23 августа музыкальная общественность отмечает столетний юбилей со дня рождения одного из самых оригинальных композиторов Эрнста Кшенека, чье творчество и по сей день неоднозначно оценивается критиками и слушателями. Эрнст Кшенек, австро-американский композитор, был чистокровным австрийцем, несмотря на славянскую фамилию. В 1916 году он стал учеником Франца Шрекера, композитора, чьи произведения имели откровенно эротический подтекст и славились новыми (в музыкальном плане) элементами. В то время Шрекер преподавал композицию в Венской Академии Музыки.
Раннее творчество Кшенека (период с 1916 по 1920) характеризует его как композитора, находящегося в поиске своего неповторимого стиля. Большое внимание он уделяет контрапункту.
В 1920 году Шрекер становится директором Академии Музыки в Берлине, здесь же продолжает обучение юный Кшенек. Композитор обзаводится друзьями, среди которых такие прославленные имена как Ферруччо Бузони, Эдуард Эрдман, Артур Шнабель. Это дает возможность Кшенеку получить определенную подпитку к уже имеющимся, благодаря Шрекеру, музыкальным идеям. В 1923 году Кшенек прекращает сотрудничество с Шрекером.
Ранний берлинский период творчества композитора получил название
"атональный", он ознаменовался яркими работами, в числе которых три
экспрессивных по содержанию симфонии (ор. 7, 12, 16), а также его
первая опера, написанная в жанре комической оперы "Прыжок через
тень". Это произведение создано в 1923 году и объединяет в себе
элементы современного джаза и атональную музыку. Пожалуй, этот
период можно назвать отправной точкой деятельности Кшенека.
В том же 1923 году Кшенек женится на дочери Густава Малера Анне.
Его чувственные горизонты расширяются, однако в музыке он идет по
пути абстрактных, бескомпромиссных, новых идей. Композитор
увлекается музыкой Бартока и Хиндемита, совершенствует собственную
технику. Музыка маэстро буквально пропитана современными мотивами,
и, в первую очередь, это касается оперы. Экспериментируя с оперным
жанром, Кшенек насыщает его элементами, не свойственными
классическим образцам.
Период с 1925 по 1927 годы ознаменован переездом Кшенека в Кассель, а затем в Вейсбаден, где он постигает основы музыкальной драматургии. Вскоре композитор знакомится с Полем Беккером - дирижером, выступающим в ведущих оперных театрах. Беккер проявляет интерес к творчеству Кшенека и вдохновляет его на написание очередной оперы. Так появляется "Орфей и Эвридика". Автор либретто - Оскар Кокошка - выдающийся художник и поэт, написавший весьма экспрессионистский текст. Произведение изобилует большим количеством слабых мест, тем не менее, как и предыдущая опера, оно выполнено в своеобразной, ни на кого не похожей манере, насыщена экспрессией и нетерпимостью композитора к всякого рода уступкам во имя дешевой популярности. Здесь и здоровый эгоизм, и драматическая завязка, а также религиозная и политическая подоплека. Все это дает возможность говорить о Кшенеке как о ярком индивидуалисте.
Во время проживания в Вейсбадене Кшенек сочиняет одну из своих самых ярких, и в то же время противоречивых опер "Джонни наигрывает". Либретто также написано композитором. В постановке Кшенек использует самые невероятные технические достижения (беспроволочный те- лефон и настоящий локомотив (!)). Главный персонаж оперы - негритянский джазовый музыкант. Опера была поставлена в Лейпциге 11 февраля 1927 года и восторженно встречена публикой, такая же реакция ожидала оперу и в других оперных театрах, где она шла впоследствии, а это более чем 100 различных сцен, в том числе и в Малом театре оперы и балета в Ленинграде (1928 г., п/у С. Самосуда). Однако критика не оценила оперу по достоинству, усмотрев в ней социально-сатирическую подоплеку. Произведение переведено на 18 языков. Успех оперы в корне изменил жизнь маэстро. Кшенек оставляет Вейсбаден, расторгает брак с Анной Малер и женится на актрисе Берте Херман. Начиная с 1928 года, композитор проживает в Вене, попутно гастролируя по Европе как аккомпаниатор собственных произведений. Пытаясь повторить успех "Джонни", он пишет 3 политико-сатирических оперы, кроме того, большую оперу "Жизнь Ореста" (1930). Все эти произведения поражают хорошим качеством оркестровки. Вскоре появляется цикл песен (ор. 62), который, по мнению многих критиков, был не чем иным как аналогом шубертовского "Winterreise".
