Сегодня речь пойдет о знаменитом Зальцбургском фестивале, ведущем свою историю с 1920 года. Последние 10 лет им руководил Жерар Мортье, которому скоро предстоит покинуть свой пост. Годы его "царствования" анализирует журналист и критик Майкл Кеннеди. Более подробную информацию о нынешнем фестивале 2001 года читатели могут почерпнуть на фестивальном сайте www.salzburgfestival.at.
Этот год - завершающий для Жерара Мортье в качестве художественного руководителя Зальцбургского фестиваля. Эпоха Мортье в истории фестиваля полна противоречий, случайностей, но, в то же время, и последовательности в выбранном пути и некоторой доли успеха. Его приход в 1992 г. ознаменовал для фестиваля начало новой главы, развитие которой не обошлось без обычного для австрийской музыкальной политики количества крови, пота и слез.
Начиная с 1960-х гг. Зальцбургский фестиваль был вотчиной Герберта фон Караяна. Его желание было законом для фестивальных администраторов и здесь справедливо будет заметить, что его директорство отличалось тем реакционным духом (а перед самой смертью, не задолго до открытия фестивального сезона 1989 г., и печатью художественного склероза), в котором так любят обвинять маэстро как его многочисленные недоброжелатели, так и некоторые его близкие друзья.
С другой стороны, этот форум (с его массивным бюджетом) остается наиболее престижным художественным смотром в мире, местом досуга для богачей, благодаря своим астрономическим ценам на билеты. Имя и изображение Моцарта глядит на туристов со всех сторон: от витрин кафе и кондитерских, до сигарных наклеек и бутылочных пробок. Целая индустрия на базе фестиваля.
Но вернемся к Мортье. Фламандец по национальности, он родился в Генте в 1943 году. Окончил школу иезуитов и получил профессию юриста. Оперный "фан", с глубокими познаниями в жанре. После обучения в Штатах в сфере "общественных связей", работал в оперных театрах Дюссельдорфа, Гамбурга, Франкфурта и Парижа. Его наставниками были дирижер Кристоф фон Дохнаньи и швейцарский композитор и музыкальный администратор Рольф Либерман. То, что он от них усвоил, Мортье претворил в своем опыте работы, став в 1981 г. директором брюссельского королевского оперного театра "Ла Монне". За 11 лет своей, довольно противоречивой, административной политики в этом театре, Мортье произвел целую революцию: новые певцы, авангардные постановки, заказ новых опер. Это касательно деятельности в "Монне" Мортье любил повторять фразу, которую критики часто цитируют, ошибочно приписывая ее моменту открытия зальцбургского периода его администрации: "Моя публика знает, что наши двери слишком узки для Паваротти…"
Критики отзываются о нем как об "очень умном и весьма опасном человеке", и, что "множество людей в том же Брюсселе были рады его уходу, устав от его умствований и широких трат". Сам Мортье не отрицает этого. "Я - маккиавелист. Я должен им быть. Если ты не сражаешься со своими врагами их же оружием, то можешь быть уверен - они тебя прикончат". Заметьте, враги, не оппоненты! А это уже из военного лексикона. Питер Селларс прозвал его "маленьким Наполеоном" из-за его короткого роста. То было 11 лет назад. Мортье давно "положил глаз" на Зальцбургский фестиваль. Будучи директором, для которого опера есть моральный императив, а не просто развлечение, он так продекларировал для прессы начало своих военных действий: "Я не собираюсь работать с зальцбургской публикой в той манере, как это сейчас принято. Я введу серии абонементов для привлечения молодежи. Я выкорчую мафию, которая на протяжении всех этих долгих лет эксплуатировала фестиваль в своих целях и прежде чем составить программу, думала уже о записях". В его реформаторские планы входило уменьшить просцениум вовсю критикуемого "Большого фестивального театра"; он исследовал возможности пересечения оперы с другими художественными формами, хотел сделать фигуру композитора более значимой для зрителя, чем интерпретаторы. Дирижеры - аутентисты при нем были допущены на фестиваль, после того, как Караян их держал столько лет на расстоянии.
