Малобюджетный «Макбет»

Малобюджетный «Макбет»
Оперный обозреватель

"Я бы хотел, чтобы в голосе леди Макбет было нечто дьявольское", - писал Верди в одном из своих многочисленных писем. "Макбет" - самое любимое композитором детище среди его "шекспировских" произведений - и, одновременно, самое проблематичное в этом ряду. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что эта опера лишь в апреле 2001 года была впервые поставлена в Мариинском театре. Ваш рецензент посетил второй премьерный спектакль 19 апреля.

Несомненно, что яркая режиссура могла бы во многом помочь не самому блестящему либретто, заключающему в себе много драматургических пустот. Но Дэвид МакВикар, известный в оперном мире рядом блёклых постановок в провинциальных театрах "второго ряда", так сказать, Соединённого Королевства и Европы, оказался до ужаса скучен.

1/3

Его постановка "Макбета" относится к тем "модерновым" продукциям, которые в ходу у всех малобюджетных театров: открытый с самого начала занавес, свисающие сверху консоли с осветительной аппаратурой, да какая-то невнятная арка на заднем плане (художник-постановщик - Таня МакКалин). Для "оживляжа" используется нечто вроде гигантского лезвия окровавленного мясницкого тесака, иногда спускающегося сверху, да пара повешенных в арке трупов - которые, видимо, должны поведать нам "всю правду" о злодеяниях Макбета.

Если и были в новой постановке сенсации, то они скорее касались шефа Мариинки Валерия Гергиева: во-первых, он вышел к оркестру не с традиционным пятнадцати-двадцатиминутным опозданием, но всего лишь через десять минут после объявленного времени начала спектакля. Во-вторых, провёл спектакль он удивительно мягко, нигде не форсируя оркестровую звучность, с каким-то подчёркнутым вниманием к солистам, которое раньше за ним почти не водилось.

Женский хор театра (ведьмы в 1-м акте), однако этого не оценил: его вокал был таким ужасающим, которого давно уже со сцены ведущего оперного театра страны слышать не приходилось. Каждое раскрытие рта ведьмами ставило спектакль на грань катастрофы. Слава Богу, причиной провала спектакля не стало появление Леонида Захожаева в роли Макдуфа - причем только потому, что в данной опере тенор является персонажем сугубо второго плана. Пение Захожаева - это некий "подвыв а-ля Басков" и неприятная манера в атаке всех нот; тенор как бы "въезжает" в них снизу, часто так и не достигая верной интонации. В сцене, где Макдуф открывает Макбету правду о своём рождении (он не был рождён естественным образом, но - один из первых в истории случаев кесарева сечения! - был вырезан из утробы матери), герой скорее производит впечатление недоношенного инфанта, чем мужественного защитника интересов родины и чести.

Певцам вообще было непросто в этом спектакле. Практически, вся драматургия стараниями постановочной команды была сведена на нет: солисты выходили на сцену, как в концертном и дурно костюмированном исполнении; выходили лишь отбыть свои номера и уйти в ту или иную кулису. Партию Леди Макбет исполняла Ольга Сергеева. В отличие от предписаний самого Верди ("я хотел бы, чтобы голос леди был резкий, приглушенный, мрачный"), Сергеева пела голосом ясным и красивым. Вначале оперы она несколько "зажималась", но сцена сомнамбулизма ей удалась в полной мере. То же самое должен сказать и про Эдема Умерова, исполнителя заглавной роли: робевший поначалу, он великолепно спел "Pieta, rispetto, amore". Его мягкий (может быть, чуть более лиричный, чем нужно для этой роли, голос) отличается глубиной и приятным тембром; он легко наполняет театр и доносит публике все нюансы вокальной партии. Евгений Никитин, потенциально очень хороший певец, как-то не нашёл себя в роли Банко: то ли мало было ему времени, чтобы "распеться", то ли режиссура в очередной раз не ставила конкретных драматургических задач.

В целом впечатление от нового спектакля таково: огромное пространство голой сцены, где даже люки используются банально и неизобретательно; солисты, по очереди выходящие на сцену в серых и малоразличающихся костюмах; отсутствие в труппе полноценного тенора-Макдуфа, но вполне достойная молодёжь в иных ведущих ролях. Вот, собственно, и всё. В конце концов, "Макбет" (как это случалось с рядом других мариинских постановок), можно будет и "переставить". Музыкальные же достижения труппы в этой премьере несомненны - надо надеяться, что и достойное сценическое воплощение "Макбета" не за горами.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