В 1946 году был один из самых счастливых дней в моей жизни. Я пришла в знаменитый "Краш Бар" в Ковент-Гардене на прослушивание сразу в две оперных труппы - в Дублинскую Оперную Труппу и в только что образованную Уэльскую Национальную Оперу. Я очень удачно выступила и ушла с контрактами на участие в "Силе Судьбы" в Дублине, а также в "Травиате" и в "Трубадуре" в первом сезоне Уэльской Национальной.
Сначала я выучила "Травиату" на итальянском, а теперь мне нужно было переучивать ее на английском. Однако в самый последний момент мне дали совершенно другой перевод, который хотела использовать в своей постановке Уэльская Национальная, так что мне пришлось учить эту оперу в третий раз - в огромной спешке. Впереди были еще большие проблемы.
Хотя я очень хорошо знала, что труппа организована только недавно,
я не сразу поняла, что продюсер, хор, певцы на вторые роли и второй
дирижер, Хайдн Джонс - дилетанты. Единственными профессионалами
были ведущие певцы - в их числе Виктория Эллиотт, Уолтер Мидглей,
Родрик Джонс, Энтони Марлоу, Арнольд Дэвис и я - и первый дирижер,
Эдвард Рентон. Более того, вся администрация состояла из
бизнесменов, озабоченных коммерческими и национальными вопросами, а
не художественными.
Через несколько дней Рентон позвонил мне и велел прийти на
фортепианный прогон обеих моих ролей - "Травиаты" утром и, после
часового перерыва на обед, "Трубадура" днем. Не веря своим ушам, я
объяснила как можно тактичнее, что, к сожалению, невозможно
репетировать две роли, такие трудные и такие разные - и в
актерском, и в вокальном смысле - всего с часовым перерывом. Я
отметила, что для меня такая попытка очень опасна - она истощит мой
голос, а премьера уже на носу. Рентон не согласился и пришел в
ярость, но отказался дальше обсуждать это дело.
Можно было бы легко достигнуть компромисса, передвинув дневную
репетицию на вечер и дав мне таким образом пять или шесть часов на
отдых. Но вместо этого Рентон втайне от меня отправился в
администрацию и "опротестовал" меня: на основании того, что я
отказалась выполнять его приказы, он убедил администрацию в моей
"некомпетентности" и "непрофессионализме" и отобрал у меня роль в
"Травиате".
Поскольку Уэльская Национальная была непрофессиональной труппой, в
ней не было никого, кто понял бы мою проблему, и к кому я могла бы
обратиться за советом и помощью. Рентон был художественным
руководителем труппы, так что его слово было законом. Он был женат
на дочери сэра Алана Ласельса и наверняка имел очень хорошие связи.
Но, хотя и вполне молодой еще, он неопрятно выглядел, много пил и
курил. На самом деле он был крайне неуверен в себе и пытался
замаскировать свою неуверенность преувеличенным высокомерием.
Вот так и вышло, что я упала со своего высокого пьедестала -
ведущая исполнительница двух чудесных партий - и впала в немилость,
причем безо всяких шансов исправить ситуацию. Принять такое
положение дел мне было очень нелегко. Что же до моей драгоценной
"Травиаты", то мне пришлось уступить роль Виктории Эллиотт, певшей
Розалинду в "Летучей Мыши".
Я очень скоро поняла, что, сама того не зная, неосторожно сыграла
на руку Рентону. Он был в панике от того, что ему пришлось в первый
раз в жизни ставить "Травиату", совершенно растерялся, отчаянно
нуждался в поддержке и решил, что ему будет легче, если Виолетту
будет петь артистка, уже исполнявшая эту партию раньше. А Эллиотт
раньше была одним из столпов театра Сэдлерс Уэллс и пела Виолетту
много раз.
Но тем не менее я каждый раз слушала "Травиату" с большим
интересом. Сцена в последнем акте, когда умирающая Виолетта с
трудом поднимается с постели навстречу Альфреду, меня каждый раз и
забавляла, и приводила в недоумение: Виктория Эллиотт выбиралась из
постели в серебряных вечерних туфлях на десятисантиметровой
шпильке! Это еще что - в "Летучей Мыши" она надевала в сцене
маскарада не обычную полумаску, а солнечные очки от Эдны Эверадж,
пышно разукрашенные пластмассовыми цветами и закрывавшие почти весь
лоб. Могла ли я соперничать с таким совершенным артистизмом?
Я пела в "Трубадуре" с Энтони Марлоу в роли Манрико и Арнольдом
Дэвисом в роли графа ди Луна. Дирижер, Хайдн Джонс, был
восхитительным человеком - довольно "зеленым", беспокоившимся обо
всем на свете и трогательно проницательным. Он просто млел от моего
голоса и однажды вечером в начале сцены "Miserere" замер в
восторженном трансе. Его рука с дирижерской палочкой замерла в
воздухе, и, позабыв о партитуре, он уставился на меня. Я услышала,
что оркестр теряет ритм, подошла к самому краю сцены, повысила
голос и притопнула в стиле фанданго. Хайдн сразу же пришел в себя,
быстро перевернул страницы партитуры, и мы вернулись к делу.
продолжение ->