Среди артистов, с которыми я работала в АНСС, была Нелли Уоллас, великая эстрадная артистка тех дней и замечательный человек. Мы разместились в общежитии, и однажды утром, выйдя из своей комнаты на самом верхнем этаже, я встретила Нелли, которая в лосинах делала упражнения "у станка". Она держалась рукой за перила и делала "подъемы", приговаривая: "Нет. Они больше не делают это так, как мы..."
Через неделю она ушла от нас и присоединилась к другой группе, а на следующий день общежитие получило телеграмму, объяснявшую, что она оставила свои лучшие воскресные вставные зубы в стакане около постели. Не могли бы они сразу же выслать их ей?
В конце 1941 года мы прибыли в Глазго со спектаклем "Шоу Боут", в
котором я "один раз кашляла, один раз плевалась", и там мы
остановились, когда в начале "блицкрига" на город упали первые
бомбы. Все лондонские театры были закрыты, и будущее выглядело
очень мрачным. (Я помню, что однажды во время репетиции этого
самого "Шоу Боут" в старом театре Скала в Лондоне перед гастролями
мы вышли из театра на перерыв, и нам пришлось уворачиваться от
шрапнели, дождем лившейся сверху и крошившей тротуары.)
Поскольку я застряла в Глазго, меня убедили попробоваться на роль
Красавчика Принца Чарли в пантомиме с тем же названием, которая
должна была быть поставлена в историческом Театре Метрополь.
Невероятно, но я получила эту роль, несмотря на то, что я была
русская - и к тому же русская из Англии! В то Рождество в Глазго
должны были ставить пять пантомим. Во главе списка "звезд" стояла
Эвелин Лэй, игравшая в "Альгамбре", а я со своими выступлениями в
Метрополе замыкала тот список. В середине были Элизабет Френч, Элси
Персиваль и кто-то еще, имени не помню.
У шотландского Би-Би-Си возникла блестящая идея сделать
радиопередачу под названием "Все мальчишки вместе" и пригласить
туда нас всех пятерых. На репетиции мы пели свои номера в порядке
приоритета, так что я была последняя. Когда я закончила петь "Воды
Афтона", Эвелин Лэй громко захлопала и сказала: "Этой девушке нужно
дать больше времени на выступление. Уберите один из моих номеров и
отдайте время ей". Я никогда не забыла этого жеста. "Фи" Лэй (как
она была известна) - была первая "великая", с которой мне довелось
встретиться, и она проявила такое великодушие по отношению к
застенчивой начинающей актрисе!
Эвелин как бы "взяла меня под свое покровительство" и пригласила
меня в свою красивую квартиру на Бэт-Стрит, в которой и я
останавливалась потом. Она была очень добродушным экстравертом и
буквально излучала жизнелюбие и человечность. Ее мать, которую я
тоже хорошо знала, была еще более эксцентрична, хотя и выглядела
весьма аристократично. Не так давно я перечитала длинное письмо,
которое написала в те дни своей сестре Майе; оно было в основном
посвящено Эвелин и ее матери, про которую там есть такие строчки:
"Она курила, как печная труба, ругалась, как наемник, пила, как
рыба, и выглядела, как Королева Мария".
Я также помню вечер, когда мы ждали мужа Эвелин, актера Фрэнка
Лоутона, который должен был приехать ночным поездом. Фи очень
волновалась, места себе не находила и за один вечер дважды вымыла
волосы, просто чтобы чем-то занять время! Она многократно пыталась
еще более сблизиться со мной, но в то время я чувствовала, что ее
очаровательный и сложный жизненный стиль не для меня. Мы жили в
разных мирах. Мой голос возбуждал в ней огромное желание привести в
порядок свой собственный, который она, к сожалению, испортила,
потому что пела слишком низко. Помню, как она говорила:
- Дорогая, с моей внешностью и твоим голосом... можешь себе
представить?
Как-то раз я пела русскую цыганскую песню, которая заканчивалась
тремя мощными отрывистыми верхними "До", и Эвелин воскликнула:
- Иисус Христос! Вот ты поешь три верхних "До", а я даже чертову
"Соль" взять не могу!
Она попросила своего друга Джона Мак-Кормака порекомендовать
хорошего учителя, и он предложил Дино Борджиоли, который закончил
карьеру певца и начал заниматься преподаванием. Через Эвелин он
нашел множество учеников, среди которых была Джоан Хэммонд. В один
из моих последних визитов к Эвелин в ее квартиру на Сент-Джонс-Вуд
я встретила там Борджиоли, и у нас был чудесный вечер: мы с
удовольствием спели все возможные дуэты.
