Ученик В.Фельзенштейна, приверженец реализма, выходец из ГДР – таково начало пути. Жесткий авангард с уклоном в актуализацию и политизацию – таков результат эволюции человека, взращенного в нелюбимом им коммунистическом мире и «озверевшего» от фетишизма «свободного мира». Теперь он упорно цепляется за все свои «наработки», не понимая (как и большинство адептов постмодернизма, подпитываемых крикливым театральным и киношным режиссерским истеблишментом и их околохудожественными подпевалами) «Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе?». В целом можно согласиться с М.Мугинштейном, который характеризует купферовскую эстетику в эпитетах уходящего времени, однако, согласиться со второй частью его мысли, где он противопоставляет этому подходу «универсальный гармонический стиль рубежа веков», никак нельзя.
Внятной тенденции к универсализму в оперной эстетике последних лет не наблюдается. Есть полный разброд и вакханалия разнузданной псевдотеатральной режиссуры (да еще и с уклоном в гегемонию сценографии) в ущерб музыкальному стержню оперного искусства. Но это отдельная тема, которой не место в этой статье.
Купфер – парадоксальный художник. Острый ум и интуиция, очевидный «пластический» режиссерский талант сочетаются в нем с «упертой» приверженностью к маниакальной актуализации (подкрепляемой чисто немецкой основательной осязаемостью), а также к «двучленной» идее «власть-творец через насилие». Ряд критиков характеризуют стилистику его работ как «расколотый мир». Так, в одной из статей, посвященных Купферу, ее автор подчеркивает в творчестве режиссера идею «неизбежности противостояния интересов личности и общественного порядка», которая «обнажается с прямотой чуть ли не декларативной» (М.Бялик о спектакле «Евгений Онегин»). Учитывая это свойство эстетики Купфера, резонным становится вопрос – не потеряла ли актуальность эта проблематика после распада СССР и воссоединения Германии? Разумеется, в его многочисленных постановках (если не ошибаюсь, порядка двухсот) есть много других тем, но про «песни о главном» он не забывает никогда.
Гарри Купфер родился в Берлине 12 августа 1935 года. Учился в Высшей школе театрального искусства в Лейпциге. Начал свою оперно-театральную карьеру ассистентом режиссера в Халле, где и состоялся в 1958 году его оперный дебют («Русалка» Дворжака). Затем последовали годы работы в Штральзунде (1958-62), Хемнице, который при коммунистах назывался Карл-Маркс-Штадтом (1962-66) и, наконец, в Веймаре (1966-72).
Этапным становится для режиссера 1972 год. Он начинает свою десятилетнюю творческую деятельность (1972-1981) в качестве художественного руководителя Дрезденской государственной оперы (Semperoper). Среди лучших постановок в этом прославленном театре «Фальстаф», «Фиделио» и «Молчаливая женщина» Р.Штрауса (1974), «Волшебная флейта», «Моисей и Аарон» Шёнберга и «Тристан и Изольда» (1975), «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (1976), вагнеровские «Тангейзер» и «Парсифаль» (1979) и др. В 1973 в Дрездене состоялась мировая сценическая премьера оперы советского композитора Юрия Буцко «Белые ночи». В 1974 театр вместе с Купфером выступал в СССР (среди гастрольных спектаклей «Фиделио», «Фальстаф», «Мельница Левина» У.Циммермана). В 1976 Купфер осуществляет здесь в предновогодние дни мировую премьеру оперы Удо Циммерманна «Филин и летающая принцесса» (по сказке П.Хакса).
В 1981 Купфер становится руководителем берлинской Комише-опер после «наследника» Фельзенштейна Й.Херца. Начинается двадцатилетний период руководства этим знаменитым театром (дебютная постановка – «Нюрнбергские мейстерзингеры», которую он привозил во время гастролей 1983 года в СССР), завершающийся в 2001 году спектаклем «Поворот винта» Бриттена (в немецкой версии «Die sundigen Engel» – «Грешные ангелы»). За это время произошло множество событий в мире, но главное – воссоединение Германии. Этот факт, безусловно, сказался на творчестве Купфера, о чем и было сказано с самого начала.
Деятельность режиссера в Комише-опер отличалась продуктивностью. В 1982 появляются «Похищение из сераля» Моцарта, «Лир» А.Раймана, в 1983 «Риголетто», «Трубадур», «Борис Годунов», в 1984 «Так поступают все», в 1985 «Кармен», «Сказки Гофмана», в 1986 «Джустино» Генделя, в 1987 «Дон Жуан», наконец, в 1988 знаменитый радикальный спектакль «Орфей и Эвридика» Глюка (дирижер Х.Хенхен), в котором прославился молодой Й.Ковальски (через год спектакль был перенесен на сцену Ковент-Гардена, в 1991 вышел на видео). Атрибутика Купфера в этом спектакле характерна для него - современный Орфей в кожаной куртке с гитарой, ад, превращенный в «психушку» и многое другое. Сценографическое решение постановки (художник Х.Шавернох, который уже многие годы является постоянным партнером режиссера) вполне логично вытекает из эстетики Купфера, которая при всех метаморфозах сюжета и его интерпретации, обязательно должна иметь некую онтологическую опору, основанную на добротной реалистической идее. В данном случае – это система многочисленных зеркал, которая должна по мысли режиссера «вбить» в голову зрителя итак всем хорошо известный мотив античного мифа о роковом условии-запрете для возвращения умершей Эвридики – не смотреть на нее, не оглядываться! Но как же это сделать, если вокруг столько зеркал!
