22 ноября в немецком Аугсбурге скончалась выдающаяся австрийская певица хорватского происхождения Сена (Сребренка) Юринац. Она родилась 24 октября 1921 года в боснийском городе Травнике в семье врача. Мать певицы — боснийка из Вены.
Юринац училась в Музыкальной академии Загреба. Там и дебютировала в оперном театре в 1942 году в партии Мими. В 1944 К.Бём приглашает ее в Венскую оперу, где она дебютирует в 1945 в первом послевоенном сезоне в «Свадьбе Фигаро» (партия Керубино).
Карьера Юринац блистательна. Диапазон ее голоса позволял ей впечатляюще исполнять не только сопрановые роли (это ее основное певческое амплуа), но и некоторые партии меццо. Прославилась она преимущественно в моцартовском и штраусовском репертуаре.
Хотя ее послужной список включает в себя множество и других партий, в т. ч. и русского репертуара (Марина, Татьяна, Лиза).
В 1947 она появляется в составе гастрольной труппы Венской оперы на сцене Ковент-Гардена (Дорабелла). В 1948 дебютирует в Ла Скала (Керубино). В дальнейшем неоднократно выступает на главной итальянской сцене (Октавиан, Керубино, Эвридика в «Орфее и Эвридике» Глюка, Анджелика в «Сестре Анджелике» Пуччини, Елизавета в «Тангейзере» и др.).
С 1949 на протяжении ряда лет поет на Глайндборнском фестивале (моцартовские партии – Фьордилиджи, Донна Анна. Донна Эльвира, Графиня и Керубино, Илия в «Идоменее».
Особая страница творческого пути певицы – Зальцбургские фестивали, в которых она принимала участие с 1947 года (Дорабелла, Марцелина в «Фиделио», Елизавета в «Дон Карлосе», Октавиан в «Кавалере розы», Графиня, Композитор в «Ариадне на Наксосе» и др. В 1960 участвовала в открытии нового зальцбургского Фестшпильхауса (Октавиан). В 1959 состоялся американский дебют певицы в Сан-Франциско (Мадам Баттерфляй). В 1961 певица имела феерический успех в Ковент-Гардене в партии Леоноры в «Фиделио» под управлением О.Клемперера с участием Д.Викерса, Г.Фрика, Х.Хоттера и др.). Участвовала она и на фестивале в Байрёйте (1957, Ева).
В числе ее лучших партий также Дездемона, Памина, Маршальша, Енуфа, Ифигения в «Ифигении в Тавриде» Глюка. Среди неожиданных опытов певицы партия Манон в опере Массне (1950, Гамбургская опера). В более поздний период своей карьеры она исполняла также партии Тоски (1966, Вена и др.), Леоноры в «Силе судьбы». Завершила свои выступления певица в 1982 в Венской опере партией Маршальши.
Среди лучших записей партия Графини под управлением Гуи (1955, Глайндборн, studio), Октавиана под управлением Караяна (1960, Зальцбург, live).
Неоднократно выступала певица со своим первым мужем, выдающимся бас-баритоном Сесто Брускантини, в частности в «Свадьбе Фигаро» (1955, Глайндборн; 1968, Рим).
В 1965-66 гг. пела партию Марины под управлением Караяна на Зальцбургском фестивале.
К ярким достоинствам певицы можно отнести сочный и чистейший голос широкого диапазона, выдающуюся музыкальность, позволявшую ей добиваться тончайшей нюансировки и изысканности стиля.
На фото: Сена Юринац в «Кавалере роз». Фотограф: ITV/Rex Features