Это была не первая моя встреча с Борджиоли. За много лет до того,
когда я только начинала свою карьеру, он поместил объявление в
"Стейдж", приглашая певцов на прослушивание. Я пришла по
объявлению, и он пришел в восторг от моего голоса. Он пригласил
меня поехать с ним в его родную Италию как свою "ученицу", давая
"демонстрационные" концерты. Однако, поскольку мне пришлось бы
оплачивать все свои дорожные расходы, я не могла позволить себе
принять его предложение, как бы мне этого ни хотелось. Но теперь
мне кажется странным, что, хотя и косвенно, я послужила своего рода
импульсом для его карьеры маэстро.
Но вернемся к "Красавчику Принцу Чарли". Договорившись с
постановщиками спектакля, я вернулась в Лондон, и стала ждать
начала репетиций. В то время мое сценическое имя было Кира Вронска,
и администрация театра вдруг поняла, что, будучи русской, я могла
подвергнуть риску сезон - Россия все еще была в дружбе с Германией.
Так что они отправили мне телеграмму, которая гласила: "предлагаем
поменять имя на "Вера Кей" - или аннулируем контракт." В панике я
быстро придумала "Вэйн" (что угодно, только не Вера Кей!), и они
согласились. Однако к тому времени, когда начались репетиции,
Россия присоединилась к Англии против Гитлера, так что я могла бы в
конце концов и остаться Вронской!
Но это был еще не конец истории. К тому времени, как я - со своим
новым именем - вернулась в Глазго на репетиции, администрация с
сожалением поняла, что "Вронска" на самом деле имя скорее польское,
чем русское; а поскольку в Шотландии было много польских войск, они
решили сделать на этом деньги, сочиняя для газет истории с
экзотическими заголовками о моем польском происхождении. Так что,
англизировав свое имя, я вдруг оказалась полькой!
В это время в моей жизни неожиданно возник очаровательный человек.
Я не помню, откуда он взялся: не было, и вдруг появился. Энди
Дункан, почти слишком шотландец, чтобы действительно быть
шотландцем, мой первый и последний "Джонни у Сценической Двери"! Он
был моей тенью и скоро, волей-неволей, стал моим стражем - по очень
веской причине. Сколько я себя помню, меня недолюбливали, хотя я
никогда не смогу понять, почему. Я никогда не расталкивала других
локтями и никогда не завидовала другим певцам; я просто делала свою
работу и не мешала работать остальным. Но тем не менее меня
почему-то все время недолюбливали, в том числе и в этой
пантомиме.
Например, правой рукой Красавчика-Принца был красивый, мускулистый
баритон, который одновременно и добивался меня, и возмущался тем,
что я была Принцем. Вдобавок меня возненавидели моя Возлюбленная,
Эми, и сестра Айви. Они были известными шотландскими эстрадными
артистками, и Айви дали маленькую роль "наперсницы" в "Красавчике
Принце Чарли", чтобы обе девушки могли участвовать в спектакле. С
их точки зрения они могли бы стать идеальным Принцем Чарли и его
возлюбленной, так что они тоже меня невзлюбили. К счастью, мой
страж был рядом и держал врагов на расстоянии.
Перед премьерой меня предупредили, что, если зрителям не нравится
актер, они быстро выказывают свое неодобрение. Обычно это
выражалось в форме тухлых яиц, перезрелых помидоров и прочих
скользких и вонючих отбросов, очень метко попадавших в неугодного
артиста. Я чувствовала себя совершенно беззащитной, не будучи
шотландкой и играя любимого героя шотландцев, и очень боялась
премьеры. Но спектакль сразу же полюбился зрителям, и, выйдя за
кулисы, я была ослеплена двумя рядами подтянутых польских офицеров,
которые ждали возможности отсалютовать своей "соотечественнице".
Они окружили меня, щелкали каблуками, целовали мне руку и кричали
мне что-то по-польски. Я только и могла, что твердить: "Простите
меня, я русская и не говорю по-польски". Когда они вдруг услышали
мои слова, весь польский контингент моментально исчез, кроме одного
храброго воина, который попросил меня составить ему компанию. Но
Энди тоже пришел, и мы втроем как-то ухитрились договориться!
Энди Дункан был снабженцем в торговом флоте (размещенном
поблизости) у крупных поставщиков, Пэйзли с Бучанан-Стрит, так что,
должно быть, у него были контакты и связи. Во время репетиций, ни
слова мне не говоря, он измерил мою довольно мрачную гримерную, и к
премьере каждая стена была покрыта красивым кретоном, великолепно
подогнанным по размеру, с карманами для всех моих личных вещей.
