение шедевра Берлиоза началось только во 2-й половине 20 столетия. В 1957 году Рафаэль Кубелик, бывший тогда музыкальным директором "Ковент-Гардена" исполнил в этом театре дилогию, после чего постепенно началось ее триумфальное шествие по мировым оперным сценам.
В 1969 году к 100-летию со дня смерти Берлиоза появилось полное научно выверенное издание партитуры "Троянцев". В том же году опера была поставлена в полном виде в "Ковент-Гардене" (дирижер Колин Дейвис). В 1973 году Кубелик, ставший к тому времени музыкальным директором Метрополитен-опера, исполнил здесь "Троянцев". Среди важнейших постановок также спектакли Венской "Штаатсопер" (1976), "Ла Скала" (1982), франкфуртская постановка 1983 года (дирижер Михаэль Гилен). В том же году новую постановку осуществил Метрополитен-опера (дирижер Джеймс Ливайн). "Троянцы" исполнялись на открытии парижской Оперы Бастилии в 1990 году (дирижер Мюнг Ван Чунг). Среди последних постановок спектакль Зальцбургского фестиваля-2000 (дирижер Сильвен Кэмбрелинг).
Нельзя сказать, что в России совсем не знали эту оперу. В 1899 году попытку освоить произведение Берлиоза (точнее - его вторую часть "Троянцы в Карфагене") предпринял Большой театр (дирижер И.Альтани, режиссер Л.Барцал). Спектакль прошел 12 раз и в 1904 был снят с репертуара, не оставив заметного следа в истории русского оперного искусства.
Если еще раз вернуться к нынешней российской премьере, то напрашиваются следующие мысли. Освоение таких масштабных произведений - дело не одного дня, не одной постановки. Должна возникнуть традиция исполнения и восприятия (что не менее важно). Конечно, нужна и масштабная сцена - от этого никуда не деться. Все это впереди.
Иллюстрации:
Гектор Берлиоз в 1867 году. С фотографии, сделанной в Петербурге.
"Троянцы" в Метрополитен-опера. 1983 год.
"Троянцы в Карфагене" в Большом театре. 1899 год.