Первый же сезон Мортье в Зальцбурге 1992 г., превратился в скандал No.1. Для начала он решил, что фестивалю не хватает драмы. С этой целью он привлек для постановки шекспировского "Юлия Цезаря" немецкого режиссера Питера Штайна. В оперной афише того года значилось "Милосердие Тита" Моцарта. После недели репетиций Риккардо Мути, который должен был вести спектакль, покинул пульт, из-за неприятия самой постановки. Устраивая скандалы на репетициях, он тем самым заслужил поддержку прокараяновского лобби, которое увидело в маэстро носителя стандартов "старого режима". Мути был заменен "местным" Густавом Кюном, Эн Марри спела с триумфом Секста, а Бен Хеппнер заглавную партию.
Большими оперными событиями в тот год явились "Святой Франциск Ассизский" Мессиана (Питер Селларс) и "Саломея" Р.Штрауса (версия Люка Бонди), с Катериной Мальфитано в главной роли и новой большой звездой, Брином Терфелом, в партии Иоканаана. Штраус стал громким успехом (повторенным в Ковент-Гардене), а Мессиан вызвал протесты против "импортирования" на фестиваль новой волны неоднозначных режиссеров.
В 1993 г. три моцартовские оперы были представлены на суд зрителей: "Так поступают все" с новой звездой - Чечилией Бартоли - в роли Деспины (два режиссера сменились в ходе репетиционного периода); возобновление чудесной "Волшебной флейты" 1991 года под управлением Хайтинка (в постановке Йоханнеса Шаафа) и "Луций Сулла".
Но все это затмила остроумная, трогательная и чарующая постановка Юргеном Флиммом "Коронации Поппеи" Монтеверди под величественной палочкой Николауса Арнонкура, с незабываемыми Поппеей Сильвии Макнейр и Нероном Филипа Лангриджа. По слухам, самому Мортье эта постановка почему то не пришлась по душе, поэтому ее больше не возобновляли.
Арнонкур был не единственным "новичком", приглашенным в фестиваль. За ним последовали Рене Якобс ("Орфей" Монтеверди) и новая звезда, впервые рекрутированная Мортье еще в Брюсселе, - Герберт Вернике.
Завершили сезон редко идущий в Зальцбурге "Фальстаф" Верди под руководством Георга Шолти, и камерные постановки "Прометея" Ноно и "Улисса" Даллапикколы на сценах местной церкви и школы. После этого сезона у Иоханесса Шаафа вышли разногласия с администрацией фестиваля, в результате чего режиссер заявил, что ноги его не будет в Зальцбурге, пока там заправляет Мортье.
Сезон 1994 г. открылся экцентричной постановкой Патрисом Шеро "Дон Жуана" Моцарта (Брин Терфел в партии Лепорелло). Стоящий за пультом Даниэль Баренбойм был жестоко освистан. Причудливую версию "Похождений повесы" представил Петер Муссбах.
В этот год Стравинский вообще стал "темой фестиваля", т. к. помимо оперы были явлены еще и селларовская сценическая версия "Царя Эдипа" и "Симфония псалмов" под управлением Кента Нагано. Но фаворитом сезона стал "Борис Годунов" в постановке Вернике, с Сэмюэлем Реми в главной партии и запоминающимся Шуйским Филипа Лангриджа (Аббадо - за пультом). Штокхаузен доминировал в "Моцартеуме" в программе "Музыка наших дней". Но все лавры достались Арнонкуру, который исполнил полный цикл симфоний Бетховена с Камерным оркестром Европы. Последовавшие за циклом сольные вечера Норман, Терфела, Кисина, Поллини, Баренбойма, А.-С.Муттер только подтвердили, что Мортье поддерживает "звездный" статус фестиваля на должной высоте.
После трех лет сотрудничества атмосфера вокруг Мортье стала теплеть. Его пресс-конференции больше не носили характера воинственных заявлений, как в начале. Богатые зрители по-прежнему съезжались из Мюнхена на своих мерседесах. Публика по-прежнему была одета по светски, билеты на оперу также раскупались по бешеным ценам, молодежные абонементы себя оправдывали, и концерты современной музыки исправно посещались.
