Знаменитую австралийскую певицу Нелли Мелбу (Мельбу) иначе как великой никогда не называли! Ее обожали царствующие особы, среди них Эдуард VII, его сын Георг V, заступивший на престол после смерти отца в 1910 году. Русский монарх Александр III во время одного из ее визитов в Санкт-Петербург (1891) подарил ей бриллиантовое ожерелье стоимостью 100 тысяч долларов! Шведский король Оскар II просил отложить ее гастроли в США на неделю, только чтобы еще раз послушать голос дивы! Ее роман с герцогом Орлеанским при «живом» муже, с которым она еще не развелась, будоражил Европу. Мелба стала первой женщиной-певицей, награжденной званием Дама-командор Ордена Британской империи (1918). Ее имя носит консерватория в Мельбурне, в Мельбурнском университете есть зал ее имени, бюст примадонны установлен в лондонском Ковент-Гардене. О жизни артистки сняты два фильма – американский (1953) и австралийский сериал (1987). Но, пожалуй, вершиной «всенародной любви», выходящей далеко за пределы академического вокала стали изобретенные знаменитым французским кулинаром Огюстом Эскофье мороженое «Мелба» и тосты (хрустящие гренки), также названные ее именем!
Примадонна была весьма противоречивой личностью с непростым характером, а о ее поведении ходили анекдоты. Ее скупость сочеталась с поддержкой малоизвестных артистов, далеко не всегда становившихся с ее помощью популярными (среди наиболее удачливых можно назвать Джона Браунли, сделавшего отменную карьеру в Ковент-Гардене и Метрополитен). Очень подробные воспоминания о ней оставила выдающаяся польская певица Янина Вайда-Королевич, совершившая турне в Австралию с труппой, организованной Мелбой в 1911 году. Среди информации о певице на русском языке (воспоминания Вайды-Королевич «Жизнь и искусство» изданы в нашей стране в 1965 году) строки польской певицы наиболее интересны:
«…Карьеру свою она начала в Лондоне и сразу обратила на себя внимание короля Эдуарда VII. Ее артистические достоинства не шли ни в какое сравнение с ее славой. Она обладала прекрасным голосом и хорошей школой, но явлением выдающимся никогда не была. Только личность короля окружала ее славой. Ограждала от любой критики и даже мелких замечаний <…> Как человек она была очень неприятной, грубой и подозрительной, отличалась самоуверенностью, высокомерием…» Любопытными являются также воспоминания знаменитой Тоти даль Монте, вокруг которой сложился миф, что именно Мелбе она обязана своим успехом. Даль Mонте развенчивает этот миф достаточно резко (см. Тоти даль Монте «Голос над миром», М., 1966, стр. 106-109), при этом тоже отдавая дань ее таланту. – Она писала так:
«…голос Мелбы отличался редкой красотой, и ее артистическая карьера была блистательной. Незабываемы ее выступления в «Богеме», «Травиате», Фаусте».
Однако тут же на этих же страницах певица приводит характерный для Мелбы эпизод на одном спектаклей, где присутствовала в качестве зрителя:
«Перед началом второго действия в переполненном зале раздались рукоплескания
(давали «Богему» - прим. авт.).
Я крайне удивилась, а сидевший рядом со мной Тейт(импресарио
труппы – прим. авт.)поспешно сказал:
- Встаньте Тоти. Это Вам аплодируют.
Я в смущении поднялась.
<…> За сценой Мелба спросила, кому адресованы аплодисменты. Ей
ответили, что это приветствуют Тоти Даль Монте. Думаю, такая
новость не доставила ей особого удовольствия. На следующий вечер я
пела в «Лючии ди Ламмермур»
<…> Вот окончилась сцена безумия. И тут случилось нечто невероятное
<…> публика, забыв о правилах хорошего тона и благоразумия начала
неистово аплодировать, да так долго, что пришлось прервать
спектакль. Тогда Нелли Мелба в своем роскошном вечернем туалете, с
бриллиантовой диадемой на голове, царственной походкой пошла на
сцену и протянула мне чудесный букет цветов. Потом она обняла меня
и сделала зрителям знак умолкнуть. В наступившей тишине Мелба
сказала:
- Это я привезла ее вам.
Пусть будет так, хотя, по правде говоря, она до этого никогда меня
не видела и не слышала.
Однако, несмотря ни на какие особенности характера и всякие
околомузыкальные обстоятельства, Мелба вошла в историю оперы как
крупнейшая представительница лирико-колоратурного и отчасти
лирико-драматического оперного амплуа рубежа 19-20 вв. К ее лучшим
достижениям принадлежат такие роли, как Мими, Лючия, Джульетта,
Офелия, Недда, Виолетта, Микаэла, Эльза в «Лоэнгрине». С успехом
она пела также Дездемону, Маргариту в «Фаусте» и «Гугенотах»,
Джильду, Манон в опере Массне. Партии в операх Гуно она проходила
под руководством самого автора, большого поклонника певицы. Голос
Мелбы сочетал яркую и легкую виртуозность и колоратуру с тонким
лиризмом и пониманием итальянского и, главное, французского
«шарма», который не всем дается.
