В итальянской прессе идет полемика относительно трех ключевых фигур национального музыкального искусства: Джузеппе Синополи, Риккардо Мути и Клаудио Аббадо. Их поступки кажутся взаимосвязанными, и речь идет не о музыкальных интерпретациях, а о политике. Не шаток ли трон художественного руководителя Ла Скала Риккардо Мути? Четырнадцать лет назад его с горечью оставил Клаудио Аббадо. Об этом и о многом другом размышляет журналист Энрико Арозио.
Маэстро Джузеппе Синополи по праву завоевал премию Оппортунист-2000. В присутствии президента Италии Карло Чампи, в новогоднюю ночь, он продирижировал государственным гимном, тем самым, что Риккардо Мути предпочел не исполнять 7 декабря на открытии сезона Ла Скала.
На груди Синополи сиял Большой Крест, орден, свидетельствующий о его заслугах перед Республикой. Синополи дирижировал оркестром RAI, итальянского радио и телевидения. Этот организм заражен старинным синдикализмом, который маэстро ненавидит. Не обошлись и без биса (увертюра к "Вильгельму Теллю"), хотя Синополи их никогда не любил: по его мнению, бисы разрушают атмосферу события.
Все описанное очень далеко от его характера и кажется осуществленным в пику Мути, с его отказом исполнить гимн. Мнения разделились: одни сочли, что Синополи воздал честь Республике, другие - что это пропагандистская акция. "Человек, предназначенный убить Мути, - конечно, не Синополи", - сардонически заметил известный своей требовательностью музыкальный критик Паоло Изотта.
В настоящий момент лучшие дирижерские палочки Италии находятся под пристальным светом прожекторов. И не по чисто музыкальным причинам. Сначала отказ Мути от исполнения гимна. Потом неожиданный флирт между Синополи и автором гимна Гоффредо Мамели, за несколько часов до того, как Мути предложил венской публике эпохальный новогодний концерт. В тот же день первого января Клаудио Аббадо сказал решительное "нет" летнему фестивалю в Зальцбурге. Причина: острые разногласия с его руководителем Жераром Мортье и режиссером, выбранным для новой постановки "Cosi fan tutte", Хансом Нойфельсом.
Подозрение в нарциссизме, однако, пока падает только на Синополи. За его плечами немалое поражение - уход с поста руководителя Римской Оперы. На этот пост его пригласил мэр Рима Франческо Рутелли в 1998 году с целью спасти одно из музыкальных предприятий Италии, находящихся в поистине катастрофическом состоянии: многомиллионнный дефицит, огромные и ненужные расходы и творческая продуктивность, сведенная к 70 мероприятиям в год.
Все это было хорошо известно Синополи, который, чтобы вдохнуть новую жизнь в увядшую структуру, решил применить жесткий метод лечения: создание нового филармонического оркестра рядом с уже существующим оркестром Оперы. Но проект напоролся на целый профсоюз, который римский мэр определил как "закрытый и неспособный" и сам Синополи как "консервативный, реакционный и корпоративный, носитель самоубийственных тенденций".
Синополи, как замечено в музыкальном мире, наделен организационным талантом, умеет создавать контакты и развивать их, но не является хорошим посредником. Франческо Сичилиани, еще один харизматический дирижер, называл его "Калиостро", но на самом деле Синополи - не политик.
Естественно предположить, что в новогоднюю ночь Синополи хотел показать себя в лучшем свете в присутствии главы государства, но что он замышляет против Мути и посягает на его пост руководителя Ла Скала - пустая выдумка. Синополи, согласно наиболее информированным "алхимикам" Ла Скала, всегда был в миланском театре приглашенным дирижером (он дирижирует здесь хотя бы один раз в год) и всегда вел себя с Мути в высшей степени почтительно.
Эти двое не демонстрируют взаимного обожания, но и не считают себя соперниками; скорее всего, они дополняют друг друга. Синополи - бородач, напоминающий раввинов, близорукий, интеллектуал. В Мути влюбляются женщины, он олицетворяет силу, инстинкт, средиземноморскую мужественность.