Находясь под давлением репертуарной политики организаторов фестиваля, Мортье удавалось, хоть и с трудом, отстаивать свои позиции. Как он заявил, если бы его заставили в 1995 г. отменить новую постановку "Лулу" Берга за счет новой постановки "Кавалера розы" с режиссурой Вернике, то он не стал бы дальше продлевать свой контракт. К чести "кураториума" (т. н. фестивального совета), последний всячески поддерживал начинания Мортье и утверждал его сметы. Главными проблемами были нехватка взаимопонимания с Аббадо (в его качестве директора Пасхального фестиваля) и продолжающаяся битва с Венским филармоническим оркестром, чье выступление на фестивале 1994 года не только не завоевало ему новых поклонников, но и уменьшило ряды старых.
Осенью 1995 года в год 75-летия фестиваля контракт с Мортье был продлен. Впервые после столкновения в 1992 г. он обсуждал с Мути (за которым стояла особенно сильная поддержка со стороны фестивальных спонсоров) идею каким должен быть театр сегодня.
"У Мути весьма сильная творческая интуиция. Его идея Театра - это мир, в котором не место трагедии. Весьма странная позиция. Но мне хотелось бы привлечь его к работе с Петером Штайном" - говорит Мортье. В любом случае, в 1995 г. Мути дирижировал "Травиатой", к сожалению, в убогой постановке и со слабым составом.
Поводом для всплеска недовольства публики стал "Кавалер розы" в постановке Вернике, с Черил Стьюдер в роли Маршальши (сцена Приношения была решена в духе Фреда Астера и Джинжер Роджерс). Пресса оттозвалась о постановке как о "антиавстрийской" и "антиштраусовской", а Мортье в ответ заявил, что эта часть прессы "на содержании" у его оппонентов. В этом заявлении дым был не без огня. Мортье не был в восторге от замены президента фестиваля Вестмюллера Хельгой Рабль-Стадлер, владелицы фешенебельного магазина одежды "Resmann" и жены главного редактора журнала "Der Kurier", который постоянно атаковал критикой реформы Мортье. С Мортье не посоветовались по поводу ее назначения, что сделало его ультра-подозрительным. Как обернулось - она была весьма лояльна и поддержала его. Тем не менее, ее муж угрожал судом. Мортье - фаталист и был настроен по этому поводу философски: "В Зальцбурге, как бы вы не старались реализовать большие идеи, - можете быть уверены, что вам ничего не достигнуть. Люди здесь не хотят перемен, не желают, чтобы их стимулировали морально и ментально". Впрочем, это не мешает публике заполнять залы на спектаклях "Лулу" с Кристиной Шефер в главной роли (это была полная, трёхактная версия оперы). Но настоящим "гвоздем" оперного сезона стала "Свадьба Фигаро", мнения о которой разделились поровну между любителями этого шедевра и теми, кому постановка не понравилась за ее претенциозность и сухость (если не считать превосходное пение Брина Терфела - Фигаро, и Сюзан Грэм - Керубино). Дирижером был Арнонкур, чьи темпы показались намеренно необычными.
Мортье возобновил свой контракт до 2001 года, но сезон 1996 года прошел не безоблачно: Мути опять был отстранен и Арнонкур не вернулся, чтобы провести "Фигаро". Петер Штайн, несмотря на блестящую постановку "Моисея и Аарона" Шенберга был вынужден покинуть фестиваль в качестве режиссера драмы, т. к. в рамках одного фестиваля двум эго - Штайна и Мортье - уже стало тесно. Новый "Фиделио" Вернике (под руководством Шолти) вызвал общее неприятие, а Венский филармонический, который вернул к себе расположение зрителей в 1995 году, жаловался, что был привлечен только к трем оперным проектам из семи. Залы на оперные спектакли уже не были заполнены целиком, и предварительная оценка валового сбора по сравнению со временами "караяновской" публики показала падение доходов на 15%.
