Много замечательных басов дала оперному искусству Украина. Кто-то прожил на родине всю жизнь, другие покинули ее в силу исторических или жизненных обстоятельств. Однако, не в этом суть. Такие имена, как, например, Александр Кипнис, Марк Рейзен, Иван Паторжинский, Борис Гмыря, или представитель более молодого поколения Анатолий Кочерга, а также многие другие – составляют славу своей родины. В этом ряду значительное место принадлежит Алексею Кривчене.
Алексей Филиппович Кривченя родился в 12 августа 1910 года в Одессе. Его путь к искусству был довольно типичным для тех лет. С 17 лет трудился на заводе, затем в порту. Был участником популярного в те годы самодеятельного ансамбля «Синяя блуза».
Талант юноши не остался без внимания и его направили на рабфак при Одесской консерватории. 4 года он совмещал учебу с работой. Наконец, в 1936 году подающий надежды певец был принят в Одесскую филармонию. Эту веху следует считать началом его творческого профессионального пути певца. В 1938 Кривченя оканчивает консерваторию (класс В.Селявина).
Сразу же после окончания консерватории берет свое начало и артистическая оперная карьера Алексея. Он дебютирует на оперной сцене Луганска (Ворошиловграда) в сезоне 1938/39 года в опере Направника «Дубровский» (партия Верейского).
В течение нескольких лет артист выступает в Ворошиловграде, затем Днепропетровске. На подмостках Днепропетровского оперного театра он исполняет уже вполне масштабные партии – Кочубея в «Мазепе», Гремина и Томского в «Пиковой даме», Кардинала де Броньи в «Жидовке» Галеви (на русской сцене шла под названием «Дочь кардинала»), Собакина в «Царской невесте», Карася в «Запорожце за Дунаем». Поет он и советский репертуар (оперы Т.Хренникова, Ю.Мейтуса, М.Тица).
В военные годы артист вместе с театром был эвакуирован в Красноярск. В 1944 ему было предложено стать солистом новой труппы создававшегося Новосибирского театра оперы и балета. На открытии театра 12 мая 1945 года певец исполнил партию Ивана Сусанина.
Кривченя выступал в Новосибирске 5 сезонов, исполнив партии Мефистофеля (Гуно), Варлаама и Бориса Годунова, Кончака, Галицкого и др.
Наконец, в 1949 году его приглашают в Большой театр, где он дебютирует партией Мельника в «Русалке». Карьера певца в Большом театре была блистательной. Среди его первых выдающихся достижений участие в постановке «Хованщины» 1950 года под управлением Н.Голованова (режиссер Л.Баратов), где певец исполнил заглавную партию Ивана Хованского. За эту работу Кривченя получил Государственную (Сталинскую) премию 1951 года.
Начало же работы в театре было связано с введением в два спектакля текущего репертуара: «Руслан и Людмила» (1948, постановка Р.Захарова) и «Русалка» (1944, постановка патриарха русской режиссуры В.Лосского). В этих спектаклях артист пел соответственно партии Фарлафа и Мельника. Безусловной удачей стала и роль Варлаама в «Борисе Годунове». Именно эти партии в дальнейшем стали как бы «визитными карточками» певца.
В 1952 году Баратов, во многом, опираясь на творческий потенциал Кривчени, ставит в театре «Сорочинскую ярмарку», где певец с незаурядным актерским талантом, сочетающим острый комизм и жанрово-бытовые черты, исполнил роль Черевика.
Среди безусловных удач в советском репертуаре стали роли Никиты Вершинина в мировой премьере одноименной оперы Д.Кабалевского (1955, дирижер А.Мелик-Пашаев, режиссер Л.Баратов) и Комиссара в мировой премьере прокофьевской «Повести о настоящем человеке» (1960, дирижер М.Эрмлер, режиссер Г.Ансимов). Это была 2-я редакция сочинения (1-я редакция никогда публично не исполнялась, ее единственный закрытый общественный просмотр прошел без декораций в Ленинграде в 1948 году под управлением Б.Хайкина).
Говоря о прокофьевской линии в творчестве Кривчени, следует обязательно упомянуть еще две важнейшие работы певца – роль Кутузова в исторической постановке «Войны и мира» (1959, дирижер А.Мелик-Пашаев, режиссер Б.Покровский, первое исполнение пролога-эпиграфа к опере) и Ткаченко в «Семёне Котко» (1970, дирижер Ф.Мансуров, режиссер Б.Покровский).
Из других ролей отметим партии Дона Базилио в «Севильском цирюльнике», Кончака в «Князе Игоре», Пестеля в «Декабристах» Ю.Шапорина. Пел он в «Борисе Годунове» и заглавную партию. Впрочем, его трактовка этой роли вызывала противоречивые мнения, артиста, подчас, обвиняли в «снижении» образа, лишении его определенных героических и царственных черт.
Среди творческих достижений А.Кривчени участие в трех фильмах-операх. Это «Борис Годунов» (1954, Мосфильм, режиссер В.Строева, дирижер В.Небольсин, партия Варлаама), «Хованщина» (1959, Мосфильм, режиссер В.Строева, дирижер Е.Светланов, редакция Д.Шостаковича, партия Ивана Хованского) и фильм-опера «Русалка» (1971, показан по ТВ, с фонограммой 1957 года под управлением Е.Светланова, партия Мельника). Кроме того, в активе певца участие в телеопере «Анна Снегина» В.Агафонникова (1969, режиссер В.Серков, дирижер Е.Акулов).
Наследие Кривчени в области звукозаписи небольшое, но качественное. Отметим записи «Руслана и Людмилы» (1950, MTV, дирижер К.Кондрашин), две версии «Хованщины» (1950, Area-Elite, дирижер В.Небольсин; 1974, Kvadro, дирижер Б.Хайкин), «Войны и мира» (1961, Jimmy, дирижер А.Мелик-Пашаев). Опубликованы две оперные записи с певцом под управлением В.Федосеева (фирма Relief). Это «Майская ночь» Римского-Корсакова (1976, партия Головы) и «Черевички» Чайковского (1974, партия Чуба).
Если попытаться обобщенно охарактеризовать творческий путь Алексея Кривчени, то он похож на карьеры многих выдающихся советских певцов того времени. Расцвет карьеры приходится на работу в Большом театре, с ним связаны основные достижения певца, которому в 1956 присвоено звание Народного артиста СССР. Наряду с выступлениями на сцене театра он провел множество гастролей по российской провинции и за рубежом (Румыния, Болгария, Югославия, Франция, Япония, Венгрия и др.). Огромное впечатление на зарубежную публику произвели его образы Хованского (Париж), Ткаченко (Будапешт) и др. В репертуаре певца были также камерные вокальные сочинения и арии из тех опер, которые ему не довелось исполнить в театре.
На главной отечественной сцене Кривченя проработал солистом до конца 1962 года, однако и после этого продолжал выступать в «Большом» на разовых началах.
Творческий почерк Кривчени гармонично сочетал в себе вокальный профессионализм с яркой и разнообразной драматической трактовкой той или иной роли. Он был мастером перевоплощения и при помощи тончайшей вокальной нюансировки и фразировки мог заставить слушателя «поверить» в тот или иной образ, воплощаемый им на сцене.
Скончался А.Ф.Кривченя 10 марта 1974 года в Москве.
На фото:
Алексей Кривченя