В начале января в музыкальных магазинах Америки и в Интернете в продаже появился документальный фильм (cd/dvd) о выдающемся немецком теноре Максе Лоренце. О нем в России помнят разве что музыковеды, культурологи, германисты, а также небольшая часть любителей оперы, главным образом «вагнерианцы». Что касается Германии, то там имя Лоренца звучит так же значимо, как имена Козловского и Лемешева в нашей стране.
В 1979 году фирма «Мелодия» выпустила винил с записью фрагментов "Риенци" Вагнера (Берлин, 1941 г.) с участием Макса Лоренца. В аннотации к пластинке, в частности, говорится: «Певец с самого начала своей карьеры выдвинулся в ряды лучших исполнителей вагнеровских партий в амплуа героического тенора.
Образы Тристана, Зигфрида, Тангейзера находят в его лице великолепного интерпретатора. Могучий, яркий голос, высокий артистизм, огромный темперамент Лоренца явились лучшими средствами передачи коллизий монументальных произведений Р. Вагнера. Среди современников артист не имел соперников, кроме легендарного датского певца Лаурица Мельхиора». В аннотации по понятным для того времени причинам умалчивается, что Лоренц был любимцем Гитлера, хотя его личная и творческая жизнь при нацистах складывалась далеко не безоблачно.
Об этом ниже. А пока: основные вехи его творческой биографии. Родился Лоренц 10 мая 1901 года в Дюссельдорфе. В двадцатые годы учился пению в Берлине. А дебютировал в Дрездене в 1927 году. Быстро выдвинулся как вагнеровский тенор на лучших европейских сценах. Уже в 1930 году выступил в Байрейте, исполнив партии Тристана и Зигфрида. После трех лет работы в Дрезденской опере Лоренц становится одновременно солистом Берлинской и Венской государственных опер и постоянным участником Байретских фестивалей. Его исполнение партий Тангейзера, Тристана, и особенно Зигфрида рассматривалось современниками как лучшее украшение вагнеровских празднеств.
До сегодняшнего дня знатоки и любители Вагнера спорят: кто лучше исполнял теноровые партии в операх гениального немца – Лоренц или Мельхиор (не правда ли, напоминает давний спор поклонниц и поклонников Козловского и Лемешева?). В отличие от Мельхиора Лоренц не был природным баритоном, перешедшим в тенора. Он был тенором «с лирическим тембром» (как он сам говорил о себе), обладающим теплотой и одновременно огромной мощью. И хотя его голос не был темной окраски, что свойственно баритональным голосам, перешедшим в ряды теноров, он все же имел, как считают музыковеды, «мощный, хорошо сбалансированный средний регистр и звенящие высокие ноты с сильным резким звучанием».
Его жизнь при нацистах была не столь фатально трагической, как у большинства героев Вагнера, но все же полной драматизма и личных переживаний. В 1932 году он женился на еврейке Шарлотте (Лотте) Аппель. Лоренц и не думал это скрывать, когда к власти пришли нацисты и начались преследования евреев. Вскоре после принятия известного «закона о чистоте немецкой крови» Лоренц вошел в прямой конфликт с властями. Эсэсовцы пытались запретить его жене появляться на фестивале в Байрёйте и на других публичных мероприятиях. Более того, в 1943 году в его отсутствие ворвались в дом и увели бы с собой жену и ее мать, если бы в последний момент Лотте не удалось дозвониться до сестры Германа Геринга.
Шеф германских ВВС был почетным председателем Штаатсоперы и взял под личную защиту Лоренца и его семью (надо отметить, что в отличие от Гитлера и Геббельса Г. Геринг не был упертым антисемитом: он воспротивился, например, увольнению полукровки генерала Мильха (Milch), заявив: «Я здесь решаю, кто еврей, а кто нет!»).
