История с недомоганием Пласидо Доминго на открытии последнего сезона в Ла Скала имеет интересное и неожиданное продолжение. В одном из очередных спектаклей "Отелло" его заменил россиянин Андрей Ланцов. Он уже много лет выступает в Европе, и никогда соотечественники певца не обращали особого внимания на это обстоятельство - мало ли русских певцов поет за границей в тех или иных театрах! Но в данном случае "малая" родина Ланцова Чувашия откликнулась на его дебют в Ла Скала серией публикаций в местной печати. Мы решили опубликовать одну из статей, появившуюся в газете "Республика" от 16 января 2002 г. Но прежде несколько фактов из биографии Ланцова, не вошедших в эту публикацию.
Андрей Ланцов родился в туркменском городе Чарджоу в 1958 г. В возрасте 12-ти лет вместе с родителями переехал в Чебоксары. Видимо, музыкальность передалась ему по наследству от отца (по профессии инженера), с детства выступавшего в духовом оркестре.
Активный участник всяческих смотров самодеятельности, Андрей рано стал увлекаться эстрадой и начал выступать в известном в республике ВИА "Илем". В 25 лет он поступает в музыкальное училище. Решающей для судьбы юноши стала встреча с композитором Андреем Эшпаем, имеющим, кстати, чувашские корни. Он разглядел в нем певческий талант. И Андрей, бросив училище, отправляется в Казань, где в возрасте 27-ми лет поступает в консерваторию. Вскоре Андрей становится солистом Татарского театра оперы и балета. А после удачи на Всесоюзном конкурсе молодых оперных певцов имени Ф.И.Шаляпина, где Андрей стал дипломантом, его замечают западные импресарио. В 1991 году певец получает приглашение в Будапештскую оперу, куда и отправляется вместе с семьей. Наряду с Будапештом, Ланцов с 1996 года много выступает в Рейнской опере (Дюссельдорф и Дуйсбург). Часто гастролирует в других странах. И вот - дебют в Ла Скала. Можно считать, что международная карьера удалась!
* * *
Этого дебюта в Чувашии ждали. Контракт с театром "Ла Скала" Андрей Ланцов подписал полгода назад. Однако дебютировать ему предстояло не в "Отелло", а в готовящейся постановке "Пиковой дамы" П.И.Чайковского на языке оригинала. Ситуация сложилась иная. До 18 декабря в спектакле "Отелло" заглавную партию пел испанский тенор Пласидо Доминго. Но у него внезапно во время действия начались проблемы с голосом. Доминго, по словам очевидцев, не смог допеть одну из арий и вынужден был удалиться за кулисы. Там он попросил сделать перерыв. Публика в "Ла Скала" ждала корифея полчаса. Доминго вновь вышел на сцену, окрыленный такой преданностью поклонников, и успешно допел до финала свою партию. Публика неистовствовала от восторга.
Но 18 декабря спеть партию Отелло пригласили в "Ла Скала" Андрея Ланцова. И он приехал из Франции - где у него также были спектакли по контракту - чтобы помочь Пласидо Доминго передохнуть и восстановить певческую "форму".
Как мне сообщила мама Андрея Ланцова, сын ей позвонил уже после дебюта и в коротком разговоре заверил, что у него все хорошо и что сейчас он в Милане работает с Доминго. Андрей, как мне известно, всегда слыл очень скромным, не амбициозным человеком (благо - целеустремленным), а хвастаться вовсе не любитель. Тем не менее, достоверная информация говорит сама за себя. Извилистый и достойный путь на оперный Олимп увенчался триумфальным событием - Андрей Ланцов оказался на его вершине рядом с оперными светилами.
Вся предыдущая жизнь Андрея Ланцова была в переездах, в смене географических мест. Родился в Туркмении, вырос и получил начальное музыкальное образование в Чувашии, завершил учебу и получил лестное приглашение после окончания первого курса Казанской консерватории в Татарский оперный театр. А еще, будучи студентом пятого курса, уже был приглашен солистом в Венгерский оперный театр в Будапеште. Добавлю к этому существенные факты. В годы учебы в Казани Андрей Ланцов успел также стать первым стипендиатом им. Федора Шаляпина. И стал дипломантом первого международного конкурса, посвященного Федору Шаляпину, проводившемуся в Казани. Там, на конкурсе, Андрея заприметили западные оперные менеджеры.
После окончания консерватории Андрей Ланцов вместе с семьей - женой Валентиной и сыновьями Павлом и Кириллом - выехал на работу в Будапешт. Это произошло в 1991 году. Так началась оперная одиссея Ланцова. За прошедшее десятилетие певец выезжал с гастролями и деловыми поездками в Англию, Германию, Францию, Бельгию, Голландию, Чехию, Швейцарию, Швецию и, наконец, Италию.
В 1996 году Ланцов становится солистом театра "Опера ам Рейн" в Дюссельдорфе. Но связь его с Будапештом не прерывается. Понятно, что жизнь артистов связана с частыми переездами - они вечные странники. Но очевидно и другое. Масштаб передвижений того или иного артиста все же имеет адекватный масштаб с его талантом. Ведь насколько талант востребован плюс некая доля удачи - настолько широка и география путешествий артиста. Нельзя "вариться в собственном соку" и быть при этом известным всему просвещенному миру. Теперь Андрей Ланцов - гражданин мира и талант его принадлежит миру оперы.
