Представляем новую рубрику нашего интернет-журнала. Она посвящена современности. Последние годы много говорят о вокальном кризисе. Что, мол, "золотой век" вокала прошел, выдающихся талантов, сравнимых с великими кумирами прошлых лет, нет (или почти нет). Причин выдвигается много: от экологической ситуации в мире, влияющей на природу голосового аппарата, до проникновения принципов шоу-бизнеса в классическое искусство, поставившего его на поток, и режиссерской экспансии в бывшее раньше преимущественно музыкальным искусство оперы.
Мы не ставим сейчас задачи исследовать эту ситуацию. Единственная наша цель - выискивать среди "кучи сора" певческие бриллианты и очищать их от патины привходящих обстоятельств, не имеющих отношения к подлинному искусству. И такие бриллианты есть. Сегодня наш первый материал.
История этой карьеры как нельзя лучше доказывает, что та художественная среда, которую мы называем "современная мировая оперная сцена", серьезно больна (это, впрочем, не является "привилегией" одного лишь оперного искусства). Разумеется, виновата здесь не только индустрия шоу-бизнеса, проникшая в классику, но и публика, позволяющая себя дурачить. Как иначе объяснить удивительный факт - замечательный мощный голос тенора (дефицит которых стал притчей во языцех) был, наконец, востребован в той мере, которой заслуживает, лишь спустя 15 (!) лет, после начала карьеры. Речь идет о словенском певце Янесе Лотриче, которого мы сейчас и представим в нашей рубрике "Брависсимо".
Родился Лотрич в маленьком словенском (тогда еще югославском) городке Железняки. Учился в Музыкальной академии в Любляне, затем в Вене. Прошел также курс обучения у Марио дель Монако. Дебют певца состоялся в 1980 году* в опере Марибора (партия Неморино), В этом театре Янес проработал до 1987 года. В 1986 году Лотрич стал лауреатом конкурса в Тревизо. В последующие годы выступал на сценах Словении, Хорватии, Чехии, Словакии. В 1993 году на него обратил внимание известный режиссер Лутц Хохштраате, ставивший в Любляне "Ариадну на Наксосе", в которой певец с блеском пел труднейшую партию Вакха. Последовало приглашение в зальцбургский "Landestheater", где Лотрич в 1995-96 годах исполнил партии Хозе и Туридду.
Наконец, в 1996 году певец дебютирует в Венской Штаатсопер (Канио). Дебют единодушно было отмечен критиками как блестящий. Последовавшие вслед за этим выступления в Немецкой опере (Манрико), снова в Вене (Калаф) привлекли, наконец, пристальное внимание музыкальной общественности к новому (какая ирония после длительной карьеры!) тенора.
Любопытный факт. Судьба трижды свела певца с нашей московской оперной дивой Ольгой Гуряковой. Это были спектакли 1996-98 гг. в австрийском городе Граце ("Богема" и "Паяцы"), а также "Трубадур" в Людвигсбурге (1999). В своем двухгодичной давности интервью "Независимой газете" Гурякова упоминает этот факт, ни словом, однако, не обмолвившись о масштабе дарования словенского тенора.
Судьба, наконец, поворачивается к Лотричу лицом. В 1998 он поет Гофмана в "Опера комик", в марте 2000-го года ему уже рукоплещет Опера Бастилии, где он поет ту же партию в постановке Р.Карсена под управлением Д.Конлона.
За 4 года выступлений в венской Штаатсопер Лотрич исполнил 11 партий в 80 представлениях. Очевидцы этих, да и других выступлений певца отмечают необыкновенную чистоту и мощь его голоса, превосходные верхние ноты (стоит послушать, с какой легкостью он берет знаменитые 9 "до" в кабалетте Pour mon ame из знаменитой арии Тонио из "Дочери полка").
Безусловно, этот артист заслуживает большего. Но, как известно, не все зависит от таланта. Впрочем, о причинах такого положения вещей мы уже говорили в начале статьи.
* В 6-м (дополнительном) томе Большого словаря оперных певцов (Kutsch-Riemens), вышедшем в 2000 году, появилась маленькая справка о Лотриче. Однако, указанная (под вопросом) дата рождения певца (1965 год) вряд ли может быть признана правильной, учитывая дату дебюта тенора.
На фото:
Янес Лотрич в партиях Хозе, Вакха и Калафа.