В последние годы все возрастающей известностью пользуется молодой дирижер Владимир Юровский. Кульминацией его достижений стал дебют на сцене Метрополитен опера в "Риголетто" Верди (24 декабря 1999 года).
Родившийся в 1972 году в Москве, Владимир рос в семье, богатой музыкальными традициями, в круг общения которой входили Д. Шостакович, Д. Ойстрах. Его прадед был дирижером, дед - Владимир Юровский - известным композитором (автором оперы "Дума про Опанаса", балета "Алые паруса" и др.). Отец - Михаил Юровский - также продолжатель традиций семьи, известный дирижер, много лет проработал в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича - Данченко (среди постановок: "Служанка-госпожа" Перголези, "Мнимая садовница" Моцарта, "Виндзорские проказницы" Николаи, ряд балетов), был участником мировой премьеры оперы С. Слонимского "Мастер и Маргарита", выступал в Большом театре.
В начале 90-х годов семья уехала в Германию. Среди причин, побудивших ее к отъезду и указываемых самим Михаилом Юровским в интервью газете "Berliner Morgenpost" от 16 февраля 1997, - то противодействие, которое встретил он, как еврей, в лице советских властей (министерства культуры) при назначении в 1988 году нового главного дирижера в театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Владимир получил отменное музыкальное образование. В 1990 он окончил Музыкальное училище при Московской консерватории, в том же году поступил в Высшую музыкальную школу в Дрездене, в 1992 продолжил учебу в Берлине в Высшей музыкальной школе им. Ганса Эйслера в дирижерском классе проф. Р. Ройтера (окончил в 1996). В эти же годы он стал пробовать свои силы как дирижер. Работал ассистентом в Дрезденской опере и у своего отца (продолжившего в Германии свою успешную дирижерскую карьеру в театрах Берлина, Ростока, Лейпцига). В 1993 состоялось его первое публичное выступление. В 1994 он выступил с камерным орестром Дрезденской Штаатскапеллы.
Первой оперной постановкой Юровского-младшего стала "Майская ночь" Римского - Корсакова на Уэксфордском фестивале 1995 (солисты Владимир Маторин, Всеволод Гривнов, Ирина Долженко, Марина Мещерякова, Френсис Маккаферти, Максим Михайлов, Вячеслав Войнаровский, Анатолий Лошак). Эта почти целиком русская постановка (за исключением шотландки Маккаферти в партии Свояченницы) произвела большое впечатление в Великобритании. Пресса восторженно отзывалась о дирижере, сравнивая его чуть ли не с юным Карлосом Клейбером (газета The Observer). После удачного начала карьера дирижера стремительно развивалась: "Набукко" Верди в Ковент-Гардене (апрель 1996), "Пиковая дама" в Комише-опер (май 1997), "Моисей и Фараон" Россини на фестивале в Пезаро (август 1997), "Вертер" в Брюсселе (октябрь 1997).
Важным этапом в творчестве Юровского стала его деятельность на посту 2-го (а затем и 1-го) капельмейстера в берлинской Комише-опер с сезона 1996/97. Одной из его лучших работ в этом театре стала опера "Турандот" Пуччини (премьера 15 марта 1998 года). Заметным явлением стала также постановка "Золотого петушка" в Ковент-Гардене (декабрь 1998), где партнерами маэстро были знаменитый Паата Бурчуладзе (Додон), уроженка Казахстана Елена Келессиди, с 1992 выступающая в Европе (Шемаханская царица) и др. И хотя у отечественной критики был ряд вопросов к режиссуре и сценографии спектакля (режиссер Т. Хопкинс, художник Э. Бейкер), мастерство дирижера никто не подвергал сомнению.
11 октября 1999 года в парижской Опере Бастилии состоялась премьера "Пиковой дамы". За пультом стоял Владимир Юровский (в главных ролях Карита Маттила и Владимир Галузин). Об этой постановке хотелось бы сказать особо, так как здесь судьба свела маэстро с крупными представителями русской культуры - режиссером Львом Додиным и художником Давидом Боровским. Тем важнее та высокая оценка, которой охарактеризовал режиссер свои творческие взаимоотношения с дирижером во время подготовки спектакля.
Среди последних выступлений Юровского "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси в Болонье (февраль 2000 года), "Фауст" Гуно в Генуе (май 2000 года). В активе Владимира запись оперы "Вертер" на фирме RCA с мексиканцем Рамоном Варгасом и блестящей болгарской певицей Веселиной Казаровой.
Впереди у молодого дирижера большой путь, по которому уже сделаны весьма уверенные первые шаги.