Алексей Кудря: поэзия лирического тенора

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

В последние годы из российской музыкальной среды выдвинулся весьма значимый ряд певческих персоналий, сплошь теноров лирических, которые в настоящее время много и активно работают за рубежом, строя там основную часть своей карьеры. Но если, к примеру, имена Дмитрия Корчака или Максима Миронова российские слушатели знают уже достаточно хорошо, то наш соотечественник Алексей Кудря, местом постоянной творческой дислокации которого на сегодняшний день стала Германия, за рубежом известен всё же в большей степени, чем в России. В данном случае речь идет именно о широкой публике, ибо истинные меломаны, как правило, всегда в курсе всего самого нового и заслуживающего неотложного внимания. Москвич по рождению и профессиональный флейтист по первому музыкальному образованию, наш герой начинал свою вокальную карьеру на подмостках Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, но значимо важную в своем репертуаре партию Ленского на его сцене так и не спел.

Автор этих строк впервые открыл для себя незаурядный вокальный талант Алексея Кудри на концертном исполнении «Cosi fan tutte» (партия Феррандо) в Камерном зале Московского международного Дома музыки (дирижер – Теодор Курентзис). Затем была II премия на I Международном конкурсе оперных артистов Галины Вишневской – и Москва, наконец, услышала в исполнении певца невероятно зрелую, практически безупречную интерпретацию арии Ленского, а также впервые изумилась и искренне восхитилась, что в арии Тамино из «Волшебной флейты» Моцарта певец еще и умудрялся абсолютно профессионально проводить соло флейты. Примерно в это время или немного ранее уже начали формироваться первые зримые контуры будущего масштабного сотрудничества исполнителя с зарубежными европейскими оперными театрами.

С уходом из театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, певец стал редким гостем на отечественных подмостках, хотя и по сей день регулярно возвращается в Россию, но, к сожалению, увязать график зарубежных контрактов с потенциальными московскими ангажементами оказывается невероятно сложно. И всё же, благодаря сотрудничеству артиста с петербургским Михайловским театром, и Москве прошлым летом, во время гастролей труппы из города на Неве, выпала редкая удача услышать Алексея Кудрю в одной из лучших его сценических ролей – в партии Неморино («Любовный напиток» Доницетти). А совсем недавно, 2 февраля этого года, состоялся концерт певца на сцене Малого зала консерватории – весьма значимый для Москвы сольный проект. Еще через три дня Алексей Кудря принял участие в открытии нового абонементного цикла Большого симфонического оркестра им. Чайковского под названием «Легенды о любви». Первый вечер был посвящен одной из самых хрестоматийно-вечных тем – трагической любви Ромео и Джульетты. В дуэте с Екатериной Щербаченко певец стилистически тонко представил мадригал из одноименной оперы Гуно и дуэт из неосуществленной одноименной оперы Чайковского. Остается только сожалеть, что в данном в проекте такой большой мастер вокала был занят так мало!

Давненько вокальные вечера в Малом зале консерватории не вызывали подобного аншлага! В программе первого отделения – вокальный цикл Шумана «Любовь поэта» на стихи Гейне, второе – синтез оперных арий и камерной романсовой классики. Голос Алексея Кудри, лирический по тембру, но достаточно объемный и свободно-полетный по манере звукоизвлечения, отличается внутренней невербальной эмоциональностью, поразительно точным интонированием, оточенностью фразировки и выразительной драматической серединой. В контексте творческого цеха лирических теноров звучание певца по своей природной фактуре достаточно плотное, но при этом осязаемо подвижное, ясное и серебристо-звонкое в верхнем регистре; голос легко справляется с тесситурными кульбитами подчас коварной для теноров вокальной эквилибристики, укрощение которой для любого вокалиста – наиважнейшая задача. Если это происходит естественно легко, как у Алексея Кудри, то с полной уверенностью можно говорить о высокой степени постижения тайн вокального ремесла, о подлинном профессионализме. Голос обсуждаемого исполнителя универсален в том смысле, что ему комфортно во многих амплуа. Это и стезя традиционного лирического тенора, будь то Чайковский, Верди или, к примеру, Гуно. Это и барочный, в том числе, особо отметим, и «классический» моцартовский репертуар. Это, наконец, и романтическое бельканто XIX века, яркие образцы которого создали Россини, Доницетти и Беллини.

Немецкий песенный романтизм всегда ассоциируется с чрезмерной академической строгостью, отстраненным холодом чувств, в известной степени, с «засушенностью» вокальной трактовки. Обнаружив тонкое музыкальное чутье, при этом ни разу не выйдя за границы стилистической дозволенности, Алексей Кудря, как истинно русский художник, сумел вдохнуть в цикл Шумана – Гейне теплоту и страсть. Более рельефная, чем обычно, и более широкая вокальная аффектация последовательно развивалась через неожиданные кульминации, которые в каждой новой песенной зарисовке ни разу не повторялись на протяжении всего опуса. Одним словом, весь цикл в интерпретации Алексея Кудри предстал тонким психологическим театром одного актера (партия фортепиано – Евгения Арефьева).

Далее на суд публики певцом были вынесены интерпретации уже упоминавшихся в контексте нашего рассмотрения оперных музыкальных портретов Феррандо, Тамино, Неморино и Ленского, а также романс Молодого цыгана из оперы «Алеко» Рахманинова. Итак, артист предстал в каждом из трех обозначенных выше амплуа – и сделал это блистательно, с истинно артистическим шармом и куртуазной элегантностью: и на этот раз певец не побоялся вступить в состязание с самим собой в качестве флейтиста. В камерный раздел программы второго отделения вошли «Рассвет» Леонкавалло, «Сожженное письмо» Кюи, «Весенние воды» Рахманинова и «Средь шумного бала» Чайковского. Названный романс Рахманинова не часто услышишь в исполнении тенора: с его сложной тесситурой певец справился, словно шутя, легко и изящно. А последний бис «Вдоль по улице метелица метет» неожиданно родил в сознании мечту – когда-нибудь услышать в исполнении артиста программу, полностью составленную из русских народных песен…

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