У ее голоса были свои пределы. Лишь однажды попыталась она перейти их и исполнить партию Брунгильды в «Зигфриде» (1896, Метрополитен). Однако, напряжение, с которой далась ей эта попытка, чуть не привела к серьезным голосовым проблемам, и от «тяжелых» вагнеровских ролей и других партий с сильным драматическим началом ей пришлось благоразумно отказаться. Тем более странным выглядит упоминание (причем неоднократное) В.Левиком в своих «Записках оперного певца» имени Мелбы в связи с исполнением ею партии Тоски (он не величает ее иначе, нежели «замечательная Тоска»). Где мог он слушать эту оперу именно с Мелбой для меня остается загадкой, да и сама эта роль не вяжется с характером голосового аппарата примадонны. Я внимательно изучил репертуар певицы, особенно на тех сценах, где она блистала множество лет (Брюссель, Ковент-Гарден, Монте-Карло, Метрополитен, Чикаго), и не нашел упоминаний о Тоске, тем более в восторженных тонах! (хотя и не исключаю, что когда-либо певица и пела целиком эту партию). Существуют отдельные записи арии Vissi d’arte в ее исполнении, в частности, сделанная в 1910 с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Лэндона Роналда (с которым Мелба активно сотрудничала, в т. ч. в северо-американском турне 1904 года, и записала много арий своего основного репертуара). Однако из-за отсутствия драматической наполненности в голосе большого впечатления данное исполнение не производит.
Однако пора остановиться на главных моментах ее биографии и головокружительной карьеры.
Нелли Мелба (собств. Хелен Портер Митчелл) родилась 19 мая 1861 года в Ричмонде под Мельбурном в семье выходцев из Шотландии. Ее отец Дэвид Митчелл перебрался в Австралию в 1852 году. Училась Нелли в Пресвитерианском женском колледже. Музыкальность девочки и любовь к пению проявились рано, отец поддерживал эти способности дочери, однако не приветствовал идеи профессионального занятия музыкой. Впрочем, уже в шесть лет она пела на одном из местных концертов баллады на шотландском диалекте. В 1882 году Нелли вышла замуж за капитана Чарльза Портера Армстронга, владельца фермы сахарного тростника в Северном Квинсленде (брак распался в 1900 году, когда Армстронг эмигрировал с сыном в Техас).
Регулярные занятия вокалом Нелли начала в Мельбурне с итальянским педагогом Пьетро Чекки. В 1885 Нелли выступила в Сиднее в «Мессии» Генделя, исполнив партию сопрано-соло. В 1886 году она решила уехать в Европу для продолжения учебы. Дав без особого успеха концерт в Лондоне, девушка отправилась в Париж, где стала заниматься со знаменитой Матильдой Маркези. Именно Маркези предложила своей ученице взять псевдоним по имени родного города Мельбурна. Так Митчелл превратилась в Мелбу. Обладая невероятным честолюбием, молодая певица стремилась к скорейшему началу своей вокальной карьеры. Поэтому, несмотря на возражения Маркези, видимо считавшей ее еще не готовой к полноценной сценической жизни, Мелба дебютирует 12 октября 1887 года в брюссельском театре Ла Монне в партии Джильды. Дебют прошел успешно, и начинающая певица продолжила свой контракт с театром, исполнив здесь также партии Виолетты, Лючии, Лакме и Офелии и др.
Но все ее устремления были направлены на Лондон, который она мечтала покорить. Нельзя сказать, чтобы Мелба была сразу встречена в Лондоне с восторгом. Однако, благодаря тогдашней покровительнице театра, влиятельной Леди де Грей, слышавшей певицу в Брюсселе, ей был предоставлен великолепный дебют в партии Лючии, который и состоялся с успехом 24 мая 1888 года в спектакле с участием знаменитого А.Котоньи и под управлением Л.Манчинелли.
Несколько слов необходимо сказать и о самой Леди де Грей (1859-1917). Происходившая из знатной семьи барона Сидни Герберта, она сначала вышла замуж за графа Лонсдейла. Во втором браке она стала Де Грей (ее новый муж в 1909 принял титул барона Рипона). Благодаря ее влиянию и патронажу менеджером Королевской итальянской оперы Ковент-Гардена в 1888 был назначен Август Харрис, при котором театр сделал огромные успехи и в отношении репертуара, и в деле привлечения блестящих солистов. Была открыта подписка на спектакли для привлечения более широких слоев публики. Для нас особенно важно в ее биографии то, что именно она, познакомившись в 1907 году с дягилевской антрепризой в Париже, сделала все возможное, чтобы привезти ее в Англию для участия в исторических лондонских гастролях «Русских сезонов» 1911 года.