В Вене Кшенек вновь становится на путь переосмысления собственных музыкальных взглядов.
В то время здесь царила атмосфера последователей Шенберга, наиболее знаменитые из которых: Берг и Веберн, известные своими связями с венским сатириком Карлом Краусом, имевшим большой круг влиятельных знакомых.
После некоторых раздумий Кшенек решает изучить принципы техники Шенберга. Его приобщение к додекафонному стилю выразилось в создании вариаций на тему для оркестра (ор.69), а также хорошо структурированного, достойного внимания цикла песен "Durch die Nacht" (ор. 67) на слова Крауса. Не смотря на успех в этой области, Кшенек считает, что его призвание - опера. Он решает внести изменения в оперу "Орест" и показать ее публике. Этот замысел осуществился, но Кшенека ждало разочарование, публика встретила оперу весьма холодно. Кшенек продолжает тщательное изучение техники композиции, впоследствии он излагает изученное в великолепном труде "Uber neue musik" (Вена, 1937 год). Практически же он применяет эту технику в "Игре с музыкой" (опера "Карл V"). Это произведение ставится в Германии с 1930 по 1933 год. Особо хочется отметить постановку 1938 года в Праге под управлением Карла Ренкла. В этой фантастической музыкальной драме Кшенек комбинирует пантомиму, фильм, оперу и собственные воспоминания. Либретто, написанное композитором, пропитано австрийским патриотизмом и римскими католическими верованиями, Кшенек все больше в своих произведениях обращается к роли нации, что неверно трактуется многими критиками того времени. Разногласия с цензурой вынуждают композитора покинуть Вену, и в 1937 году композитор переезжает в США. Обосновавшись там, Кшенек какое-то время занимается писательской, композиторской, лекторской деятельностью. В 1939 году Кшенек преподает композицию в Вассарском колледже (Нью-Йорк). В 1942 оставляет этот пост и становится главой Департамента Музыкальной Школы Изящных Искусств в Миннесоте, после 1947 перебирается в Калифорнию. В январе 1945 года он становится официальным гражданином США.
В период пребывания в США с 1938 по 1948 композитор пишет не менее
30 работ, среди которых камерные оперы, балет, сочинения для хора,
а также симфонии (4 и 5). В основе этих произведений строгий
додекафонный стиль, некоторые же произведения умышленно написаны
без использования додекафонной техники. Начиная с 1937 года, Кшенек
излагает собственные идеи в ряде памфлетов.
С начала 50-х годов на сценах театров Австрии и Германии с успехом
ставятся ранние оперы Кшенека.
Второй, так называемый период "свободной атональности" выразился в
первом струнном квартете (ор. 6), а также в монументальной первой
симфонии (ор.7), кульминацией же великолепия, пожалуй, можно
считать 2 и 3 симфонии маэстро.
Третий период неоромантических представлений композитора ознаменован оперой "Жизнь Ореста", произведение написано в технике тоновых рядов. "Карл V" - первое произведение Кшенека, задуманное в двенадцати тоновой технике, таким образом, относится к произведениям четвертого периода. В 1950 году Кшенек закончил автобиографию, оригинал которой хранится в Библиотеке конгресса (США). В 1963 году маэстро стал лауреатом гран-при Австрии. Вся музыка Кшенека подобна энциклопедии, в которой в хронологическом порядке перечислены музыкальные тенденции того времени.