Очередной материал Ирины Сорокиной посвящен появлению на оперной "карте" Италии нового музыкального театра. Это происходит весьма редко и, естественно, привлекло наше внимание.
Шестьдесят лет молчали музы в прекрасном приморском городе Анкона, хорошо известном если не российскому меломану, то российскому путешественнику и "челноку". Анкона - земля музыкантов, в нескольких километрах отсюда родились Перголези и Спонтини, не говоря уже о менее известных широкой публике композиторах, Лауро Росси и Персиани.
Театр Муз открыл свои двери публике в 1827 году и по сей день сохранил гармоничный неоклассический фасад. Но за фасадом мало что оставалось: война и землетрясение сделали свое дело. А уже после них свой вклад в столь долгое молчание муз внесла печально знаменитая итальянская бюрократия. И вот наконец-то Театр Муз восстановлен и открыл свои двери публике 13 октября 2002 года.
На торжественное открытие приехал Филармонический оркестр театра Ла Скала во главе с великим дирижером Риккардо Мути. Появились и афиши оперного сезона: в программе "Идоменей, царь Крита" Моцарта, "Лючия ди Ламмармур" Доницетти, "Мадам Баттерфлай" Пуччини с участием таких известных певцов, как Мариэлла Девиа, Даниэла Десси, Патриция Чофи, Фабио Армилиато, Акилес Мачадо.
"Идоменей" (премьера состоялась 6 ноября) привлек внимание всех: публики и критиков. Опера эта не так часто появляется на афишах. В области Марке (кстати, знаменитой своими театрами), центром которой является Анкона, "Идоменей" не ставился ни разу. Нынешняя постановка хочет напомнить тот факт, что в 1770 году, во время своего первого итальянского путешествия, юный Моцарт посетил Анкону и недалекий от нее Лорето.
Это грандиозное зрелище, на создание которого брошены впечатляющие артистические силы. Изумительный дизайнер и знаменитый режиссер Пьер Луиджи Пицци выступает в качестве постановщика и сценографа спектакля. Это его первая встреча с Моцартом. В первый раз появляется в драматической роли Электры прославленная виртуозка Мариэлла Девиа, до того певшая партию Илии. Интерес вызывают и другие имена на афише: американский тенор Чарльз Уоркмен, сопрано Эва Меи и меццо-сопрано Франческа Проввизионато.
Море, играющее основную роль в жизни такого города, как Анкона (даже Театр Муз расположен почти на берегу, в нескольких десятков метров от воды), становится главным героем спектакля Пицци. Яркий и чистый белый фон, заменяющий задник, окрашивается в соответствии с драматической ситуацией в голубые, сиреневые, жемчужные, палевые тона. Из вздымающихся волн, которые чудесным образом не выглядят бутафорскими и фальшивыми, появляется Нептун с трезубцем. Во вздымающиеся волны погружается корабль царя Идоменея.
Многое из этого уже было в предыдущих спектаклях знаменитого мастера, в недавнем "Танкреде" на Россиниевском фестивале в Пезаро, или в "Моисее" в Опере Монтекарло. Чистые фоны, пересекающие сцену лодки, использование контрастных цветов. Но, как подобает великому художнику, Пицци "вечно тот же, вечно новый". Легкая и чистая красота его спектаклей заставляет пережить незабываемые моменты и тех, кто в первый раз слышит его имя, и тех, кто десятилетиями следит за его карьерой.
Так в "Идоменее" глаз не может оторваться от ослепительной белизны фона, боковых лестниц, служащих для симметричного размещения хора, стройных колонн. Художник погружает зрителя в идеальный мир, вдохновленный образами античности и классицизма, но им преображенный. Сверкающая белизна декораций контрастирует с глухой чернотой костюмов: Идамант затянут в черную кожу, Илия в элегантное длинное черное платье, мужской хор одет в черные туники до колена, женский - в свободные черные длинные наряды. В атмосфере строгого контраста белого и черного тревожным пятном выглядит Электра в простом лиловом платье и перчатках (согласно поверью, лиловый цвет предвещает несчастье). На лицах у артистов белила - еще одна деталь, говорящая о связи с театром минувших времен.
Вкус, отточенность, изящество и рафинированность отличают постановку Пицци, в которой красота идеально сочетается со сценическими "чудесами". "Чудом" кажется обнаженный Нептун - мим, покрытый белилами с целью подчеркнуть совершенство мускулатуры, и как две капли воды похожий на прекрасную античную статую. "Чудесными" кажутся морские волны, живые и одновременно словно высеченные из мрамора.
Все участники спектакля прониклись возвышенным духом мифа и древней трагедии и естественно живут в контрастном черно-белом мире Пицци. Чарльз Уоркмен, высокий и виртуозный тенор с несколько искусственным тембром, особенно удачно вписывается в спектакль: его Идоменей предстает величественным без ложного пафоса, живым и трогательным. Знаменитая трудная и длинная ария полностью заслуживает горячие аплодисменты публики, а тонкость проникновения в стиль Моцарта вызывает восхищение. Точно так же оправдывает самые смелые ожидания Мариэлла Девиа: в роли Электры она утрачивает присущую ей холодноватость, пылает страстью, вызывает сочувствие, а кружево бельканто, которое она плетет, проникнуто истинным драматизмом. Изысканна и очень музыкальна влюбленная пара - Илия Эвы Меи и Идамант Франчески Проввизионато.
Филармонический оркестр области Марке под управлением Герарда Корстена звучит полно, драматично и блестяще, и отличную подготовку демонстрирует Оперный хор "В. Беллини", в активе которого участие в спектаклях фестиваля в Мачерате.
Успех грандиозный, в полном соответствии с грандиозным стилем постановки. Таким "Идоменеем" могли бы гордиться крупные театры ранга миланского Ла Скала. Отныне оперный сезон в Анконе может войти в число престижных музыкальных мероприятий области Марке, таких, как Россиниевский фестиваль в Пезаро и фестиваль в Мачерате.
Декабрь 2002 г., Анкона — Верона