В 1955 году, когда я была на вершине своей международной карьеры,
Искольдов начал испытывать серьезный финансовый кризис. Я,
разумеется, беспокоилась за него, и один из моих друзей посоветовал
мне обратиться к очень хорошему медиуму. Поскольку терять мне было
нечего, я к ней обратилась. Эта медиум совершенно ничего обо мне не
знала, и ей понадобилось немного времени, чтобы понять, кто я и что
я делаю. Внезапно она сказала:
- Да, ты певица, и у тебя очень большой диапазон. Ты можешь петь
контральто или колоратурное сопрано.
Потом она продолжила рассказывать о других случаях из моей жизни.
Потом она замолчала, и ее лицо потемнело. Она сказала:
- В своей прошлой жизни ты была балериной, которая покончила с
собой в возрасте сорока лет. И я очень ясно вижу, что тебя ожидает
несчастье, которое разрушит твою жизнь.
Когда ты достигнешь того же
возраста, а это будет довольно скоро, ты опять захочешь совершить
самоубийство. Я умоляю тебя, не делай этого. Расплата будет очень
высока, и тебе придется опять вернуться, чтобы оправдать себя.
Последней антрепризой Искольдова в Англии был сезон Итальянской
Оперной Труппы в Столл-театре, за которым последовали несколько
гастролей по Англии. Он, казалось, никогда не замечал опасностей,
очевидных даже для меня. Он думал, что знает в своем деле все, и
никогда не принимал ничьих советов. Мне было велено заниматься
пением и оставить бизнес ему.
Наша последняя гастроль была в 1956 году. Суэцкий кризис, и
связанный с ним дефицит нефти, вместе с внезапным бумом в
телевидении создали огромные проблемы для многих театров и
антреприз, особенно в провинции. Мы очень страдали, а итальянцы,
видя уязвимое положение Искольдова, начали еще наглее обманывать
его. Начались потери. И вместо того, чтобы официально объявить себя
банкротом, Искольдов сорвался и совершил самоубийство.
Во время смерти Искольдова мы с ним еще были очень близкими
друзьями, и я видела приближение несчастья. Я пыталась предупредить
его жену, с которой он воссоединился во время моего брака с Игорем
Семилетовым, но в ответ она назвала меня депрессивной маньячкой и
посоветовала мне взять себя в руки. Чтобы помочь ему с финансами,
насколько я могла, я вообще не брала платы за последние месяцы
выступлений в Итальянской Опере, а также заложила все свои
ценности. Конечно, в конце концов, я все их потеряла и осталась
буквально без копейки. Самоубийство близкого человека часто имеет
неприятные последствия - тактичное молчание или смущенные
перешептывания за вашей спиной - и только один друг предложил
одолжить мне немного денег, с условием, что я обустрою свою
трехкомнатную квартиру так, чтобы одну или две комнаты можно было
сдавать, и я могла жить на эти деньги.
Отчаявшаяся, одинокая, без друзей, я действительно сама была очень
близка к самоубийству. Но я никогда не считала самоубийство
достойным выходом, как бы тяжело ни было. У меня всегда бывает
такое ощущение, что человек, который совершает самоубийство, потом
должен мерзнуть в каком-то ужасном лимбе, ожидая назначенного ему
конца. Так что я не покончила с собой, но вместо физического
самоубийства совершила вокальное и моральное. Моей жизнью было
пение, и я решила умереть вокальной смертью.
И в Лондоне, и на гастролях певцы и члены оркестра Итальянской
оперной труппы существовали как-то совершенно по отдельности, как
будто у них не было ничего общего. Таким образом, с большинством
музыкантов я ухитрилась так и не познакомиться, даже во время
поездок по железной дороге. Но был один музыкант, с которым я вроде
бы была знакома. Если мы встречались на улице, он, по крайней мере,
здоровался со мной. Однажды этот музыкант (увы, я не могу
припомнить его имени, а хотела бы) позвонил мне и сказал, как
глубоко он сожалеет о смерти Жени, и потом, извинившись заранее за
свой следующий вопрос, спросил у меня о состоянии моих финансов.
Изумленная этой неожиданной симпатией, я сказала ему совершенно
убитым голосом, что сижу без копейки. Он сказал, что так и
подозревал, и пообещал обратиться в Благотворительный Фонд
Музыкантов в надежде, что они смогут мне помочь. Я в первый раз
слышала об этой организации. Через несколько дней тот музыкант
позвонил опять и спросил, можно ли ему зайти ко мне, поскольку у
него есть кое-что для меня. Когда он пришел, я поняла, что мои
подозрения оправдались: он явно очень сильно пил. Выглядел он,
мягко говоря, печально - неаккуратный и неухоженный.
Он вручил мне конверт, содержавший сорок фунтов от
Благотворительного Фонда Музыкантов. Такая доброта меня ошеломила.