Зов оперной сцены Андрей Ланцов услышал в разгар своей карьеры эстрадного певца. Но перспективы на провинциальной эстраде, сами знаете, какие. Дай Бог найти работу в хорошем профессиональном эстрадном коллективе. Ланцову в этом смысле выпал удачный жребий. Под чутким руководством Владимира Белякова он стал популярен в республике как солист ВИА "Илем" и "Горизонт". В составе "Илема" Андрей с блеском спел песню А. Эшпая "Что знает о любви любовь" на Всесоюзном телеконкурсе "Золотой камертон-82". Но что это дало молодому вокалисту? Сознание неиспользованных в полную силу творческих возможностей, скорее всего. Такие песни, как у Эшпая, местная эстрада не могла предоставить талантливому певцу. Неутешительное положение вещей.
Андрей рано женился. И удачно. Жена стала для него крепким "тылом". Но поначалу необходимо было обеспечивать семью материально. Приходилось петь в ресторанах. Хотя в какой-то степени, при отсутствии вокальных студий и мастер-классов, ресторанная практика восполняла этот пробел. В музыкальное училище Андрей решил поступить на заочное обучение. Опять же из-за семейных обстоятельств. Но педагог по вокалу Станислав Кондратьев все же настоял на том, чтобы его воспитанник продолжил обучение в консерватории. Станислав Алексеевич был поражен, по его словам, до какой степени Андрей не осознавал своих вокальных возможностей. Опытному педагогу и довелось выпестовать эти скрытые возможности юного дарования. А когда Андрей ясно увидел перед собой творческую цель, то сконцентрировался на ней безраздельно. Последствия не преминули сказаться в скором времени. Быть задействованным в оперных спектаклях еще до студенческой скамьи - такое выпадает избранникам судьбы. "Крестным отцом" этой судьбы можно считать характер певца: цельный, волевой, способный на прекрасные порывы. И все ради лучезарной богини - Музыки.
На сегодняшний день в репертуаре Ланцова около двадцати теноровых партий из классического мирового наследия. Полагаю, достаточно назвать лишь героев опер. Знатоки сразу определяют те произведения и тех авторов, которых затруднительно было бы перечислять - вместе получился бы длинный список. В первый ряд, естественно, выстраиваются герои первоплановые: Отелло, Радамес, Альфред, Хозе, Манрико, Пинкертон, Каварадосси, Калаф, Туридду, Самозванец, Герман, Водемон и др. Все герои из наиболее популярных опер, то есть из тех, которые часто ставятся на различных сценах мира. Участвовал Андрей Ланцов и в довольно редких постановках. Таких как "Сила судьбы" Верди, "Адриана Лекуврер" Чилеа, "Джоконда" Понкьелли, "Моисей" Россини.
Вглядываясь в сымпровизированную галерею живописных и разнохарактерных персонажей одного певца, возникает желание узнать, какие же из героев ему более близки по духу и дороги по творческой отдаче. Но подобной информацией я не располагаю. Есть, правда, одна зацепка. Некоторое время, в 80-х годах, я была знакома с Ланцовым. Моя подруга - певица - познакомила нас, когда пришла на концерт ансамбля "Илем". Чуть позже я устроилась работать художником в клуб агрегатного завода. Ходила на концерты "Илема" и в клубе, и на городских площадках. Появилась мысль завести досье на "Илем". Так я добровольно взяла на себя роль биографа ветерана чувашской эстрады.
В отношении персонально Андрея Ланцова поделюсь своими наблюдениями и впечатлениями. Он мне показался добрым, мягким, несколько замкнутым, но корректным и доброжелательным. В его характере в то время была какая-то детская непосредственность. Наивность разной степени, по-моему, сопутствует большим талантам. И, по сути, она и спасает их от прессинга житейской суеты. А с другой стороны, у Андрея наблюдалось очень серьезное отношение к своему делу, он обладал свойством редким у богемного народа - умел самодисциплинироваться. Мои наблюдения во многом подтвердились в беседах с мамой певца.
Не знаю, правомерно ли, но если уж проводить какие-то параллели между личностью певца и его сценическими героями, то ближе всего Андрею Ланцову в моем представлении соответствуют характер и душевные качества Манрико - артиста-трубадура из оперы Верди "Трубадур". Впрочем, я могу односторонне представить самого певца. Нужно быть из круга его друзей, чтобы многогранно характеризовать Андрея. Я к таковым не отношусь.
Когда он уезжал учиться в консерваторию, я подарила ему на память несколько любительских фото, запечатлевших его уже эстрадное прошлое. И попросила на своих экземплярах оставить автограф. При этом я пошутила (Андрей явно был смущен моей репликой): "Буду очень гордиться этим автографом, когда станешь знаменитостью". Выходит, "как в воду глядела".
А на счет того, какие оперные партии у Андрея Ланцова самые любимые, гадать можно сколько угодно. Он и сам, возможно, не решится дать определенный ответ. У творческих личностей самые любимые создания те, что еще только предстоит "родить" на свет. Как для путешественника - самая желанная земля та, что лежит за неизведанным горизонтом… ...И влечет вперед этот трепет ожидания.
Татьяна Алексеева
Р. S. Автор выражает огромную благодарность за предоставленную информацию матери Андрея Ланцова - Динаре Ахметовне. От лица всей редакции желаю ей здоровья, долголетия и всяческих благ!