Выдающийся немецкий дирижер, крупнейший интерпретатор музыки Вагнера и Р.Штрауса, Рудольф Кемпе родился 14 июня 1910 года в городке Нидерпойрице под Дрезденом. Его семья была далека от музыки, однако мальчик рано проявил свои музыкальные способности и уже с шести лет играл на фортепиано, позднее взял в руки скрипку. В 1924-28 гг. он учился в орекестровой школе при Дрезденской государственной капелле по классам фортепиано, гобоя (у 1-го гобоиста капеллы и.Кёнига), композиции и дирижирования.
В 1928 молодой музыкант получил место 1-го гобоиста в оперном театре Дортмунда. Вскоре он получает приглашение в лейпцигский оркестр Гевандхауз на ту же позицию, а также выступает в Лейпцигской опере.
Здесь Кемпе зарекомендовал себя исключительно высоко и в 1935 на одной из репетиций «Свадьбы Фигаро» дирижер П.Шмиц предложил гобоисту продирижировать 2-м актом, что начинающий маэстро сделал с успехом. После этого ему был предложен дебют в качестве оперного дирижера в «Браконьере» А.Лорцинга.
После этого дебюта Кемпе решает полностью посвятить себя опере. Он проработал в Лейпцигском театре до 1942 года (среди постановок «Арабелла» Р.Штрауса, «Свадьба Фигаро», «Кармен», «Вольный стрелок», Мадам Баттерфляй» и др.).
В 1942 Кемепе призывают в армию, но вскоре он получает разрешение вновь посвятить себя любимому делу. В 1942-48 дирижер работает в оперном театре Хемница (с 1946 музыкальным руководителем и главным дирижером). Затем один сезон 1948/49 Кемпе проводит в Веймарской опере. В 1949 Йозеф Кайлберт приглашает его в Дрезденскую оперу и Государственную капеллу. После ухода Кайлберта в 1951 он становится главным дирижером прославленного театра. Одновременно в 1951-52 маэстро выступает в Венской опере, где обретает мировую известность. Среди его постановок в Вене «Волшебная флейта», «Симон Бокканегра» Верди, «Каприччио» Р.Штрауса. В 1952-54 Кемпе возглавляет после Г.Шолти Баварскую оперу в Мюнхене, являясь ее музыкальным руководителем. В этот период он с блеском проводит гастроли Баварской оперы в Ковент-Гардене (1953), где исполняет «Арабеллу» и «Любовь Данаи» Р.Штрауса (английская премьера с участием жены маэстро певицы Элизабет Линдермейер). После гастролей Кемпе получает приглашение директора Ковент-Гардена Дэвида Уэбстера стать главным дирижером театра, однако отклоняет его. Впрочем, на протяжении последующих 13 лет вплоть до сезона 1965/66 гг. он, практически ежегодно выступает в Ковент-Гардене как приглашенный дирижер, начав свою карьеру «Саломеей» Р.Штрауса в 1953 (с непревзойденной Любой Велич в заглавной партии) и завершив ее в 1965/66 «Парсифалем» Вагнера. В 1954 Кемпе осуществляет на этой сцене постановку «Кольца нибелунга» Вагнера. Среди других спектаклей (в хронологическом порядке) «Электра» Р.Штрауса, «Фиделио» Бетховена, «Мадам Баттерфляй», «Кавалер розы» Р.Штрауса, «Тангейзер», «Турандот», «Волшебная флейта», «Бал-маскарад» Верди, «Аида», Вольный стрелок» Вебера, «Молчаливая женщина» Р.Штрауса, «Нюрнбергские мейстерзингеры».
В 1955 Кемпе дебютирует в театре Метрополитен оперой «Тангейзер». В течение двух сезонов он исполняет здесь также «Арабеллу» (американская премьера), «Нюрнбергских мейстерзингеров», «Тристана и Изольду» и «Кавалера розы». В том же году выступает на Зальцбургском фестивале в опере «Палестрина» Пфицнера.
Важнейшей вехой творческого пути маэстро стали его выступления на Байрейтском фестивале в 1960-67 гг. Дебютировал он «Кольцом», которое исполнял до 1963 года, в 1967 дирижировал «Лоэнгрином».
В 1960 Кемпе получает приглашение от лондонского Королевского филармонического оркестра, которым в то время руководил Томас Бичем, здоровье которого значительно ухудшилось. После смерти Бичема в 1961 маэстро становится руководителем этого оркестра (до 1975, с коротким перерывом в 1963 во время реорганизации коллектива), одновременно он является руководителем цюрихского оркестра Тонхалле (1965-73), Мюнхенского филармонического оркестра (с 1967) и, наконец, осенью 1975 года получает пост руководителя оркестра Би-Би-Си, однако вскоре скоропостижно умирает от инфаркта 12 мая 1976 года в Цюрихе.
Последние годы своей жизни Кемпе сосредоточился на симфонической музыке, его выступления в опере были редки. Среди них возвращение в Ковент-Гарден» в 1973 («Электра»), исполнение на фестивале в Оранже «Саломеи» (1974).
В 1979 в Лондоне посмертно выходят в свет мемуары Кемпе «Картины моей жизни» с предисловием Д.Фишера-Дискау.
Среди студийных записей Кемпе выделяются его работы с фирмой EMI. В их числе «Лоэнгрин» (солисты Д.Томас, Э.Грюммер, Д.Фишер-Дискау, К.Людвиг, Г.Фрик), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (солисты Р.Шок, Э.Грюммер, Ф.Франц, Б,Куше, Г,Фрик, Г.Унгер и др.), «Ариадна на Наксосе» (солисты Г.Яновиц, Т.Жилис-Гара, Д.Кинг, Т.Адам, П.Шрайер, Г.Прей и др.). Сохранилось также достаточное количество «живых» (live) записей маэстро, в т. ч. «Арабелла» (1953, Баварская опера, Л. делла Каза в заглавной партии), «Саломея» с парижским ORTF (солисты Л.Ризанек, Д.Викерс, Р.Хессе, Т.Стюарт), «Кольцо нибелунга» (1957, Ковент-Гарден, солисты Г.Хоттер, Б.Нильсон, Р.Винай, В.Виндгассен, и др.). Записано также байрейтское «Кольцо» 1960 года.
Творческий почерк Кемпе всегда отличался глубиной и структурной архитектоникой трактовок, ясной агогикой, мастерской нюансировкой и драматической насыщенностью звучания там, где это было необходимо. Кроме опер (среди которых доминировали сочинения Вагнера и Р.Штрауса) в сферу интересов выдающегося мастера входили также симфонические произведения Р.Штрауса, все симфонии Бетховена и Брамса, опусы Брукнера, Яначека, Дворжака, Чайковского и др.
На фото:
Рудольф Кемпе