Мы получили интересный материал из Израиля от Юлии Цодыкс, уже публиковавшейся в нашем журнале. Речь идет о концерте знаменитой Кири Те Канава на израильской земле. Предлагаем Вашему вниманию эту публикацию.
В детстве я думала, что она японка. Ее голос я слышала только на пластинках, а имя - Кири Те Канава - звучало для меня вполне как Чио-Чио-сан, Хонда или Судзуки. Потом я узнала, что всемирно известная певица родом из Новой Зеландии, что она - представительница коренной национальности маори, и ее необычное имя - именно оттуда.
Кири Те Канава родилась в 1944 году. Получила образование в Лондонском оперном центре, училась у знаменитого педагога вокала Веры Рожа. Обладательница лирического сопрано, она - непревзойденный интерпретатор героинь опер Моцарта, Верди и Рихарда Штрауса. В 1981 году по приглашению принца Чарльза пела на свадебной церемонии в соборе св. Павла. В 1982 году королева Британии удостоила ее титула Дамы.
Те Канава приехала на фестиваль Израиля ради единственного концерта, состоявшегося 19 июня 2001 года в Иерусалиме. В музыкально-критических кругах ее приглашение не вызвало бурного восторга. "Конечно, она звезда, но уже - увы - увядающая. Вот если бы она приехала хотя бы пять лет назад…". После концерта все они взяли свои слова обратно.
Билеты на концерт в "Биньяней ха-ума", были, однако, раскуплены с умопомрачительной быстротой. Но наша цель сейчас в другом - рассказать о пресс-конференции, которую знаменитая оперная певица Кири Те Канава дала израильским журналистам накануне концерта. То, что при столь небесном голосе можно быть еще и красавицей, и умницей, просто не укладывалось в сознании. Но это было именно так.
— Я давно хотела побывать в Израиле, и очень рада, что, наконец,
приехала. Мне нравится работать с замечательным молодым дирижером
Ашером Фишем и его великолепным оркестром.
- Какое влияние на вас оказало ваше маорское происхождение?
- Это очень сложный вопрос. В целом, я росла в западной традиции.
Когда-то, много лет назад, язык маори был запрещен. И мой отец -
настоящий маори - вырос со всеми этими ограничениями. Я думаю, тем
не менее, что для меня это было очень важно. Ведь мой характер -
типичный для культуры маори - спокойный и созерцательный.
- А что это значит - быть маори?
- "Есть врагов" и получать от этого удовольствие (смеется).
Некоторые представители народности сослужили нам плохую службу -
оттуда все истории про каннибализм, продажу женщин и тому подобное.
Читайте книги, и тогда вы поймете, насколько мы изменились. Все это
было очень давно. Теперь мы уже никого не едим.
- Что знали западные люди, жившие в Новой Зеландии, о представителях коренного населения?
- Немного. Вот даже мой отец учил меня читать по-английски,
итальянски и французски, но не на нашем языке. Он никогда не сказал
мне не единого слова на маори. Даже со своими родственниками
предпочитал говорить по-английски. Но сейчас уже все по-другому.
Теперь этот язык изучают в школе.
- Думали ли вы когда-нибудь создать сопрановое трио по примеру существующему теноровому?
- Да.
- И это осуществилось?
- Нет! Как можно создать трио из трех сопрано? Ведь их гораздо
больше, чем три, и все они очень хороши. Теноров мало, им легче.
Возможно, можно было бы сделать ансамбль из двадцати пяти
сопрано!
- Почему вы приехали сюда именно сейчас, в момент, когда политическая ситуация настолько неспокойна?
- Я хотела сюда приехать очень давно. Мой хороший друг, который
часто здесь бывает, вернулся из Израиля лишь две недели назад. И я
подумала: если он может сюда приезжать, то почему я нет? Я всегда
мечтала увидеть Иерусалим. Католичка, церковная прихожанка, я
никогда не была в Иерусалиме - а ведь это важная часть бытия
католиков. Я всегда мечтала увидеть места, связанные с Ииусом.
- А террористов вы не боитесь?
- Нет, они ведь везде - и у нас, и в Англии тоже.
- Не собирались ли вы включить в программу концерта музыку Вагнера?
(Смеется) - Вот теперь я точно знаю, где нахожусь. Мне говорили,
что здесь все разговоры так или иначе выходят на Вагнера! Следующий
вопрос!
- Продолжаете ли вы выступать на сцене в оперных спектаклях?
- В данный момент времени нет, и мне кажется, что я уже не буду
петь на сцене в опере. Однако не буду зарекаться. В жизни возможны
разные повороты событий.
- Какой совет вы можете дать молодым певцам?
- "В чем заключается ваш вопрос?", спрошу я у них первым делом.
Ведь у каждого молодого певца есть своя проблема. Буду ли я
продолжать? Стоит ли мне вообще начинать? Как узнать, выйдет ли из
меня что-нибудь? Сколько все это будет стоить? И таких вопросов
сотни. Мне приходилось общаться со многими певцами, и очень часто
эти - главные вопросы - даже не задаются. Их чаще заботит, как
спеть тот или иной фрагмент. А я бы им посоветовала подумать о
главном.
- Каких певиц вы любите?
- Леонтину Прайс и Ренату Тебальди. Они учат меня, что и как петь,
как развиваться дальше.
- Есть ли у вас хобби?
- О, да. Я много играю в гольф, немного в теннис, плаваю, ловлю
рыбу, готовлю еду и даже стреляю. У меня очень много хобби.
- Какой свой будущий проект вы считаете самым важным?
- Вторничный (день ее концерта в Иерусалиме - прим. ред.). Для меня
каждое выступление - это большая ответственность, поэтому я думаю
только о ближайшем концерте.
- Сколько концертов в год вы даете?
- Около тридцати.
- Вы живете в Лондоне?
- Мой чемодан в Лондоне. Я живу в самолетах. У меня также есть дом
в Новой Зеландии, я туда приезжаю порыбачить три раза в году.
- Что нужно для того, чтобы стать оперной звездой?
- В первую очередь нужно иметь голос. Быть музыкальным и много
работать. Это все, что нужно до 16-18 лет. А потом… если у вас есть
хорошие партнеры, умные менеджеры, вы находитесь в правильном месте
и слушаете правильных людей (а их не так много, есть всего
полдюжины людей, которых нужно слушать)… Если все это совпадает,
тогда можно и начинать. Мне повезло: у меня был хороший менеджер, в
то время был муж, верные друзья и люди, которые меня очень любили.
Мой круг состоял из шести человек, к которым я прислушивалась.
Многие из них и по сей день живы, и я до сих пор ценю их мнение. И
не слушаю никого другого.