В 90-е гг. деятельность мастера в своем родном театре продолжалась столь же плодотворно. Можно выделить спектакли «Травиата» (1994), «Джанни Скикки» Пуччини (1995), «Лючия ди Ламмермур» (1996), «Король-олень» Хенце (1998), «Волшебная флейта» (1999), Милосердие Тита» Моцарта, и «Фиделио» (2001) и ряд других работ. Русская тема развивалась Купфером в спектаклях «Сказка о царе Салтане» (1993), «Евгении Онегине» (уже упоминавшемся выше) и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича.
Важнейшим эпизодом творческой деятельности Купфера стала постановка в 1985 в московском Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко оперы Моцарта «Похищение из сераля» (дирижер В.Кожухарь).
Наряду с работой в Комише-опер Купфер много ставит на других европейских сценах. В 1971 он дебютирует в берлинской Штаатсопер («Женщина без тени» Р.Штрауса). Этот театр впоследствии занял одно из ведущих мест среди сценических площадок режиссера, особенно после того, как началось его сотрудничество с дирижером Д.Баренбоймом.
Британский дебют Купфера состоялся в 1978 в Кардиффе («Электра»), в 1981 он впервые ставит спектакль в лондонской АНО («Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси), в 1993 в Ковент-Гардене «Осуждение Фауста» Берлиоза.
В 1986 Купфер участвует в мировой премьере оперы Пендерецкого «Черная маска» на Зальцбургском фестивале. Особого внимания заслуживают две его постановки в Байрёйте. В 1978 он ошеломил всех своим «Летучим голландцем» (дирижер Д.Р.Дэйвис), а в 1988 поставил там же с Д.Баренбоймом «Кольцо нибелунга». Кстати в дальнейшем творческий «дуэт» Баренбойм-Купфер плодотворно проявил себя, как уже говорилось, и в Берлинской Штаатсопер (в 1992 Баренбойм занял пост художественного руководителя этого театра), где они поставили ряд спектаклей, в т. ч. многие вагнеровские оперы - «Парсифаль» (1992), вновь «Кольцо нибелунга» (начав с «Валькирии» в 1993 и завершив цикл полностью в 1996), «Тангейзер» (1999), «Тристан и Изольда» (2000) и др.
Неоднократно сотрудничал режиссер с Гамбургской оперой, ставил спектакли в Кёльне. Среди гамбургских постановок «Тангейзер» (1990), «Вертер» Массне и «Хованщина» (1994), в Кёльне он поставил «Нос» Шостаковича и «Енуфу» Яначека (1981), «Катю Кабанову» Яначека (1984), «Леди Макбет Мценского уезда» (1988). В 1984 выпустил в Штутгарте моцартовского «Идоменея», в 1987 спектакль «Солдаты» Берндта Алоиза Циммермана (гастроли в СССР в 1988). Творческая «дружба» связывает Купфера и с Мюнхеном. В 1989 он ставит здесь «Орлеанскую деву» Чайковского, в 1997 «Макбета», в 2000 осуществляет мировую премьеру оперы Раймана «Дом Бернарды Альба».
Возвращаясь назад, можно отметить ряд постановок 1979 года - генделевскую «Альцину» в Граце, «Саломею» в берлинской Штаатсопер, «Лулу» Берга во Франкфурте; весьма яркой оказалась работа с К.Аббадо в Венской опере («Электра» Р.Штрауса в 1989).
На фестивале в Брегенце Купфер поставил в 1992 «Осуждение Фауста» Берлиоза, а в 1995 «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова (эту постановку режиссер через год перенес в Комише-опер на немецком языке). Об этом спектакле нужно сказать чуть подробнее. Купфер взялся за одну из самых сложных и мистериальных русских опер (дирижер В.Федосеев), к сожалению сильно вытравив из нее возвышенное и «потустороннее», да к тому же снабдив, что для него весьма типично, историческими аллюзиями русских катаклизмов 20 века.
После ухода из Комише-опер Купфер (свой пост он передал А.Хомоки) позиционирует себя как «свободного» художника. Его можно видеть на различных сценах мира. В 2005 он ставит в Хельсинки «Парсифаля». В Барселоне идет «Кольцо нибелунга» (2004, продукция берлинской Штаатсопер), в Берлине «Травиата» (2006), в Нюрнберге «Фиделио» (2006). Наконец, значительной работой мастера стала опера Пфицнера «Палестрина», поставленная во Франкфурте (2009, дирижер К.Петренко). Впрочем, как отмечают многие критики, и здесь режиссер во многом верен себе. Исторический конфликт между духовной властью церкви и художником ассоциируется с противостоянием современного тирана (Сталина) и творца (Шостаковича). Фигура Шостаковича, кстати, влекла к себе режиссера. Причем, не всегда в этом интересе к нему присутствовал только политический подтекст. Так, например, в кёльнской постановке «Леди Макбет Мценского уезда» (дирижер Д.Конлон) на первый план вышла проблема сексуальных инстинктов, причем, опять-таки, как это обычно делает Купфер, если уж эротизм, так предельно заостренный – откровенность ряда сцен вызывающа. Я убежден, что все эти крайности родом из «коммунистического» протестного антицензурного мышления.
Любопытна еще одна «ипостась» Купфера. Он с успехом пробовал свои силы в жанре мюзикла. В 1992 он поставил мюзикл «Элизабет» (Театр ан дер Вин), в 1999 там же состоялась премьера «Моцарта». Авторы обоих опусов М.Кунце и С.Левай. Их художественное содружество продолжается уже много лет (российский зритель знаком с творчеством этих мастеров по поставленному в прошлом году в Москве мюзиклу «Ребекка» по роману Дафны Дюморье).
Купфер ведет большую педагогическую деятельность. С 1977 он профессор Высшей музыкальной школы в Дрездене, с 1981 берлинской высшей музыкальной школы Ханса Эйслера.
На фото:
Гарри Купфер