Сделав это небольшое отступление, вернемся к карьере Мелбы. Дебют в партии Лючии положил начало почти сорокалетнему сотрудничеству восходящей звезды с лондонским Ковент-Гарденом. В первом сезоне она выступила также в роли Джильды (которую «разделила» со знаменитой Э.Албани). В следующем сезоне Мелбу ожидал уже блистательный успех в «Ромео и Джульетте» Гуно. В 1890 она исполнила партии Офелии, Эльзы, Лючии, Джильды и Джульетты, участвовала также в постановке оперы английского композитора Г.Томаса «Эсмеральда». В 1892 спела Аиду, Маргариту в «Фаусте» (эту роль готовила с Сарой Бернар), Дездемону. Ее выступления в Ковент-Гардене продолжались в дальнейшем ежегодно до начала 1-й мировой войны в 1914 году (за исключением сезонов 1909 и 1912 гг.). Среди наиболее значимых выступлений отметим участие в мировой премьере оперы Г.Бемберга «Элаина», посвященной певице; английскую премьеру «Паяцев» в 1893 (партия Недды, с участием Ф. де Лючии и М.Анконы), которую она готовила с Леонкавалло; 1-е исполнение певицей в Ковент-Гардене «Богемы» в 1899 (партия Мими, с участием тех же Де Лючии и Анконы),* выступление в «Богеме» в 1902 во время дебюта в театре Э.Карузо и др. Среди других партий, исполненных на лондонской сцене, Микаэла и Маргарита в «Гугенотах» (1895), Манон Массне (1896), Розина и Виолетта (1898).
Завершая тему Ковент-Гардена отметим, что после окончания мировой войны примадонна вернулась в театр в 1919 (Мими, Маргарита, Джульетта), в 1923 пела здесь еще раз Мими и Маргариту. 8 июня 1926 году состоялся прощальный гала-концерт певицы на сцене театра, в котором она участвовала в 3-4 актах «Богемы», исполняла знаменитую Сцену у Балкона из 2-го акта «Ромео и Джульетты (с Ч.Хакеттом), пела «Песню ивы» и Аве Марию из «Отелло».
Вернемся на несколько десятилетий назад и вспомним в хронологическом порядке развитие карьеры Мелбы в конце 80-х - 90-х гг. 19 века.
В 1898 на гастролях в Америке Мелба впервые исполнила в Филадельфии партию Мими, которую готовила под руководством Пуччини.** В 1889 артистка дебютировала в Париже на сцене Гранд-Опера в партии Офелии. В 1890 приняла участие в гала-представлении «Кармен», прошедшем в парижской Опера Комик и посвященном открытию памятника Жоржу Бизе. В этом юбилейном спектакле выступали 1-я исполнительница заглавной партии С.Галли-Марье, а также Я.де Решке (Хозе), Ж.Лассаль (Эскамильо). Мелба пела партию Микаэлы. Среди других ролей, исполненных в том же году в Париже были Джульетта, Лючия, Джильда и Маргарита (Гуно).
К 1891 году относится, как уже упоминалось выше, первое появление Мелбы в Петербурге. Через два года (1893) она вновь побывала в России.
Певица много выступала на итальянских сценах. В сезоне 1892/93 (15 марта) дебютировала партией Лючии в Ла Скала (существуют сведения, что планировалось ее выступление в Ла Скала на премьере вердиевского «Фальстафа», однако эта идея не была осуществлена). В 1894 она спела там же Джильду. Верди сам занимался одно время с певицей и проходил с ней партии Джильды, Аиды и Дездемоны.
В 1892 Мелба исполнила Лючию в Риме, в том же году успешно гастролировала в Палермо и Генуе. С 1896 неоднократно выступала в Монте-Карло, куда ее пригласил знаменитый импресарио Р.Гюнсбург. Дебютировав здесь в партии Джульетты, она затем пела Офелию, в 1900 Травиату и Розину, в 1902 Мими (в спектакле, где дебютировал в театре Карузо) и Маргариту в «Фаусте» и др. В 1904 в Монте-Карло состоялась мировая премьера оперы К.Сен-Санса «Елена», посвященная певице, где она спела главную партию. Успешными были также гастроли певицы в Ницце в 1896/97 гг. В 1900 предприняла большое турне по Германии (Берлин, Дрезден, Кёльн, Лейпциг). В Берлине участвовала в концерте со знаменитым скрипачом Йозефом Йоахимом.