Первый, сосредоточенный на немецких романтиках и на Венской школе, с удовлетворением выставляет напоказ свою литературную компетентность, от Шнитцлера до Селина, и свою любовь к археологии. В последней области он исследователь и коллекционер.
Другой, сумевший вызвать к новой жизни целый сонм оперных классиков и менее одержимый манией экспериментаторства, предпочитает высказываться в музыке. Синополи, напротив, часто повторяет эффектные фразы типа: "В Бахе узнается один из ликов того, кото мы называем Богом". С Мути его объединяет одна вещь: часть немецкого репертуара, начиная с Вагнера. И ничего более. Даже профессиональный календарь. У Мути контракт с Ла Скала, который возобновляется сам собою, и он уже объявил о том, что останется в Милане еще минимум на пять лет, хотя Нью-Йоркский Филармонический Оркестр, во главе которого стояли Бруно Вальтер и Артуро Тосканини, предложит ему руководство в 2002 году, когда истечет срок пребывания на этом посту Курта Мазура.
Что касается Синополи, с 1992 года руководителя Staatskapelle в Дрездене, то с 1998 он связан с фестивалем "Флорентийский музыкальный май" и является постоянно приглашенным дирижером Байрейтского фестиваля. В этом году он будет дирижировать там новым "Кольцом". Кроме того, в ближайшие месяцы в его расписании также "Лоэнгрин" во Флоренции, "Ариадна на Наксосе" и новый "Тристан" в Ла Скала, гастроли в Японии с Венской Staatsoper. Синополи и Мути разделяет и дискографическия индустрия: первый - ключевая фигура великой Deutsche Grammophon, второй связан с EMI и Sony. Так что если ведущие звукозаписывающие фирмы по мановению небесной руки не повлияют на художественное руководство оперных театров, прибытие в Милан Синополи в ближайшем будущем невозможно.
Тот самый Милан, который Клаудио Аббадо с горечью оставил в 1986 году, в самом разгаре эры Беттино Кракси. Но его уход не имел ничего общего с политикой. Аббадо, претендуя усовершенствовать оркестр Ла Скала, столкнулся с самой консервативной и корпоративной его частью. Последняя потребовала, чтобы контракт Аббадо не возобновляли, и тогдашний суперинтендант Бадини, социалист до мозга костей, не смог найти пути к примирению.
Прошло много лет, с тех пор как Аббадо далеко: поначалу в Вене, а с 1989 года во главе Берлинского филармонического оркестра, наследник Фуртвенглера и Караяна. Ныне Аббадо смотрит на перипетии итальянской музыкальной жизни отстраненно. В течение многих лет он был близок к Итальянской коммунистической партии, которая защитила его от нападок христианских демократов на такой скользкой территории, как налоги. Он оставил всякую борьбу. В Берлине он заявил журналу "Der Spiegel", предназначенному немецким ушам, что "никогда не был коммунистом", и итальянское ухо уловило в этом заявлении фальшивые ноты.
Но уже в течение многих лет этот избегающий людей и очень серьезный дирижер, отличающийся тонкостью культуры, не дает поймать себя в ловушки средств массовой информации. Он сохраняет прочные связи с Больцано (выступая с Малеровским оркестром, им основанным) и Феррарой, где работает его дочь Алессандра (племянник Роберто - дирижер в Мюнхене). У него все еще много друзей, начиная со знаменитого пианиста Маурицио Поллини. Когда может, он отдыхает в своем имении в Сардинии, среди мирт и можжевельников.
Нет, Милан и Ла Скала представляются далекими Клаудио Аббадо, который в 2002 году оставит трон Берлинского филармонического англичанину Саймону Рэттлу. И Аббадо выразил намерение покончить с постоянным местом работы и посвятить себя свободной профессии. Так что 2000 музыкальный год открылся выходками нарциссического толка. Но не видно даже и тени узурпатора трона короля Риккардо.
Журнал "L'Espresso"
Публикация и перевод с итальянского Ирины Сорокиной
На фото:
Д. Синополи, Р. Мути, К. Аббадо