Результаты российской премьеры оперы Яначека "Средство Макропулоса" впечатляющи. Действие воспринимается на одном дыхании, работа режиссера с артистами подробна и структурна, оркестр чутко выполняет волю дирижера. Если добавить к этому удивительное качество и большую "плотность" музыкального материала, сочетающего в себе оригинальность идей с необходимой долей мейнстримных элементов стилистики 20-х годов прошлого века, а также достаточно высокую способность исполнителей озвучить замысел композитора, то получается превосходный художественный результат.
Единственным "слабым" местом всего этого оперного пиршества является… либретто, в чем, разумеется, театр никак не повинен. Из сочинения Чапека практически улетучился дух гротеска и комедийности.
Текст обременен серьезностью. Эта "серьезность" отчетливо противоречит фантастическим элементам драмы и снижает театральную зрелищность как таковую. В произведении и так все действие состоит, по сути, из сплошных диалогов и монологов с большим количеством информации, а его уровень "триллерности", если так можно выразиться, достаточно низкий и увеличивается лишь к финалу. Лишенное острохарактерных черт повествование рискует превратиться в скучное зрелище и резонерство.
Однако, в спектакле "Геликона" эти опасности преодолены. Спасает интерпретация замечательной музыки, внутренняя ткань которой столь осязаема, что почти не нуждается во внешних зрительных образах, и которую можно слушать закрыв глаза, а также сильная режиссура Дмитрия Бертмана. Что предлагает нам он в этих условиях, учитывая к тому же, что все мелодико-речитативное многословие озвучивается на чешском языке?
Понимая, что зритель не сможет (да и не должен в оперном жанре) разбираться во всех хитросплетениях и нюансах диалогов, режиссер взамен скульптурно лепит яркие и читаемые образы-маски, весь внешний вид которых продуман, стилен и четко выражает чувства и настроения их носителей. В этих образах нет никакой бутафории и излишней условности. "Высокий" реализм приводит к тому, что отчетливо ощущается, как некая "маска", человеческая сущность персонажей - перед нами по-адвокатски "тертый" Коленатый (Дмитрий Скориков), аристократически вальяжный Прус (Сергей Яковлев), комплексующий и склонный к "тайным желаниям" Грегор (Владимир Болотин), глуповато-восторженная Криста (Светлана Российская), инфантильный Янек (Илья Ильин) и возвышающаяся надо всеми усталая от бесконечной жизни, находящаяся по ту сторону добра и зла Эмилия Марти (Наталья Загоринская).
Пожалуй, излишним были в этом спектакле какие-то фантазийные "потусторонние верхолазы" в белых одеждах, ибо" разгадывание ребусов" не очень-то вяжется с манерой этой постановки, к тому же, задирать голову, чтобы разглядеть происходящее наверху, не хватало времени. Тем не менее, если исключить последний пассаж, то по поводу такой режиссуры уместно воскликнуть - браво!
Сценография Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой вторит режиссуре умело! Лишенная трюков и ненавязчивая, она подчинена образному замыслу постановки - из "материи" жизни "вырезаны" ее герои, они, как музыкальные паузы, создают тот неповторимый ритм, который придает действию необходимую степень убедительности, которой не добиться никакими резонерскими средствами!
На долю Геннадия Рождественского досталась самая "малость" - донести до слушателя все извивы партитуры Яначека, наполнить музыку драматической упругостью. И ему удается это в рамках тех возможностей, которые предлагает скромный театральный зал "Геликон-оперы" и потенциал оркестра. Особенно впечатляет мастерское владение ритмами, диапазон которых разнообразен и простирается от изысканных полиритмических структур до элементов народной танцевальности.
Осталось сказать несколько слов по поводу солистов. Признаем, артисты "Геликона" освоили европейский мелодекламационный стиль, включая музыкальное "покрикивание" берговского толка. Говорить собственно о чистом пении здесь не столь уместно, поэтому благоразумно воздержимся от этого.