Когда спектакль благополучно начал идти в Театре Метрополь, мои
страхи ушли, и я почувствовала себя в безопасности. Потом однажды
ад вырвался на волю в середине моего соло-номера "Если падает
звезда, загадай желание". Театр начал свистеть, топать и визжать, и
я приготовилась к вонючей атаке. Но шум и топанье продолжались, и я
поняла, что причиной им что-то около моих ног. Я осторожно
посмотрела вниз и увидела, что там сидит великолепная кошка и
довольно умывается. Она, очевидно, перепутала пантомимы, оказавшись
у "Чарли" вместо "Дика". Я подняла ее, унесла со сцены и продолжила
песню там, где меня прервали.
Каждое представление Энди стоял на страже у моих дверей и каждый
вечер дарил мне полбутылки джина и полбутылки лимонного сока -
"освежиться". Каким-то образом, из чувства благодарности и желания
не оскорбить Энди, я ухитрялась каждый раз "освежаться"! Слава
Богу, пантомима в конце концов закончилась, и я смогла избавиться
от этой привычки - а то мне уже становилось трудно выступать без
этого стимулятора. Сам Энди был алкоголиком, и все месяцы нашего
знакомства я ни разу не видела его хотя бы слегка трезвым. На самом
деле для меня настоящий Энди был именно таким. Первое, что он делал
с утра после быстрого глотка воды - снова как следует напивался. И
все же он ухитрялся великолепно работать и от души отдыхать.
Каждый четверг, когда у Пэйзли работали только полдня, Энди водил
меня обедать в Роганос, тогда один из лучших ресторанов в городе,
где я могла заказывать все, что моя душа пожелает. Потом мы ходили
в кино, где он сразу же крепко засыпал, тихонько храпел рядом со
мной весь фильм и просыпался, когда шли титры. Я сама начала
выпивать по воскресеньям, чтобы составить Энди компанию, но в то
время по воскресеньям спиртное можно было купить, только если вы
могли документально доказать, что в Глазго проездом - нужно было
подписать регистрационную книгу в гостинице, утверждая, что вы
путешествуете из точки А в точку С через точку B и остановились,
чтобы освежиться. Не стоит и говорить, что Энди ухитрялся обойти
это препятствие, и у него всегда были билеты на поезд в качестве
"Сезам, откройся" в наш любимый бар в гостинице.
Я развила обыкновение на пути домой в потемках звонить в звонки
всех внушительных домов, мимо которых мы проходили, а потом удирать
в темноту. Однажды вечером при свете факела, который вручил мне
Эдди, я подкрадывалась к эффектно выглядевшей двери, украшенной
латунным дверным молоточком и звонком. Вдруг дорогу мне преградил
еще один потихоньку подкрадывающийся факел, и, подняв повыше свой
светильник, чтобы посмотреть на конкурента, я с изумлением увидела
полицейского, который загадочно смотрел на меня и старался сдержать
улыбку. Мы расхохотались и пожали друг другу руки, я внимательно
выслушала его ласковое нарекание, и мы разошлись.
Когда по случаю моего двадцать шестого дня рождения моя сестра Майя
послала Энди немного денег, чтобы купить мне сумочку, он подарил
мне огромный букет цветов, в котором была спрятана черная сумочка
из кожи антилопы с золотой цепочкой. Она была такая великолепная и
красивая, что я расплакалась, когда увидела ее. Сколько он
доплатил, представить себе не могу, но, должно быть, небольшое
состояние.
Я не помню, чтобы мы с моим дорогим Энди когда-либо толком
беседовали; мы, похоже, способны были обмениваться мыслями. Он
никогда даже не дотрагивался до меня, потому что слишком меня
уважал. У него были жена и дети, но он о них никогда ничего не
говорил, а я не задавала вопросов: они являлись частью другой жизни
Энди, до которой мне не было дела. У меня осталась только одна
фотография Энди, одетого в свой любимый костюм барабанщика с
большой медвежьей шапкой, барабаном и палочкой наготове, тяжело
клонящегося на одну сторону, с остекленелыми и совершенно косыми
глазами - одно дуновение ветра, и он перевернется вверх килем!
Через много лет после того, как я уехала из Глазго, Энди неожиданно
появился у меня на пороге в Лондоне, такой же сентиментальный и
кипучий, как всегда. Мы выпили вместе и повспоминали старые
времена. У меня никогда не было его адреса, так что мы не
переписывались. В конце концов, он исчез из моей жизни так же
ненавязчиво, как и появился, и оставил пустоту, которая так и не
заполнилась.
продолжение ->