У Лоренца были и другие мощные защитники и защитницы. Среди них – Винифред Вагнер, невестка Рихарда Вагнера, одна из немногих, допущенных к неформальному общению с фюрером. Она не раз убеждала Лоренца развестись. К чести певца, он не только не поддался на уговоры, но и заставил эсэсовцев, ворвавшихся в его дом и пытавшихся применить силу, извиниться. Когда в 1937 году власти засекли гомосексуальную связь Лоренца с молодым юношей, что в гитлеровской Германии также жестоко преследовалось, и Гитлер предложил директору фестиваля в Байрете Винифред Вагнер не приглашать Лоренца, она ответила: «без Лоренца фестиваль не состоится». Как отмечают современники Лоренца, не только уникальным голосом и редким артистизмом, но и своим атлетическим телосложением он как никто другой воплощал на сцене героических и возвышенных персонажей опер Вагнера.
Сейчас кажется удивительным, как можно было выжить в гитлеровской Германии гомосексуалисту, женатому на еврейке. Не только выжить, но и сделать блистательную певческую карьеру. Лоренц не эмигрировал, как многие выдающиеся представители немецкой культуры. Может быть, потому, что как прирожденный «вагнеровский» певец не мыслил себя вне германской оперы, вне немецкоязычной среды, вне немецкой культуры. Он выступал на сцене, любил свою семью, не лез в политику, хотя и пользовался высокими политическим связями. Потому и смог беспрепятственно продолжить карьеру оперного певца после разгрома фашистской Германии. Он часто выступал, много гастролировал (США, Италия, Франция, Австрия и другие страны), пополнял репертуар за пределами вагнеровского наследия, например, спел в 1946 году в Вене Германа в «Пиковой даме».
Все же пик его творческой карьеры пришелся на период 30-х годов. Как отмечают все биографы, к концу 40-годов голос Лоренца стал терять мощь и красоту. В Вене Лоренц завершил карьеру, исполнив в 1960 году партию Ирода в "Саломее" Р. Штрауса. Там же умер в 1975 году, там же и похоронен.
Выход в Америке диска, рассказывающего о жизни и творчестве Макса Лоренца, совпал по времени с готовящейся в Опере Лос-Анжелеса премьерой вагнеровского цикла «Кольцо нибелунга». Совпадение, конечно, случайное, но любопытное – в нынешних экономических условиях, когда оперные театры повсюду переживают тяжелый финансовый кризис, дорогостоящая постановка тетралогии Вагнера спонсируется местными еврейскими организациями.
О своеобразном культурологическом антисемитизме Рихарда Вагнера общеизвестно. Достаточно сослаться на его статью 1850 года «Еврейство в музыке», где он пытается доказать, что евреи, придерживающиеся своей национальной и религиозной культуры, не способны создавать великие музыкальные произведения. Музыка Вагнера многие десятилетия после Холокоста не исполнялась в Израиле (вплоть до последнего времени, когда в концертных залах этой страны зазвучали вагнеровские мелодии). Да и сегодня, судя по некоторым публикациям в зарубежной прессе, отношение к Вагнеру и его операм среди евреев весьма не однозначное. Иначе зачем понадобилось внуку знаменитого композитора Шенберга - Рандолу Шенбергу выступить в "Jewish Journal" (jewishjournal.com) с пространной публикацией, призывающей читателей отделить творчество Вагнера от его мировоззрения: «Как и мой дедушка, пострадавший в годы нацизма, я считаю неправильным отвергать музыку Вагнера, которая вдохновляла и вдохновляет бесчисленное число композиторов, дирижеров, музыкантов и просто любителей музыки еврейского происхождения».
Предрассудки – свойство человеческой натуры. От них страдал Макс Лоренц и при нацистском режиме, и после его падения. Во время гастролей в 1947 году во Франции он чувствовал холодное, если не враждебное к себе отношение со стороны музыкантов, хористов, да и публики, видимо, воспринимавших его как любимца Гитлера, как некий культурный символ нацизма. Предрассудки со временем изживаются. Сегодня Париж встречал бы певца Лоренца совсем по-другому.