1893 год оказался для певицы весьма значимым. Слава Мелбы достигла берегов Северной Америки и ее приглашают в Метрополитен. Дебют состоялся 4 декабря в ставшей уже традиционной для ее дебютов партии Лючии. В первом же сезоне Нелли исполняет на главной американской сцене партии Офелии, Недды (американская премьера с участием Де Лючии, Анконы, также дебютировавших в Нью-Йорке), Джильды. Особенно плодотворным оказался 1895 год. Примадонна спела в Метрополитен в том сезоне партии Семирамиды, Джульетты, Эльзы, Елизаветы в «Тангейзере» (обе на итальянском языке с участием великого Ф.Виньяса), Маргариты в «Фаусте» и «Гугенотах» (в опере Мейербера подобрался уникальный состав – братья де Решке, Л.Нордика, В.Морель, С.Скальки), Микаэлы, Элаины. И в дальнейшем примадонна ежегодно пела в Метрополитен. Среди партий (называем только новые роли в этом театре) Манон и Виолетта (1896), Мими (1900), Инфанта в «Сиде» Массне (1901). Еще раз надо остановиться на исполненной единственный раз 30 декабря 1896 года партии Брунгильды в «Зигфриде». Эта попытка, как уже говорилось выше, оказалась неудачной. А напряжение, которого потребовала эта партия, едва не сказалось губительно на голосе певицы. После чего ей пришлось отказаться от намерений расширить свой вагнеровский репертуар. После 1901 года Мелба появлялась в Метрополитен еще только два сезона – в 1904 (1 выступление) и в 1910 (Джильда и Виолетта). Среди гастролей в других городах США следует отметить спектакли в Чикаго. Так, в 1910 она пела там в «Травиате» с МакКормаком, в 1915 в «Богеме» и т. д.
Особое место в карьере Мелбы занимают организованные ею турне. Среди них турне по Австралии в 1902, 1909, 1911 (именно об этих гастролях вспоминает Вайда-Королевич), 1924, 1928 гг., турне по Северной Америке (1898-99; 1904, Нью-Йорк, Чикаго, Бостон, Вашингтон). В этих гастрольных турах ее сопровождали обычно певцы среднего «калибра» (певица не терпела конкуренции), однако иногда все же попадались и звезды первой величины. Так в 1911 украшением поездки стал замечательный ирландский тенор Джон МакКормак, в 1924 ее партнерами по выступлениям в Австралии стали выдающиеся певцы Д.Борджоли и А.Гранфорте. В 1928 Мелба гастролировала в Австралии с серией «прощальных туров», и вместе с ней пела выдающаяся певица Д.Аранджи-Ломбарди. Окончательно завершила свою сценическую карьеру Мелба в том же 1928 году в Аделаиде.
В 1925 году Мелба выпустила в Лондоне книгу мемуаров «Мелодии и воспоминания». Занималась литературной деятельностью, благотворительностью. В частности, в 1926 году организовала в театре Олд Вик постановку «Богемы» в пользу оперной труппы театра СэдлерсУэллс.
Мелба стала одной из первых певиц, чей голос был записан в 1895-96 гг. на цилиндрах Беттини. Она стояла у истоков музыкальных радиотрансляций (1920). Записей голоса певицы много. Ряд из них вполне доступен и переиздан. Записан и прощальный концерт 1926 года в Ковент-Гардене. Кроме уже упоминавшихся записей с Лондонским симфоническим оркестром, отметим записи: Romophone 81011-2(1) и 2(2) Дама Нелли Мелба; RCA 09026 61412-2 Нелли Мелба – рецитал; Pearl GEMMCDS9923-25 – серия Covent Garden on Record Vol. 1-3 и множество других. На ряде дисков Э.Карузо есть его записи с Мелбой (например, дуэт из «Богемы», записанный в 1907 году) и т. д. Среди записей певицы сохранились арии из опер, интерпретация которых принадлежит к вершинам ее вокального искусства (например, «Pleurez mes yeux» из «Сида» или «Depius le jour» из «Луизы» Шарпантье).
После окончания своей карьеры судьба отпустила примадонне недолгую жизнь. В 1931 году, возвращаясь в Австралию, она заболела на корабле и вскоре умерла в Сиднее 23 февраля 1931 года.
* Вопреки достаточно распространенному мнению, английская премьера «Богемы» состоялась в театре в 1897 году и прошла без участия Мелбы.
** Партия Мими принадлежит к лучшим достижениям примадонны. Томас Манн вспоминал: «Манера, с которой Мелба брала верхнее «до» в дуэте «O soave fanciulla», исполняемом ею с Карузо, была настолько редчайшей и чудесной, что я в своей жизни более не переживал ничего подобного».
Иллюстрация:
портрет Нелли Мелбы