Несколько моцартовских опусов были включены в программу фестиваля 1997 года: "Митридат, царь Понтийский", в постановке Джонатана Миллера, под управлением Роджера Норрингтона, "Луций Сулла", "Милосердие Тита", "Похищение из Сераля" и "Волшебная флейта". Две последних и "Митридат" - были новыми постановками. Натали Дессей блистала в роли Царицы Ночи, а "Похищение" было превращено в драму заложников, с этнической флейтовой музыкой и интерполяциями из Корана.
Большим событием стал "Великий Мертвец" Лигети, поставленный Питером Селларсом. После премьеры Лигети атаковал постановку "за искажение духа его оперы". То, что по задумке должно было представлять из себя карнавал, у Селларса превратилось в постядерную притчу о пороках американского общества.
Возобновление "Годунова" Вернике-Гергиева было по праву принято с восторгом. Импортерами стали парижская постановка "Пеллеаса" Роберта Уилсона (с Даун Апшоу) и "Воццек" Берга с Пасхального Фестиваля в захватывающей режиссуре Питера Штайна. Как заметил поклонник Мортье маэстро Дохнаньи: "Он совершает свои ошибки. Мы все их делаем. Но он стал менее агрессивным. И каждый усвоил его урок: Хватит болтать. Работайте!"
Сезон 1998 г. был отмечен возобновлением "Святого Франциска" Мессиана; подновленной постановкой "Фигаро" (Бонди), переработанной Джоэлем Лаувэрсом; новым спектаклем Вернике "Дон Карлос" (который не в пользу последнего сравнивали с ковент-гарденовской работой Бонди). С особенной сдержаностью была встречена новая постановка Кристофером Марталером "Кати Кабановой" с Анжелой Денок в роли Кати, решенной как "травести". Помимо этого, были показаны концертные версии "Возвышение и падение города Махагони" Вайля-Брехта, "Парсифаль" (под палочкой Гергиева) и "Король Рогер" Шимановского (с Саймоном Рэттлом за пультом).
Но 1999 год оказался для Мортье скандальным, когда 50-летний юбилей со дня смерти Рихарда Штрауса был проигнорирован Зальцбургом, где ни одна опера композитора не была представлена, лишь только скромная программа его оркестровых сочинений. Было ли это просчитанным намеренным оскорблением или полным безразличием со стороны Мортье, сказать трудно. После двух сравнительно спокойных лет, злобные нападки возобновились в первую же неделю фестиваля, когда президент Австрии Томас Кестиль, который во время своей инагурационной речи призвал "к гармонии вместо конфронтации" (процитировав Гофмансталя, одного из основателей фестиваля), и провозгласил, что искусство - это разговор о красоте, стиле и вкусе. И, как подчеркнул в его речи Мортье, искусство не должно представлять зрителям "ложный рай". По его словам, Кестиль извратил значение слов Гофмансталя: подобно нацистам он решил вмешаться в художественные процессы. Так был дан первый залп в войне за поиск замены Мортье. Будет ли президент продолжать линию Мортье или станет поддерживать то, что он называет "безошибочно австрийским" (т. е. "приторный Моцарт" в понимании Мортье)? Также новой фигурой, появившейся в Зальцбурге, стал кубино-американский меценат Альберто Виллар, выделивший на нужды фестиваля более $ 6 миллионов долларов.
Наиболее запоминающимися моментами фестивального сезона 1999 г. стали постановки: оперы Лючано Берио "Хроника места", которую многие восприняли, как трудную для восприятия, но сильную по воздействию и, к тому же, превосходной Хильдегард Беренс; "Доктор Фауст" Бузони с Томасом Хэмпсоном в главной роли и Кентом Нагано за пультом. Новый спектакль Луки Ронкони "Дон Жуан" был всеми признан провалом. Зато решенная Фрейером в цирковом стиле "Волшебная флейта", с новым составом и перенесенная в "Меццецентрум" в районе новостроек была, по видимому, успешной. В сезоне появились Мути (с симфоническими концертами) и Рэттл, а, также Маттила и Бартоли.
