В 1952 году великий бас Христов и я вместе давали важный концерт в Альберт-Холле. Дирижировал Вилем Тауски. Репетиции были назначены в студии "Майда Вэйл" накануне с двух до пяти, но, к сожалению, вся та неделя была у меня занята - я репетировала в Камденском Театре в опереточной радиопрограмме, где дирижировал Гильберт Винтнер. Так что я отправила записку Христову и сообщила, что он может репетировать от двух до четырех, а потом с четырех до пяти буду репетировать я. Таким образом, у него было целых два часа репетиций с оркестром. А он воспринял это как личное оскорбление от меня - как я посмела быть занятой в день нашей репетиции, когда он свободен?
В тот день Вилем Тауски и оркестр прибыли в студию и в полной
готовности ждали Христова. Они ждали и ждали его, но напрасно.
Христова не было. Музыканты оркестра вздыхали, скучали, читали
газеты, решали кроссворды. Примерно в три часа агенты Христова
впали в панику и позвонили в отель "Савой", где он жил. По его
телефону никто не отвечал, так что они кинулись в отель его искать.
Не получив ответа из его комнаты, и узнав, что в "Савое" никто не
видел и не слышал Христова с самого утра, им пришлось бродить
вокруг отеля во все возрастающем отчаянии.
В без пятнадцати четыре ровно Христов появился из-за массивного
столба в "Савое", где он прятался. Он прошел к главному выходу и
подозвал такси, а его агенты разумно последовали за ним. Он прибыл
в "Майда Вэйл" ровно в четыре, как раз когда я выходила из моего
экипажа. Мы напряженно поглядели друг на друга и вместе прошли в
студию. Я взяла дело в свои руки и сказала:
- Господин Христов, поскольку вы в этой стране гость, у вас,
очевидно, есть приоритет; так что, пожалуйста, воспользуйтесь
оставшимся часом, чтобы порепетировать. У меня нет другого выбора,
кроме как отказаться от своей репетиции.
Оркестр проснулся, отложил кроссворды и начал работать. А я пошла
домой.
У меня на концерте была серьезная программа. Вдобавок к сцене с
письмом Татьяны из "Евгения Онегина" и плача Ярославны из "Князя
Игоря", которые я часто исполняла, она включала арию Царевны-Лебедя
из "Салтана" и каватину Людмилы из "Руслана и Людмилы", которые я
никогда раньше не пела. Без репетиции с оркестром это была нелегкая
перспектива для молодой певицы.
Забавно, что, когда я встретилась с Христовым и Тальявини в Италии
- с Христовым в офисах Театро Реаль в Риме, а с Тальявини на его
собственной генеральной репетиции "Тоски" в "Ла Скала", на которую
он сам меня пригласил - они оба были само очарование, словно собаки
с тремя хвостами. Только когда я стала их коллегой (что они
воспринимали как соперница), проявились их детское упрямство и
неуверенность.
Еще один очаровательный случай с участием Христова произошел в
Ковент-Гардене по случаю генеральной репетиции "Бориса Годунова".
Во время репетиции ему что-то не понравилось, и он просто топнул
ногой, ушел со сцены и исчез. Его подождали и решили отправить
поисковую группу.
Прочесали весь театр, обыскали каждый угол. Христова не было.
Потеряв терпение, дирижер решительно объявил, что репетиция все
равно будет продолжаться, и велел позвать Мариана Новаковского,
дублера Христова. Когда это объявление сделали по внутреннему
радио, Христов внезапно выскочил из женского туалета -
единственного места, где никому не пришло в голову его искать - и
появился на сцене одновременно с Новаковским.
продолжение ->