Я никогда не задумывалась о контакте с Фондом сама, так что я
поблагодарила его, и мы побеседовали. Он был австралийцем - думаю,
лет сорока с лишним - и казался печальным и одиноким. Я пригласила
его на обед на следующей неделе, думая хоть немного отблагодарить
его за доброту и надеясь, что эта встреча даст ему что-то, чего он
мог бы ожидать и где он мог бы немного развеяться.
И вот условленный день настал. Я приготовила вкусный обед из трех
блюд и стала ждать, когда зазвонит звонок. Я ждала и ждала, но
никто не пришел. В конце концов, около десяти часов вечера, я
позвонила ему на квартиру - он жил в довольно плохо обставленных
меблированных комнатах - и попросила его к телефону. Печальный
голос на другом конце телефонного провода сказал мне, что его тело
только что нашли в его комнате - он покончил с собой. Моя печаль и
чувство вины были почти невыносимы. Если бы только я знала. Если бы
только он пришел на обед. Возможно, обе наши жизни сложились бы
по-другому.
Мои недолгие попытки найти нового агента или менеджера вели к одной
и той же просьбе: деньги или "личные услуги". Поскольку первого у
меня не было, а со вторым расставаться я не желала, я мирно ушла в
секретарши (благодарение Богу за стенографию, выученную несколько
десятилетий назад) и "всплывала", когда появлялась какая-нибудь
возможность выступить. То были в основном фрагменты моей бывшей
карьеры, например "Евгений Онегин" в Скандинавии и несколько важных
концертов на Би-Би-Си.
Мне давали контракт за шесть недель до представления, и я успевала
выучить все, что нужно, и вернуть голос в форму. Никто ничего не
подозревал! Однако эти контракты часто включали репетиции или
разучивание новой роли, за что мне совершенно не платили. Поскольку
я не могла позволить себе прервать работу секретаря, мне
приходилось заниматься и репетировать с моим пианистом, Колином
Тилни, вечерами.
Думаю, что каждый раз, когда я получала предложение петь, я втайне
надеялась, что это будет началом возрождения моей карьеры. Но этого
не произошло, и мало-помалу, я приняла неизбежное. Мое последнее
выступление на Би-Би-Си было в 1965 году, когда я все еще была в
наилучшей форме. Я тогда достигла интерпретационной зрелости,
которую теперь даже сама нахожу завораживающей. Но это никого не
волновало - моя карьера оборвалась. Частично, без сомнения, это
произошло из-за отсутствия агента, но для Би-Би-Си мне никогда
никаких агентов не надо было: они всегда приходили ко мне сами! Но
в "Биб" мне наобещали множество контрактов на будущее, а потом
переехали в другое здание и им было не до старых проектов. Похоже,
их никто никогда не интересовал, кроме них самих.
В 1957 году друг одного из моих друзей повстречался с
представительницей Музыкантского Благотворительного фонда, и в их
разговоре прозвучало мое имя, хотя о чем они говорили, я не знаю.
Представитель фонда нерешительно спросил о моей финансовой ситуации
и был обеспокоен, узнав, что она действительно весьма
катастрофична. Через пару дней я получила чудесное письмо от
сотрудницы фонда, которая предлагала зайти ко мне, обсудить мое
положение и через Фонд помочь мне, насколько возможно.
К моему огромному облегчению, Фонд нашел способ помочь мне
преодолеть множество финансовых проблем, которые разрушали мою
жизнь. Фонд делает свою работу очень тактично: вы чувствуете, что
он благодарен вам за то, что вы приняли его помощь, и я могу честно
сказать, что у меня в первый раз в моей жизни было чувство
финансовой безопасности. Но история, собственно, вот про что:
недавно представительница фонда зашла ко мне (они регулярно
проверяют, как идут дела у их подшефных) и сказала:
- Вы знаете, мы помогаем очень многим молодым артистам, если у них
проблемы с карьерой.
Я ответила, что всегда считала, что Фонд помогает только отставным
музыкантам, и рассказала об австралийском музыканте и конверте с
деньгами. Потом я спросила, смогла бы я тогда получить больше
сорока фунтов.
- Конечно, - ответила она. - Мы бы вам очень многим помогли. Я
объяснила, что ничего больше не получала, и мне сказали, что тогда,
в начале существования Фонда, считалось, что, если артист больше не
обращается к ним, значит, с ним или с ней все в порядке. Теперь
фонд работает гораздо эффективнее и обязательно отправляет своих
агентов с проверочными визитами, чтобы убедиться, что артист не
стесняется просить у них дальнейшей помощи. Вспомнив конверт,
который дал мне австралиец сорок лет назад, и поняв, как мог бы
Фонд помочь мне тогда продолжить мою карьеру, я заставила себя не
думать об этих возможностях и вообще выбросить из головы полное
значение того, что я только что узнала.
продолжение ->