В этом же году Советом фестиваля был определен преемник Мортье. Им стал Петер Ружицка, уроженец Австрии. Он был директором Гамбургской оперы с 1989 по 1997 гг., затем руководил Гамбургской Биеналле. Его контракт с Зальцбургом заключен до 2006 г. В каком "духе модернизаций" он будет себя проявлять нам еще предстоит увидеть.
Год 2000 начался с бурлений в феврале, когда Мортье объявил о досрочном уходе с поста в связи с усилением политической власти правого крыла Йорга Хайдера. Некоторые музыканты, включая Саймона Рэттла, грозили объявить бойкот Зальцбургскому фестивалю, но шум стих спустя три недели, после того, как Мортье отозвал свою отставку под впечатлением "сильного противостояния австрийских жителей, проявленного в ходе антихайдеровских демонстраций". Но фестиваль в результате всех событий потерял ведущего американского спонсора.
Программа этого года включала премьеру "L'amour de loin" Саарьяхо в постановке Селларса с Даун Апшоу и Кентом Нагано (который был признан выдающимся успехом), и минималистский спектакль Вернике - "Троянцы" Берлиоза. Среди звезд вокала блистали Сюзан Грэм в "Ифигении в Тавриде" и Вальтрауд Майер в роли Изольды в "Тристане" под управлением Маазеля. Мортье также представил четыре концертных исполнения опер: "Медею" Керубини, "Саула и Давида" Нильсена, "Китеж" Римского-Корсакова и "Пиковую даму" Чайковского (с Доминго-Германом) - обе последние, под управлением Гергиева.
Прощанием Мортье с фестивалем в этом году станут "Фигаро", "Так поступают все", новые постановки "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича, "Енуфы" Яначека, штраусовская "Ариадна на Наксосе", "Фальстаф" Верди и… отгадайте что? - "Летучая мышь"! Хочет ли Мортье показать этим жестом, что он готов еще повеселиться?
Подводя итоги этому обозрению десятилетия Мортье хотелось бы спросить: была ли его эпоха для Зальцбурга успехом или провалом? "Решение жюри" еще предстоит. Одно нельзя отрицать: Мортье пошел благородный риск, пытаясь влить в старые меха фестивальной традиции свежую кровь новых имен и нового репертуара (особенно, что касается современных произведений), и дал возможность ознакомиться фестивальной публике с целой плеядой новых звезд: Маттила, Грэм, Бартоли, Фриттоли, Исокоски, Апшоу, Хэмпсон, Терфел, Скофхус, Дессей - это если назвать только некоторых.
Что касается уменьшения влияния грамофонных компаний на зальцбургском рынке, также являющегося делом рук Мортье, то теперь лишь "Deutsche Grammophon" может похвастаться офисом напротив "Фестшпильхауза".
Во времена своего "режима" Мортье не очень преуспел с моцартовскими операми - большинство премьер было провальными. Оперы Яначека, хотя и украсили репертуар фестиваля, все же были поставлены "неадекватно". Большей частью Мортье запомнится "модернисткими" постановками, которые так дороги его сердцу, потому что они "двигают оперу вперед".
Завтра, без Мортье, фестиваль пойдет своим чередом. А что же ждет в будущем самого Жерара Мортье? Еще в 1990 году он поведал в интервью, что желал бы поработать в Америке. "Я еще слишком молод для Мет, но не прочь возглавить однажды какой-нибудь американский театр. В контексте культуры Штатов, которая до сих пор считает оперу "музейным" жанром, мне есть где себя проявить. Наступит 2002 год и Мортье уже сможет считать себя более чем готовым для Америки. Но будет ли готова Америка принять у себя Мортье? Поживем - увидим.
Публикация Кирилла Городецкого
(по материалам обозрения Майкла Кеннеди
для фестивального номера журнала "Opera", 2001 год)
На фото:
Зальцбург.
Жерар Мортье.
Сцены из спектаклей:
"Святой Франциск Ассизский". 1992 г.
"Волшебная флейта". 1993 г.
"Коронация поппеи". 1993 г.
"Похождения повесы". 1994 г.
"Хроника места". 1999 г.